Афганистан, да, пожалуй, и мир ныне, можно сказать, застыли в преддверии исторических событий - окончания 17-летней войны Соединенных Штатов в Афганистане.
Реальной становится перспектива вывода оттуда военных контингентов США и НАТО.
Сегодня с обращением к народу выступил президент Афганистана Ашраф Гани.
Думаю, небесполезным будет опубликовать здесь мой комментарий для информагентства
«Фергана» по предварительным итогам шестидневного переговорного марафона между США и Талибан, ставшего триггером для решительного прорыва в решении афганской проблемы
«Предварительные итоги переговоров прокомментировал для «Ферганы» политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов: - Безусловно, предварительные итоги 6-дневного переговорного марафона в Дохе (Катар) между Соединенными Штатами и «Талибаном» впечатляют. Но, повторяю, это предварительные итоги. И когда Reuters сообщает, что принято решение о выводе американцами своих войск из Афганистана в течение 18 месяцев — это не только преждевременная, но и ошибочная трактовка происходящего.
Со ссылкой на источники в Афганистане и Катаре, близкие к переговорам между небольшой американской командой во главе со спецпредставителем США по вопросам афганского урегулирования Залмаем Халилзадом и представителями «Талибана», могу сказать следующее:
Главное, чего добились переговорщики, — это выход на обсуждение графика вывода американских войск.
На сегодняшний день запросные позиции расходятся, США предлагают начать вывод через 18 месяцев, а закончить его через 24 месяца. Талибы требуют от американцев начать через 3 месяца и завершить вывод уже через полгода. Понятно, что это нереально, но пока эти сроки остаются пунктом разногласий.
Отсюда, видимо, и искажение в новостной подаче Reuters, в которой излагается американская позиция.
Логика сторон здесь понятна. Талибы хотели бы закончить процесс через полгода, как раз к дате назначенных президентских выборов, к 20 июля. В таком случае, проведение выборов теряло бы смысл (талибы уже сейчас категорически выступают против этих выборов, угрожая их сорвать усилением террористических атак против правительственных сил), ведь логика мирного процесса обуславливает создание в Афганистане коалиционного временного правительства с участием либо самих талибов, либо тех политических сил, которые талибами будут поддержаны.
Нынешнего президента Афганистана Ашрафа Гани, которого талибы считают американской марионеткой и отказываются пока вести с ним переговоры о мире, такая перспектива, разумеется, не устраивает. Поэтому Залмай Халилзад сразу после встреч с талибами в Дохе вылетел в Кабул, чтобы обсудить президентом Гани предварительные договоренности. От консультаций с официальным Кабулом, от его реакции на договоренности американцев с талибами зависит и готовность последних подписать с правительством президента Гани соглашение о прекращении огня, об обмене пленными… Да и вообще — от реакции Гани зависит согласие талибов сесть за стол с правительством в Кабуле. И если последние сообщения о согласии афганского президента с талибами по вопросу вывода американских войск соответствуют действительности, то это обнадеживающий знак. Но, как известно, дьявол в деталях, ведь дальше непременно встанет вопрос о судьбе президентских выборов.
Что касается американцев, то они настаивают на начале вывода войск через полтора года еще и потому, что в этом случае процесс совпадет с пиком президентской кампании в США в 2020 году, и это может стать победным хитом для Дональда Трампа, если он захочет остаться в Белом доме на второй срок. А он захочет...
Талибы также одним из пунктов мирного соглашения с США требуют вывести их из черных списков террористов.
Халилзад же, со своей стороны, обуславливает готовность подписать мировую с «Талибаном» их отказом предоставлять территорию Афганистана таким террористическим структурам, как Аль-Каида и ИГИЛ, для ведения деятельности против союзников и партнеров США.
Есть сведения, что Пакистан требует от США добиться от афганских талибов отказа от поддержки пакистанских талибов и национального движения белуджей в так называемой Зоне племен между Пакистаном и Афганистаном.
Все, о чем договорились в Дохе, как утверждают талибские источники, требует согласования не только в Кабуле, Исламабаде, Вашингтоне, но и в кругах руководства «Талибана», состоящего из различных комиссий. Это движение за четверть века своего существования обросло собственной бюрократией. Американцы в связи с этим, как сообщают наши источники, возлагают определенные надежды на то, что заместителем лидера «Талибана» по вопросам мирного процесса и главой офиса талибов в Катаре на днях назначен мулла Барадар. Он был выпущен из тюрьмы в октябре прошлого года, где просидел 9 лет после задержания в ходе спецоперации США на территории Пакистана еще в феврале 2010 года.
Так или иначе, впереди долгий, изнурительный мирный процесс, чреватый возможными провокациями, направленными на его срыв. Предстоит, к примеру, определить место проведения неизбежных прямых афгано-афганских переговоров между официальным Кабулом и «Талибаном». Но перед этим должна быть выработана единая платформа различных этнических группировок Афганистана, всех политических партий страны по отношению к будущим межафганским переговорам. И, разумеется, к будущему послевоенному государственному устройству своей страны.
Стоит учесть высказанную спецпредставителем президента Узбекистана по Афганистану Исматуллой Иргашевым готовность Ташкента стать такой переговорной площадкой для афганцев.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.