ЧП в США: указ Трампа будет оспорен
18 лютого 2019, 10:20
Власник сторінки
Professor of Computer Science
Чрезвычайное положение в США – не то же самое, что во многих других странах. Оно не предусматривает никакого ограничения ничьих прав, или отмену выборов.
На основании закона 1976 года оно дает президенту возможность использовать ресурсы, в первую очередь министерства обороны, для разрешения ситуации, угрожающей национальной безопасности США. Например, чрезвычайное положение объявил президент Картер после захвата американских дипломатов в заложники в Иране в 1979 году, тогда была предпринята попытка их освобождения. Чрезвычайное положение объявил президент Буш-младший после терактов 11 сентября 2001 года. Конгресс имеет право принять запрещающую резолюцию, блокирующую указ президента о чрезвычайном положении. Президент может наложить на нее вето, но Конгресс может это вето преодолеть большинством в 2/3 в каждой из палат.
Естественно, никаких причин для чрезвычайного положения сейчас нет. Трамп, объявляя о нем, даже сам сказал: «Я бы мог этого не делать, но я хочу быстрее закончить строительство стены». На протяжении всей недели президент уверяет, что стену давно строят (хотя это абсолютно не соответствует действительности), даже выступал в прошлый понедельник в Эль Пасо в Техасе под огромным баннером «Finish the wall», и ему нужно только закончить ее строительство. На самом же деле никакой стены на границе нет, никто строить ее не начинал, в обозримом будущем не начнет, а в более отдаленном будущем может и президент смениться, может и нынешнему президенту стать не до стены.
- Дело в том, что указ о чрезвычайном положении в отсутствие чрезвычайного положения является злоупотреблением президентом властью с целью получения обходным путем денег, которые не хочет выделять Конгресс на выполнение его ключевого предвыборного обещания. Согласно Конституции США только Конгресс имеет право решать бюджетные вопросы, только Конгресс может решать, на что и сколько исполнительная власть может потратить денег. Чрезвычайное положение потому и является исключением из правила, что в случае внезапной угрозы национальной безопасности дает президенту возможность перераспределить ресурсы, в основном министерства обороны, для разрешения кризисной ситуации, без дебатов в Конгрессе. Но кризисной ситуации на границе нет. Число людей, нелегально переходящих границу, почти неуклонно снижается много лет. Более 90% нелегальных иммигрантов в стране – это не те, кто нелегально перешли границу, а те, кто совершенно законно въехали в страну, но не выехали затем обратно. Уровень преступности среди нелегальных иммигрантов в разы ниже, чем среди граждан США. Многие города на границе, такие как тот же Эль Пасо, одни из самых безопасных в стране, поскольку в них очень низкий уровень преступности. Да и вообще, если в стране угроза национальной безопасности, почему главнокомандующий, объявив об этом, отправился тут же играть в гольф?
Указ Трампа будет оспорен. Уже в понедельник в Палату Представителей будет представлена запрещающая резолюция, которая, нет никаких сомнений, будет там принята. Сенат будет обязан в таком случае ее также рассмотреть. В Сенате большинство у республиканцев, но среди них есть целый ряд сенаторов, открыто выступивших с критикой решения Трампа. Дело не только в том, что нет повода для ЧП. Дело в том, что такое решение президента создает опасный прецедент. Тогда любой последующий президент, если ему будут нужны деньги на выполнение любого абсурдного (или не абсурдного) предвыборного обещания, которые Конгресс не захочет ему дать, тоже сможет, опираясь на прецедент, вводить чрезвычайное положение и изымать деньги у армии для того, чтобы выглядеть победителем в глазах своих сторонников.
Поэтому у резолюции несогласия есть шанс пройти и в Сенате (где для ее принятия нужно 60 голосов). Нет никаких сомнений, что Трамп наложит в этом случае на резолюцию вето. Вряд ли найдется достаточно республиканцев, чтоб преодолеть это вето (нужно будет 290 голосов в Палате Представителей, то есть нужно минимум 55 республиканских голосов, и 67 голосов в Сенате, то есть минимум 20 республиканских голосов). Слишком многие республиканские законодатели боятся вызвать недовольство президента, популярность которого среди рядовых членов их партии по-прежнему рекордна – 89%.
Но даже, если резолюция в итоге не пройдет, указ Трампа будет оспорен в судах. О подаче иска уже заявил губернатор штата Калифорния Ньюсом. Сомневаться в том, что федеральный суд, и скорее всего не один, заблокирует указ президента, не приходится. Трамп будет апеллировать. Дойдет до Верховного Суда. Там его апелляцию раньше осени рассматривать не будут. Ситуация в Верховном Суде сейчас такова, что суд, какой бы вопрос он ни рассматривал, балансирует на очень тонкой грани. Из девяти судей Верховного Суда двое назначены Трампом. Совсем одиозный и лично преданный Трампу судья Кавано и крайне консервативный и также лично преданный Трампу судья Горсач. Есть ещё два очень консервативных судьи. Практически нет сомнения, что эта четверка скорее всего будет солидарно поддерживать Трампа по любому вопросу. Есть в Верховном Суде четыре либеральных судьи, которые точно не поддержат указ Трампа о чрезвычайном положении. И есть Председатель Верховного Суда Джон Робертс, ранее проявлявший себя умеренным консерватором. Сейчас он как единственный возможный баланс в суде.
Например, всего неделю назад он встал на сторону четырёх либеральных судей по очень принципиальному вопросу о признании незаконным значительного ограничения на аборты, введённым республиканским большинством штатной легислатуры в Луизиане. Поэтому в Верховном Суде теперь очень много, если не все зависит от позиции его председателя Джона Робертса.
Трамп и сам заявил, что ожидает своего поражения и в судах низшей инстанции, и в апелляционных судах, но рассчитывает на Верховный Суд. Что ж, жизнь покажет. Но еще раз говорю, что указ его будет наверняка заблокирован судами очень скоро. А Верховный Суд раньше осени рассматривать его апелляцию не будет, поскольку его повестка дня до летних каникул уже определена.
Между тем председатель юридического комитета Палаты Представителей демократ Джерольд Надлер заявил в пятницу, что комитет начинает расследование обстоятельств издания Трампом декларации о чрезвычайном положении.
«Мы считаем, что ваша декларация о чрезвычайном положении свидетельствует о безрассудном игнорировании разделения властей и ваших собственных обязанностей в рамках нашей конституционной системы. Юридический комитет Палаты Представителей начинает незамедлительное расследование по этому вопросу, что поднимает как серьезные конституционные, так и законодательные вопросы», - говорится в письме Надлера в Белый Дом.
Комитет уже вызвал для дачи показаний юридического советника Белого Дома и сотрудников министерства юстиции, принимавших участие в подготовке указа о чрезвычайном положении.
Возвращаясь к бюджету. Конгресс, составляя бюджет, предусмотрел в нем $445,7 миллионов на помощь Украине. В том числе $115 миллионов выделено на военно-техническую помощь Украине. Это в дополнение к $250 миллионам, выделенным на оказание военной помощи Украине в бюджете министерства обороны США на весь текущий финансовый год, принятом в виде отдельного закона еще летом 2018 года
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.