160 лет назад, 15 марта 1860 года, в Одессе родился Маркус-Вольф Аронович Хавкин — знаменитый эпидемиолог, благодаря которому жить на земле стало куда безопасней, чем раньше.
160
лет назад, 15 марта 1860 года, в Одессе родился Маркус-Вольф Аронович
Хавкин — знаменитый эпидемиолог, благодаря которому жить на земле стало
куда безопасней, чем раньше. Это был человек, который не видел серьёзных
противоречий между наукой и религией и доказал, что помогать людям
можно в мировом масштабе без всяких революцийРодился
мальчик, которого звали то Маркусом-Вольфом, то Владимиром, то
Вальдемаром, то Мордехаем-Вольфом, в семье учителя одесского еврейского
казенного училища Арона Хавкина. Там же преподавал иврит и его дед
по матери — Давид-Ицхак Ландсберг. Вскоре после рождения его семья
переехала в Бердянск, где Маркус-Вольф семи лет от роду лишился матери.
Правда, это не помешало ему выучиться в гимназии. Когда же пришла пора
сдавать экзамены в университет, то выбор был понятен — нужно ехать
в Одессу.
В 1879 году он поступил на факультет естествознания Императорского
Новороссийского университета. А как же с антисемитизмом, спросите вы.
Да, были процентные нормы, но не было таких специальностей
в университетах, куда бы евреев не принимали совсем. Это в разгар
советской дружбы народов такое себе могли позволить в МГИМО и на
некоторых специальностях Киевского госуниверситета им. Шевченко, а тогда
ставили барьеры разной степени проходимости.
В Черте оседлости, куда входили Новороссийский, Варшавский
и Виленский университеты — меньше препятствий, за ней в нестоличные
Киевский, Харьковский и Казанский — больше, а уж в столичные Московский
и Петербургский — почти нереально.
И время было тогда не самое располагающее молодые умы к учёбе. Ведь
был иной путь, куда более короткий и рискованный — в революцию
и терроризм.
Как раз в тот самый год, когда Хавкин стал студентом, в Харькове
купеческий сын Гольденберг пристрелил губернатора кн. Д. Н. Кропоткина
и во всю готовилось цареубийство.
Маркус-Вольф тоже увлёкся народничеством, дважды изгонялся
из университета и арестовывался как неблагонадёжный, но когда речь пошла
о его вовлечении в террор, то вообще отошел от всякой политической
деятельности.
Соученики рассказывали, что однажды, когда он сидел за микроскопом,
к нему ворвалась полиция, подозревавшая его в революционной
деятельности. Хавкин не шевельнулся. «Ищите что хотите, — пробормотал он
равнодушно, — только не мешайте мне работать». Три его ареста,
последовавших один за другим, не закончились судом и каторгой: у охранки
не было улик, доказывающих причастность беспокойного студента
к террору, а подбрасывать оружие и взрывчатку, как ныне любят делать
в СБУ, тогда еще не научились.
На факультете Хавкину несказанно повезло с научным руководителем.
Возможно, попадись ему какой-либо «книжный червь» или кондовый юдофоб,
то его ждала бы каторга, если не петля, но он учился у будущего
нобелевского лауреата Ильи Ильича Мечникова.
Этот потомок харьковских помещиков уж никак не мог быть антисемитом.
Его отец Илья Иванович в молодые годы жил в Петербурге, где поразил свет
своим браком — женился не на ровне и даже не «по-соседски», как принято
среди слобожанских дворян, а на дочери еврейского публициста
из Варшавы, перешедшего в лютеранство, Эмилии Львовне Невахович.
Революция молодого профессора Мечникова также не привлекала. А вот
его старший брат Лев Ильич повоевал за объединение Италии вместе
с Гарибальди, а потом участвовал в работе Интернационала вместе
с Марксом и Энгельсом.
Но Мечников не довёл своего студента Хавкина до диплома и уехал
в Париж к Луи Пастеру. В 1884 году в родном университете он получил
кандидатское звание, но — как «стороннее лицо», иными словами,
экстерном. Университетское руководство, стремясь открыть талантливому
студенту дорогу к научной карьере, предложило Хавкину стать выкрестом —
перейти в христианское исповедание, что значительно бы облегчило жизнь
молодого ученого.
Но он отказался, и, защитив диплом и поработав лаборантом
в зоологическом музее Одессы, уехал за границу, сначала в Швейцарию,
приват-доцентом в Лозанну и Женеву. Доктор Гилель Яфэ, знавший его
тогда, писал: «В молодости он был совершенно нерелигиозен; в Женеве он
не соблюдал и праздников».
В 1889 году он по рекомендации Мечникова стал сотрудником
Пастеровского института в Париже. Там он был принят на вакантное место
помощника библиотекаря. А уж потом главным направлением работ Хавкина
являлась защита человеческого организма от инфекционных болезней
с помощью сывороток и вакцин. «
У Мечникова, у Пастера я согласен работать просто лаборантом», —
говорил Владимир Хавкин. И там он пошел на прорыв. 9 июля 1892 года он
презентовал испытанную на себе сыворотку против холеры и заявил, что она
безопасна для человека. Когда эта болезнь снова пришла с эпидемией
в Европу, правительства России, Испании и Франции отказались
от предложения Хавкина воспользоваться его изобретением.
Государственные мужи рассудили так: население плодится бешеными
темпами, а если будет убыль, то оно быстро восстановится, как писал
священник Томас Мальтус еще в 1798 году.
Однако на родине Мальтуса, в Великобритании, трудами Хавкина
заинтересовались и предложили ему неограниченное поле для клинических
испытаний. Нет, не на самих Британских островах, а в колониях, вернее,
в Индии. Там населения много, и его не жалко — пусть доктор Вальдемар
Хавкин пользует на опыты в любых количествах. Если поможет — прекрасно,
меньше представителей имперской администрации подхватят заразу
от туземцев.
Хавкин в лаборатории Мечникова, 1892
В начале 1893 года Хавкин отправился в Калькутту в качестве
государственного бактериолога и немногим более чем за два года, наладив
там производство вакцины, лично поучаствовал в вакцинации свыше 42 тысяч
человек. Прививки вакцины Хавкина стали после этого массовыми
и применяются в улучшенном виде до сих пор.
С помощниками, преимущественно туземными, он, кочуя от одной деревни
к другой, месяцами не вылезал из джунглей. Сам вид медицинского шприца
с длинной стальной иглой вызывал у местного населения смертельный ужас. У
доктора Хавкина было лишь одно наглядное средство уговора, и он
прибегал к нему раз за разом: снимал сюртук и на всю длину иглы всаживал
шприц себе в живот. Это действовало. После двух лет каторжного труда
смертность в охваченных эпидемией районах снизилась на три четверти.
В 1896 году Бомбей и его окрестности поразила Эпидемия чумы. Там
Хавкин в кратчайшие сроки создал первую эффективную противочумную
вакцину, снова доказал её безопасность вначале на себе, а затем
в течение нескольких лет лично участвовал в вакцинации населения.
Отчеты представителей ряда стран (в том числе России, Германии,
Франции и Италии), направленных их правительствами в Индию наблюдать
за эпидемией чумы, о поразительных результатах использования вакцины
Хавкина способствовали её всеобщему признанию. Созданная Хавкиным
в Бомбее противочумная лаборатория стала впоследствии крупнейшим в Южной
и Юго-Восточной Азии исследовательским центром по бактериологии
и эпидемиологии и с 1925 года носит его имя — «махатмы Хапкина»,
как говорят местные жители.
Первый президент Индии Раджендра Прасад, хорошо знавший его лично,
отметил: «… мы в Индии премного обязаны доктору Хавкину. Он помог Индии
избавиться от основных эпидемий — чумы и холеры».
В 1897 году королева Виктория как императрица Индии наградила Хавкина
Выдающимся орденом Индийской империи. В честь него в Лондоне был дан
приём, на котором присутствовали крупнейшие английские медики. С
приветственным словом выступил знаменитый хирург Джозеф Листер.
Поблагодарив Хавкина за все то доброе, что тот сделал для Индии и тем
самым и для Великобритании, он заметил, что из всего гнусного, что есть
в мире, самое отвратительное — антисемитизм. Антон Павлович Чехов тогда
же сказал о докторе Хавкине: «Это самый неизвестный человек».
В 1915 году он окончательно уехал из Индии и в английском военном
министерстве руководил прививками для английских солдат, которые
отправлялись на Первую мировую войну. Британские войска, участвовавшие
в боевых действиях на фронтах Первой мировой войны, впервые получили
прививку тройной вакцины (против брюшного тифа и двух основных
разновидностей паратифа).
Последние годы Хавкин прожил в Париже и Лозанне, посвятив себя,
подобно деду по матери, соблюдению заповедей иудаизма. Тогда он написал
свою статью «Апология ортодоксального иудаизма», в которой он
подчёркивает, например, полезность кашрута:
«Есть немало ценных обычаев и законов, которые выполнимы в любой
современной ситуации. Выполнимы и полезны. К примеру, последние
микробиологические исследования показали, что туши животных,
предназначенные в пищу человека, следует обескровить. Именно кровь после
убоя становится рассадником микробов, которые вызывают гниение мяса. То
же относится к запрету употреблять в пишу мясо, на котором появились
пятна. Эти пятна, как засвидетельствовал микроскоп, скопления личинок
паразитов».
Он критикует моду на пренебрежение религией и традиционной одеждой.
Хавкин противопоставляет строгих и успешных сикхов европейским евреям,
которые «охотно потакают юным ниспровергателям религиозных законов
и традиций, хотя ясно, что этот процесс проник уже в самую сердцевину
национального организма. Дети отрицают веру и ломают скрепы, а отцы
видят в этом всего лишь проявление свободы «эмансипированного» поколения
и поощряют подражание гойской суете, которая неопытным юным глазам
представляется вершиной культуры».
При этом он подчёркивает, что религия и наукой не находятся в антагонизме друг к другу:
«Из всех религиозных и философских представлений лишь иудаизму —
вере, объединяющей евреев, — не нанесен ущерб в результате прогресса
научных исследований. Скорее наоборот — она укрепила себя
и подтвердилась вплоть до самого своего базиса. Наука совершает свое
движение по бесчисленным тропам медленно и постепенно, — но чем дальше
она продвигается в исследовании флоры и фауны, в анализе фундаментальных
явлений тепла, света, магнетизма, электричества, химии, механики,
геологии и астрономии, тем основательнее она подходит к выводу
о существовании во вселенной силы без начала и без предела. Силы,
которая предшествовала всему сотворенному и пребудет после его
исчезновения».
Хавкин проводит вакцинацию в Калькутте, 1893
Образ жизни, который вёл Владимир Хавкин, был предельно скромен, даже
аскетичен. Свои средства, благодаря высокому жалованию ставшие
состоянием, он тратил на филантропические цели, анонимно помогая
благотворительным обществам и просто нуждающимся.
Долго прожив в Индии и испытав на себе, как когда-то сыворотки,
британские колониальные порядки, он не верил, что мандат на Палестину
даст евреям улучшения по сравнению с османским владычеством на этих
землях. Поддерживая идею воссоздания еврейского государства в Земле
Израиля, Хавкин утверждал, что еврейским оно окажется лишь в том случае,
если будет основано на религиозных принципах. Он открыто говорил
о разочаровании, которое ждёт евреев, и многие его печальные
предсказания со временем оправдались.
В 1920 году он становится членом центрального комитета Всемирного
еврейского союза — первой международной еврейской организации,
основанной в 1860 году и преследовавшей филантропические
и просветительские цели. На этом посту Хавкин боролся с ассимиляторскими
тенденциями, защищал гражданские права евреев в странах Восточной
Европы, где новые националистические власти не стеснялись своего
антисемитизма. По его поручению Хавкин едет в Советскую Россию, Польшу
и Литву.
По возвращении из поездки он охотно рассказывал следующую историю.
«В России меня сопровождали Реувен Брайнин с женой. Приехав
в одну из еврейских сельскохозяйственных колоний, я, к великому моему
сожалению, обнаружил, что основной источник ее доходов — разведение
скота, мясо которого запрещено к употреблению еврейской религией… На
проводы пришло много колонистов, окруживших наш автомобиль. Смотрю —
Брайнин, во исполнение местного обычая, начал лобызаться с председателем
колонии. Облобызавшись с Брайниным, этот молодой крестьянин хотел
поцеловаться и со мной. Но я ограничился рукопожатием, заметив: "От губ,
запачканных свининой, поцелуя не желаю"». В 1926 году он в последний раз побывал в Одессе.
Опубликованная в 1930 году британским правительством «Белая книга»,
резко ограничивавшая въезд евреев в подмандатную Палестину, совершенно
его ошеломила, хотя сам он давно предсказал примерно такой оборот
событий.
Владимир Хавкин умер в Лозанне 28 октября 1930 года. После его смерти
банк сообщил, что фонд вспомоществования ешивам (духовным училищам)
имеет на своем счету 1 568 852 швейцарских франка (около 300 тысяч
долларов). «… Я поместил в банк деньги в форме ценных бумаг. Проценты
от этих средств следует отчислять в фонд помощи изучению иудаизма.
Помощь должна оказываться в виде субсидий ешивам и начальным религиозным
школам (талмуд-тора) в Польше, Галиции, Румынии, Литве, Венгрии
и других странах Восточной Европы», — писал он в своём завещании.
Украина.Ру
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.