Три дня в Сочи: Минск уходит на Запад

25 лютого 2019, 10:19
Власник сторінки
журналист
5
2010
Три дня в Сочи: Минск уходит на Запад

В свежем номере журнала Корреспондент: три дня переговоров в Сочи между Лукашенко и Путиным дали странный результат. Вопрос о возобновлении экономической поддержки Беларуси Россией остался нерешенным

Но в Кремле неожиданно сняли все требования по ускоренному выполнению договора о Союзном государстве. И официальный Минск в ту же секунду «рванул на Запад».

Активные переговоры между Лукашенко и Путиным шли с сентября 2018-го. Беларусь пыталась вернуть российскую экономическую поддержку – косвенных субсидий на сумму около 10 млрд долларов ежегодно, в основном за счет поставок углеводородов. Россия настаивала на быстром выполнении практически «замерзшего» договора о Союзном государстве. Что вылилось бы в фактическое присоединение Беларуси к РФ с сохранением чисто формальных признаков белорусского суверенитета. 

Лукашенко на такое пойти был не готов: одно дело быть президентом независимой страны, не самой маленькой в Европе, а другое – опуститься до уровня главы Татарстана. Да и то – если при должности оставят. Так что торг был ожесточенный.

На встречу в Сочи, которая проходила с 13 по 15 февраля, Лукашенко прибыл, не мелочась, с семьей и экономическим блоком правительства в полном составе.

Все без исключения наблюдатели ожидали, что будет решаться один из главных споров между Беларусью и Россией – налоговый маневр в российской нефтяной отрасли. Тот самый, что привел к удорожанию нефти для белорусских НПЗ и снижению доходов от продажи в Европу нефтепродуктов – а это один из важнейших источников доходов Беларуси.

Потери белорусского бюджета от налогового маневра в РФ составят только за первый год не менее 300 млн. долларов. А дальше, по оценкам самого Лукашенко, вырастут до «многих миллиардов». В Минске настаивали на компенсации потерь, в Москве отвечали, что договоренностей о компенсации за налоговый маневр не было, и вообще это внутреннее дело России.

И вот началось трехдневное «сидение в Сочи» с перерывами на игру в хоккей и катание на горных лыжах. В самом начале Владимир Путин ненавязчиво напомнил о белорусских долгах и о том, что Россия, хотя и обещала, но пока не лишила Беларусь главного бонуса – поставок дешевых углеводородов.

Лукашенко в ответ заявил, что Беларусь в экономическом плане значит для России больше, чем там привыкли думать. И вообще, благодаря белорусским предприятиям в России обеспечены работой 35-40 млн человек.

Когда череда переговоров закончилась, громом среди ясного неба прозвучали сообщения о том, что, оказывается, российский налоговый маневр, стоивший Александру Григорьевичу столько нервов в конце 2018 года, его больше не волнует. Более того, Лукашенко сказал, что тема налогового маневра с Путиным даже не обсуждалась: «Она [проблема], действительно, существует, но я вам исключительно искренне и честно говорю, президент [Путин] подтвердит, мы, по-моему, даже это слово не промолвили за эти три дня».

Дальше – больше. По итогам переговоров стало понятно, что Россия не будет настаивать на быстрой интеграции в рамках Союзного государства. Вопрос единого государства президенты Беларуси и России вообще решили отложить на далекое «потом». Лукашенко по этому поводу сказал: «Мы откровенно друг другу говорим, что мы же не вечные, мы когда-то уйдем. А что оставим нашим детям? Если люди не готовы, то какая бы ни была мощная и огромная Россия, она сегодня не в состоянии навязать волю кому-то».

Не успел Лукашенко вернуться из Сочи в Минск, как белорусский МИД буквально начал «рыть землю», пытаясь одним махом восполнить все то, что было упущено за 20 лет «противостояния агрессивным планам Запада». Уже 15 февраля в Женеве первый замминистра иностранных дел Андрей Евдоченко заявил, что Беларусь надеется вступить в ВТО уже в июне 2020 года. Да, заявка была подана еще в 1994 году, но с тех пор ничего не делалось.

16 февраля было заявлено, что скоро Минск посетит делегация глав МИД стран Вышеградской группы и инициативы ЕС «Восточное партнерство». Премьер Беларуси Сергей Румас 18 февраля на встрече с европейским комиссаром по бюджету Гюнтером Эттингером стал его спрашивать о возможности заключить договор о партнерстве: «Хотел бы услышать, что необходимо сделать для того, чтобы как можно скорее заключить базовое соглашение между Беларусью и ЕС».

В тот же день, встречаясь с Гюнтером Эттингером, Александр Лукашенко заявил: «Я хочу вас заверить, что Беларусь всегда будет надежным партнером Европейского союза, и за белорусское направление (почти полторы тысячи километров границы между нашими странами) вы можете не беспокоиться. Конечно же, мы хотим, чтобы подобные чувства были взаимными».

Вишенкой на торте демонстративного «ухода от России» стала информация Минэкономразвития РФ о том, что Беларусь вошла в первую пятерку стран по числу ограничений, введенных против России. А 19 февраля в Минске с центрального железнодорожного вокзала срочно сняли огромную надпись на русском «Железнодорожный вокзал». Вместо нее появились надписи на белорусском и английском – раньше их не было.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: переговоры,Сочи,Александр Лукашенко,Владимир Путин,Европейский Cоюз
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.