Термин ”империя зла”, введеный Рейганом для обозначения СССР и начала мощной информационно-психологической атаки, появился после катастрофы – гибели корейского пассажирского лайнера.
Для
России сегодня актуальным стал давно разработанный на Западе страх
терроризма как эффективное средство манипуляции сознанием. Понятие террора
( terror значит ужас ) ввел Аристотель для обозначения
особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре.
Это был ужас перед небытием, представленным в форме боли, хаоса, разрушения.
Считается, что осмысление террора посредством театра породило ритуал суда как
разновидности театра, побеждающего террор через закон. Позже, на волне
Просвещения был открыт на Западе мощный метод воздействия на мысли и поведение
граждан - террор . Доктрина
превращения страха в орудие власти принадлежит якобинцам и подробно
изложена в сочинениях Марата. Для
создания массового страха новое государство шло на разрушение собственного
образа как гаранта права - государство само организовывало «как бы стихийные»
погромы тюрем с убийством политических заключенных. Марат же сформулировал
важнейший тезис: для
завоевания или удержания власти путем устрашения общества (это и есть
политический смысл слова «террор») необходимо создать обстановку массовой
истерии.
Вслед за государством террор в «войне всех
против всех» стали использовать и политические силы, борющиеся с государством
(или с его противниками). Так возник терроризм как средство устрашения общества
и государства в политических целях. Он также возник как своего рода
политический театр, зрители которого испытывают ужас. Главной целью его
является не убийство конкретных личностей: а именно воздействие на чувства
широкого круга людей. Согласно принятому в американской политологии
понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в политических
целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и
против существующего правительства, когда такие действия направлены на то,
чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы».
Таким образом, терроризм - средство психологического воздействия. Его
главный объект - не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель - не
убийство, а устрашение и деморализация живых. Жертвы - инструмент, убийство -
метод. Этим терроризм отличается от диверсионных действий, цель которых -
разрушить объект (мост, электростанцию) или ликвидировать противника. Иногда
цели совпадают (например, в покушениях на политических деятелей), но мы будем
говорить лишь о терроризме, направленном против населения.
Выше
говорилось, что есть страх разумный, когда человек верно определяет источник и
величину опасности и принимает меры, которые ее снижают. Есть
страх неадекватный (невротический), когда человек или впадает в апатию, или
совершает действия, вредные или даже губительные для него самого. Цель
террористов - создание именно невротического страха. Деморализованные и
запуганные люди делают сами, требуют от властей или хотя бы одобряют действия,
которые этим людям вовсе не выгодны.
Иногда это действия, которые выгодны террористам или чаще - заказчикам,
нанимателям террористов. Иногда самый большой выигрыш получают политики, которые
бесплатно пользуются «чужим» терактом.
Атаки
террористов могут быть направлены на узкую группу, к которой ты принадлежишь
(такой группой были, например, жители дома в Буйнакске). Тогда опасность велика
- идет прицельный огонь, стреляют именно в тебя. Но если бьют по очень широкой
группе (например, по группе «жители России» или даже «москвичи»), то бояться за
себя лично нет никакого смысла - вероятность стать жертвой очень мала, можешь
попасть лишь под редкую шальную пулю. Во всяком случае, эта опасность на три
порядка (в тысячу раз) меньше, чем вероятность стать жертвой катастрофы за
рулем автомобиля. Из 15 миллионов водителей в России ежегодно гибнет порядка 1
на тысячу. От терактов в 1999 году погибло порядка 1 на миллион. Но мы ведь не
боимся ездить на машине.
Почему
же мы не боимся ездить на машине, но боимся террористов? Прежде всего потому,
что сильные мира сего не заинтересованы в том, чтобы мы боялись автомобиля.
Поэтому их телевидение не показывает нам с утра до ночи изуродованные трупы
жертв автокатастроф. Если бы показывало с той же интенсивностью, как и дело рук
террористов - то мы боялись бы автомобиля панически. Отсюда понятен вывод,
давно сделанный учеными: терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними
неразрывно. Современный терроризм - родной брат телевидения. Бомбардировки
Ирака, расстрел Дома Советов или взрыв в Печатниках не имели бы смысла, если бы
телевидение не донесло их в каждый дом.
Уже
газеты в прошлом веке были абсолютно необходимы для терроризма, но крови
приходилось лить много - газеты не передают вида крови. По данным некоторых
историков, до 1917 г. террористы в России убили около 17 тыс. человек (наверное
преувеличивают, но в любом случае счет шел на тысячи). Эффект был, но намного
меньше, чем сегодня от сотен жертв. Читать и слышать - это не то что видеть .
Вообще, катастрофы и трагические события, особенно гибель невинных
людей, используются политиками для изменений в универсуме символов. Например,
термин ”империя зла”, введеный Рейганом для обозначения СССР и начала мощной
информационно-психологической атаки, появился после катастрофы – гибели
корейского пассажирского лайнера, нарушевшего воздушное пространство СССР и
сбитого советским истребителем в 1983 году. В целях манипуляции сознанием это
событие было особым образом интерпретировано, стало мифологическим событием.
Напротив, гораздо более потрясающий акт – уничтожение американской ракетой
иранского пассажирского лайнера среди бела дня в воздушном пространстве Ирана –
не было использовано в целях пропаганды, не было мифологизировано и потому
никакого влияния на массовое сознание не оказало.
Террористический акт 11 сентября в США был
использован для создания мифа глобальных масштабов. Была проведена огромная
акция по манипуляции сознанием, которая настолько подорвала старый универсум
символов, что ни одна страна не решилась поставить под сомнение право США
полностью отбросить нормы международного права (например, совершать военные
действия против любой страны без согласия ООН и даже без всяких разумных
оснований).
Эта кампания положила конец безвременью,
возникшему после окончания “холодной войны”. Когда существовала “империя зла“?
Все дя западного обывателя было ясно. И вдруг этот враг, образ которого
легитимизировал политику США, исчез. Какое-то время США пытались реанимировать
миф о “красно-коричневой угрозе”, исходящей из РФ. Однако вскоре эта “угроза”
перестала восприниматься всерьез. Мощные удары “международных террористов”
востановили равновесие и вновь сплотили американское общество перед лицом
врага. (авария Боинга не сплотила украинское общество против России, но это
пытаются сделать с международным сообществом, так как Украина не готова к
противостоянию с Россией за влияние на Донбассе )
Кстати,
эфир предоставляется и сегодня, хотя и менее нагло («Басаев в Грозном заявил,
что...»). И все демократическое сообщество журналистов горой встало за
репортера радио «Свобода» А.Бабицкого, который вещал из лагеря боевиков и
которого арестовали в Грозном. Дело Бабицкого само по себе замечательно, но мы
возьмем только его первую часть - его пребывание у боевиков, которое демократы
от Шустера до Олбрайт представили как право и даже обязанность журналиста. Да,
иностранные журналисты не вылезали из отрядов боевиков Басаева. 5 февраля 2000
г. по российскому телевидению даже показывали один такой отряд, представленный
в передаче какой-то иностранной телекомпании. Бородатый боевик размахивал ножом
и приговаривал: «Это для Путина. Я купил на пенсию». Очень остроумно и
демократично. А вот у меня вырезка из испанской газеты «Паис» от 28 октября
1998 г. Влиятельная Ассоциация жертв терроризма заявила послу Великобритании
официальный протест, который потребовала передать премьер-министру Тони Блэру,
в связи с тем, что в телепередаче Би-Би-Си промелькнуло заявление двух членов
террористической баскской организации ЭТА о том, что с 16 сентября эта
организация объявляет перемирие и прекращает террористические акты. Итак,
промелькнуло миролюбивое заявление - и официальная нота послу и премьеру. Что
было бы, если бы корреспондент Би-Би-Си находился в банде террористов
где-нибудь в Пиренеях, и они бы размахивали ножом и обещали зарезать короля
Испании - и это бы передавалось по всей Европе? Чудовищное несоответствие с
тем, что происходит в России - и все эти Киселевы и Флярковские как будто не
видят . Но вернемся к самому терроризму.
Терроризм
имеет в качестве культурного основания нигилизм - отказ от общей этики.
Он - продукт Запада, который декларировал как норму жизни «войну всех против
всех». Впервые во время Французской революции террор стал официально
утвержденным и морально оправданным методом господства и породил своего
близнеца - терроризм как метод борьбы против власти. Затем, как ответ на
терроризм оппозиции, возник государственный терроризм. Страны Запада культивируют
у себя терроризм в контролируемых масштабах. Это - важное средство сплочения
обывателей вокруг власти («ей приходится многое прощать, ибо без нее нас всех
убили бы террористы»). Это - одно из
самых сильных средств манипуляции сознанием и отвлечения внимания общества от
махинаций верхушки. Это - эффективное средство собирать радикальную молодежь из
отверженных слоев общества и направлять ее энергию на ложные цели.
Принципиально новую сложную систему терроризма
создал Израиль. Эта система состоит из
государственного терроризма, манипулируемого терроризма и
антитеррористических спецслужб. Вслед за Израилем к поддержке «исламских»
террористов перешли США - это оказалось слегка болезненным, но эффективным
средством стравить мусульман друг с другом, оттолкнуть от борьбы их
здравомыслящую массу. Виднейший арабский историк и философ Самиp Амин в книге
«Евроцентризм: критика идеологии» пишет о тайном альянсе Запада с исламскими
фундаменталистами: «Как можно объяснить поддеpжку (лицемеpно отpицаемую),
котоpую Запад оказывает вpаждебному ему движению, кpоме как тем колоссальным
ослаблением аpабского миpа, к котоpому оно ведет разжиганием внутpенних
конфликтов (особенно конфессиональных конфликтов между сектами и между
оpганизациями)».
Средства Запада не ставят целью искоренить
терроризм, поскольку терроризм Западу необходим. Цель - поддерживать терроризм
в заданных пределах (с помощью Азефов). «Эксперты» на телевидении восхищались:
Израиль так много платит провокаторам в среде террористов, что всегда может
пресечь слишком опасные акции. Какому-то террористу даже голову мобильным
телефоном оторвало. Но если Израиль платит, да еще много, значит, он сам
создает терроризм. Рынок есть рынок: есть спрос - есть и предложение. Чтобы
получать деньги от «Моссада», надо совершать теракты. Несчастных
юношей-самоубийц везде хватает.
Тут
видна утрата логики. Почему изживать терроризм мы должны учиться у Запада, где
он процветает, а не у Советского Союза, где его и в помине не было? Давайте
хотя бы ясно определим, почему в СССР не было терроризма. Какие условия
автоматически гасили само желание кинуться в этот омут? Ведь на страшный КГБ
это не спишешь, хотя и грозящий палец КГБ был необходим.
Даже
небольшой терроризм обходится немыслимо дорого для хозяйства. Появление в Перу
радикального движения «Сендеро Люминосо» («Светлая тропа»), которое насчитывало
всего 2 тысячи членов, привело к увеличению производственных издержек вдвое -
во столько обходилась защита и охрана промышленной инфраструктуры.
В России (и Украине) вся огромная инфраструктура -
трубопроводы, линии электропередач, связи и т.д. - строилась в СССР в расчете
на стабильное общество. Она в принципе не может быть защищена от терроризма.
Если мы желаем продолжать рыночную экономику при наличии терроризма, то нам
придется построить всю страну заново - уже как крепость, внутри которой мириады
маленьких крепостей. Денег на это ни у кого никогда не будет, и такая экономика
недееспособна.
У
нас одна возможность - искоренить терроризм в принципе. Но этого нельзя достичь
«средствами Запада» - ковровым бомбометанием, пуском крылатых ракет «по базам»,
наймом провокаторов. Искоренить терроризм в России можно только одним способом
- восстановив то жизнеустройство, которое лишает терроризм социальной и
культурной базы. Жизнеустройство, основанное на солидарности, а не на
конкуренции.
Важны не столько конкретные
исполнители, сколько «заказчики» - те, кто обсуждал и планировал акции
где-нибудь в Ницце или Малаховке. Если есть деньги, нанять можно хоть самого
Евно Фишелевича Азефа.
Для терроризма такого масштаба, какой нам
предстал сегодня, необходимы условия. Чтобы добывать, хранить, развозить и
взрывать тонны взрывчатки за две тысячи километров от дома, нужно много
надежных и умелых людей. Тысячи
должны созреть для этого - и из них отбирают сотню. Такие условия возникают, когда происходит массовое и несправедливое
обеднение ранее благополучных и достаточно образованных людей. Когда для
большого числа молодых людей рушится привычный мир, и они оказываются
вытесненными из жизни «этим обществом».
Второе
условие - сдвиг в культуре. Терроризм обязательно требует оправдания,
легитимации в достаточно большой части народа. Иначе ни за какие деньги молодежь
не пойдет в ряды боевиков. Наемные убийцы - совсем другой тип. Рядовые
террористы убивают и умирают за идеал, и чтобы его создать, надо сначала
исковеркать их систему ценностей. Их надо убедить, что в отношении их группы
(социальной, религиозной, этнической и т.д.) совершена нестерпимая
несправедливость, которая может быть смыта только кровью. Тогда человеком
движет чувство мести, которая как бы уничтожает несправедливость и
восстанавливает равновесие в мире. Мести за УПА, за небесную сотню, за убитых солдат...
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.