Человека можно уничтожить, но его нельзя победить

31 травня 2014, 18:11
Власник сторінки
0
Человека можно уничтожить, но его нельзя победить

2 июля 1961 года Эрнеста Хемингуэя нашли мертвым в гостиной его дома в тихом городке Кетчум, штат Айдахо. Если в тот день по кому-то и звонил Колокол, то он звонил по старине Хему.

 2 июля 1961 года Эрнеста Хемингуэя нашли мертвым в гостиной его дома в тихом городке Кетчум, штат Айдахо. Если в тот день по кому-то и звонил Колокол, то он звонил по старине Хему. 

Смерть Папы до сих пор хранит множество тайн. Ученые и литературоведы строят гипотезы о том, был ли это несчастный случай, суицид или же спланированное убийство.

Что произошло доподлинно неизвестно, но сам классик американской литературы, о котором идет речь, утверждал, что удачных самоубийств не бывает. 

Что же довело полностью соответствующего  героям своих романов, мужественного, уверенного в себе, скупого на эмоции писателя до  суицида?

В 60-е Хемингуэй впал в депрессию, связанную с навязчивой идеей о слежке за ним ФБР. Четвертая и последняя жена писателя – Мэри Уэлш все-таки смогла убедить Папу пройти обследование в психиатрической клинике «Майо». Диагноз врача был неутешителен – паранойя.  Писателя лечили в клинике от душевных болезней и от проблем, вызванных высоким давлением.

Вскоре Хемингуэй значительно окреп и в январе 1961 года был выписан.  Однако ни жена, ни близкие друзья не видели заметных улучшений. Один из охотников, которого Хем знал еще с времен сафари, так отзывался о состоянии писателя: «Он умирал внутри – я не думаю, что в этом кто-нибудь сомневается. Он внезапно стал печальным человеком. Очень-очень печальным».

Страхи о преследовании и слежке не покидали Хемингуэя. Он считал, что приставленные к нему тени, или как сам он  их называл «феды», обложили его со всех сторон.

Близкий друг Хемингуэя Аарон Хотчнер вспоминает слова первого: «Они проверяют мой банковский счёт. Они проверяют почту. Они следят за моей машиной. Они следят за всем. Я не могу пользоваться телефоном. Это худший ад из возможных».

Вскоре Мэри находит мужа за скверным занятием: тот заряжает в дробовик два патрона и приставляет оружие к голове. Не удивительно, но Хемингуэй отправляется в «Майо» повторно. Однако лечение приобретает более серьезный характер, когда к изнеможенному писателю применяют электрошоковую терапию. После 13 сеансов «ласковой лоботомии» Хем страдает цикличной потеряй рассудка, непрекращающимся тремором и что самое главное - неспособностью уверенно держать предметы, а следовательно писать. Комично и абсурдно, но, как и Моне, страдающий катарактой, но так нуждавшийся для своих картин в восприятии цвета,  так и Хемингуэй страдает от того, что более не может писать. «Я счастлив, когда  пишу»  - говорил он как-то, пребывая в добром здравии и даже не подозревая о том, что будет выброшен за борт литературной жизни.

Даже в клинике писатель не мог быть спокоен. По его мнению, длинные руки ФБР добрались до его палаты и даже до кабинета психиатра.  Как позже выяснилось, агенты бюро систематически справлялись о состоянии «старины Эрни».

После второй выписки, как всем уже известно, произошел трагический случай. Но тут-то и начинается самое интересное. После неудачной попытки Папы застрелиться в собственном кабинете, жена писателя постоянно держала ключ от оружейной при себе. Однако в то трагическое утро ключи лежали на кухне, на полке над раковиной – на самом видном месте!

Хемингуэй был не в состоянии держать пишущую ручку, но зато смог застрелиться из своего любимого ружья Vincenzo Bernardelli весом в 2.8 кг. К тому же  старику не составило  труда дотянутся до двойного курка, по некоторым версиям большим пальцем ноги.

Вдова Папы уверяла, что Хемингуэй случайно выстрелил себе в голову, когда чистил ружье, однако патологоанатом сообщает, что рядом с телом не было найдено предметов, предназначенных для чистки.

Интересным является и тот факт, что по прибытии в дом Хемингуэев в Кетчуме родная сестра писателя – Марселина не нашла и следа от самоубийства. Тело писателя забрали в морг, а кровь и мозги со стены поспешно убрали так и не проведя расследования на месте. А ведь с момента смерти писателя и приезда Марселины прошло всего несколько часов. Все это наталкивает на определенные размышления.

Очень уместной является цитата американского журналиста Виктора Робинсона – «Вдовы делятся на два класса – впавшие в тоску и почувствовавшие облегчение». К какому же классу принадлежала последняя мисс Хемингуэй?

 После смерти мужа Мэри  стала мгновенно издавать незаконченные романы, сборники и даже письма покойного мужа, против чего тот при жизни решительно возражал. Так в мир вышли отредактированные и даже исковерканные версии «Райского сада» и «Островов в океане», которые принесли вдове баснословные суммы.

Что же касается слежки, то как известно в США действует Закон о свободе информации.  Спустя пятьдесят лет  после смерти автора в ФБР был сделан запрос – Хемингуэй ни на секунду не ошибался. Все имело место быть: приставные агенты, прослушка дома, машины, не была исключением и клиника. Кроме того, существовало 124-страничное досье, посвященное персоне писателя, содержание 15 из которых до сих пор не раскрыто, еще 40 страниц  замазано черными чернилами.

Дж. Эдгару Гуверу – бессменному боссу ФБР постоянно присылали конфиденциальные доклады, касательно Эрнеста Хемингуэя. Вот некоторые сообщения из них: «Хемингуэй серьезно болен, как физически, так и психически, и врачи даже думали применить электрошоковую терапию».

«Клика помешанных на знаменитостях поклонников следует за Хемингуэем, куда бы он ни подался. Для них Хемингуэй гений, помнить о котором будут наравне с Толстым».

Как говорят психиатры «если у тебя паранойя это не значит, что у тебя нет врагов»

Не исключаются и версии о том, что ФБР пыталось  «убрать» Хемингуэя в 1953 году. Во время рождественских каникул в Африке, самолет «Цессна», на котором путешествовала чета Хемингуэев, потерял управление и спикировал в густые заросли. К счастью писатель не пострадал, в отличие от жены. Мэри сломала два ребра.

Супругам предстояло совершить еще один перелет, но как по воле злого рока и второй самолет рухнул и загорелся, едва оторвавшись от земли. В это раз  Хемингуэй получил ожоги и травму головы. Два несчастных случая в течение нескольких дней – как-то слабо верится.

Чем же заслужил Хемингуэй такую нелюбовь Гувера и его  презренной компании, которая целенаправленно душила американских писателей, поэтов и художников 20-х годов?

Вполне возможна та версия, что долгое жительство Папы на коммунистической Кубе привлекло интерес Гувера, хотя Хемингуэй и не разделял такой идеологии, о чем свидетельствует конфиденциальное сообщение Эдгару Гуверу агентом ФБР Раймондом Ледди -

«Хемингуэя обвинили в симпатиях к коммунистам, хотя мы знаем, что он решительно отрицал и продолжает отрицать  любые связи с коммунистами или свои к ним симпатии»

Возможно и то, что директор бюро опасался попытки Хемингуэя написать книгу о ФБР в 50-х годах, которая могла допустить выход в свет засекреченных материалов, ведь  писатель не один год проработал их информатором бюро во времена Второй мировой войны.

Смерть Эрнеста Хемингуэя – было ли это самоубийство, несчастный случай, «заказ» ФБР или же покушение со стороны жены – не убьет для нас признанного классика американской литературы и Писателя с большой буквы.

Ведь как говорил старый Сантьяго – «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
ТЕГИ: самоубийство,ФБР,Куба,паранойя,Хемингуэй
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.