Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ в течение последней недели.
В пятницу, 11 января, вечером на сайте газеты Нью-Йорк Таймс появилась статья Адама Годлмана, Майкла Шмидта и Николаса Фандоса «F.B.I. Opened Inquiry Into Whether Trump Was Secretly Working on Behalf of Russia» - «ФБР открыло расследование, чтобы выяснить, не работал ли Трамп тайно на Россию». Сказать, что статья имела эффект разорвавшейся бомбы – это не сказать ничего. Все остальные темы с момента появления этой статьи практически полностью исчезли с новостных телеканалов, и ее обсуждение продолжается во всех эфирах в субботу.
Согласно данным, полученным журналистами от бывших сотрудников правоохранительных структур и еще нескольких людей, обладающих достоверной информацией, ФБР открыло контрразведывательное расследование через несколько дней после увольнения Трампом директора ФБР Джеймса Коми 9 мая 2917 года. К открытию контрразведывательного расследования ФБР подтолкнули три факта.
На следующий день после увольнения Коми, 10 мая 2017 года, Трамп провел в Овальном кабинете Белого Дома не анонсировавшуюся ранее встречу с министром иностранных дел Лавровым и послом Кисляком и сказал им, что, уволив Коми, он надеется значительно ослабить давление на себя в связи с Рашагейтом. Также стало известно, что Трамп передал Лаврову и Кисляку совершенно секретную разведывательную информацию, переданную США израильской разведкой, подставив тем самым разведчиков, добывавших эту информацию и методы их работы.
Еще через день, 11 мая 2017 года, Трамп дал интервью телеканалу NBC. Отвечая на вопрос интервьюера Лестера Холта об увольнении Коми, Трамп сказал совершенно однозначно, что уволил Коми именно в связи с расследованием Рашагейта, а «Трамп-Россия» - это искусственно придуманная история.
Третьим фактом является то, что еще в июле 2016 года в ФБР обратили внимание на прямой публичный призыв Трампа к России найти и опубликовать 30,000 электронных писем Клинтон, после чего буквально через день началась публикация украденных писем кандидата в президенты от демократической партии.
Сопоставив эти факты, сотрудники контрразведывательного управления ФБР пришли к выводу о необходимости открытия контрразведывательного расследования с целью выяснить, не действует ли Трамп сознательно в интересах России, не использует ли его Россия в своих интересах в силу наличия рычагов влияния на него в виде компромата, либо не использует ли его Россия в качестве «полезного идиота». В ФБР считали, что полное и всестороннее расследование вмешательства России в выборы 2016 года является абсолютно необходимым и очень важным, поскольку только выяснение всех обстоятельств и деталей этого вмешательства могло помочь предпринять меры к исключению такого вмешательства в будущем. При этом было однозначное понимание того, что вмешательство России в выборы было ударом по безопасности и национальным интересам США.
Увольнение Трампом директора ФБР в разгар расследования и дважды подряд повторенное им утверждение, что он уволил Коми именно в связи с расследованием Рашагейта с целью ослабить или прекратить расследование привело ФБР к выводу, что в этой ситуации Трамп мог действовать в интересах России, так как именно только в ее интересах могло быть прекращение расследования.
Агенты и руководители ФБР были крайне озабочены призывом Трампа к России найти и опубликовать электронные письма Клинтон еще в 2016 году, но не начали тогда расследование в связи с тем, что впервые в своей истории ФБР столкнулась с подобными действиями кандидата в президенты США от одной из двух главных партий. Однако увольнение Коми и последовавшие за ним заявления тогда уже президента США привели к тому, что агенты и руководители ФБР самым серьезным образом стали подозревать Трампа в действиях в интересах России, в связи с чем и было открыто контрразведывательное расследование.
Вскоре после назначения 17 мая 2017 года зам. генпрокурора Родом Розенстайном бывшего директора ФБР Роберта Мюллера специальным прокурором по расследованию вмешательства России в выборы в США в 2016 года и других возможных связанных с этим преступлений ФБР передало материалы контрразведывательного расследования в офис спецпрокурора, где расследование продолжилось и продолжается сейчас. В течение долгого времени было известно также, что Роберт Мюллер расследует, не было ли увольнение Трампом Коми препятствованием правосудию. Свет на тесную связь этих двух интерпретаций расследования увольнения Коми – препятствование правосудию и действия в интересах России пролил бывший генеральный юридический советник ФБР Джеймс Бейкер. Выступая на закрытых слушаниях в Палате Представителей в октябре 2018 года, Бейкер заявил (частью стенограммы его выступления располагает Нью Йорк Таймс): «Мало того, что это (увольнение Коми) будет препятствовать расследованию, но само препятствование расследованию повредит нашей способности выяснить, что сделали русские, и именно это будет представлять угрозу нашей национальной безопасности».
Замечу, что после мая 2017 года под жестким давлением Трампа из ФБР были уволены или вынуждены были уйти сами зам. директора Эндрю Маккейб (после увольнения Коми и до назначения Кристофера Рэя он был и.о директора), зав. управлением контрразведки Питер Строк, агент Лиса Пейдж, занимавшаяся расследованием организованной преступности, исходящей из стран бывшего ссср, генеральный юридический советник Джеймс Бейкер.
Начиная с 7-00 утра в субботу Трамп ответил на статью в Нью-Йорк Таймс двенадцатью (!) твитами, содержащими оскорбления и голословные обвинения в адрес газеты Нью-Йорк Таймс, Хиллари Клинтон, бывшего директора ФБР Джеймса Коми, его заместителя Эндрю Маккейба, Питера Строка и Лисы Пейдж. Трамп также традиционно утверждал «No Collusion» - «Не было сговора» и обвинил демократов в сговоре с Россией, а ФБР в коррумпированности. Он также объявил, что никто не был так тверд в отношении России как он, и что он жестче относится к России, чем Клинтон, Буш и Обама вместе взятые.
Газета Вашингтон Пост со ссылкой на бывших и нынешних официальных лиц администрации сообщила в субботу, что Трамп предпринял невиданные до сих пор меры для того, чтобы скрыть все детали своих разговоров с Путиным во время их пяти до сих пор состоявшихся встреч. Например, после встречи в Гамбурге в 2017 году он категорически запретил присутствовавшему на ней госсекретарю Тиллерсону составить меморандум по ее итогам. Составление таких письменных меморандумов-отчетов присутствовавшими на встречах госсекретарями, их заместителями или советниками по национальной безопасности всегда являлось обычной практикой после встреч американских президентов с советскими и российскими руководителями. Наличие таких документов позволяло проводить анализ состоявшихся переговоров и лучше готовиться к следующим переговорам.
Известен как минимум один случай, когда Трамп заставил переводчика, переводившего его беседу с Путиным, отдать ему письменные заметки, сделанные переводчиком во время встречи, и запретил отвечать на какие-либо вопросы, связанные со встречей. Об этом стало известно, когда советник Белого Дома и высокопоставленный сотрудник госдепартамента запросили информацию у переводчика.
Новый председатель комитета по иностранным делам Палаты Представителей демократ Элиот Энгел заявил в интервью, что его комитет сформирует в ближайшее время следственный подкомитет, в задачи которого будет входить поиск в Госдепартаменте всех возможных документальных записей о встречах Трампа с Путиным, включая встречу за закрытыми дверями в Хельсинки прошлым летом. «Прошло несколько месяцев с момента Хельсинки, и мы до сих пор не знаем, что произошло на этой встрече. Это ужасно», - сказал Энгел.
Секретность, которой окружил Трамп свои контакты с Путиным «не только необычна по историческим меркам, но и возмутительна», - сказал Строуб Тэлботт, бывший заместитель госсекретаря, который участвовал в более чем десяти встречах президента Клинтона с Ельциным в 1990-х гг. «Это затрудняет работу правительства США - экспертов и советников, а также должностных лиц кабинета, которые должны служить [президенту], - и это, безусловно, дает Путину гораздо больше возможностей для манипулирования Трампом», - сказал Тэлботт.
Бывший госсекретарь Тиллерсон от комментариев отказался.
Между тем США установили в субботу печальный рекорд, вступив в четвертую неделю жизни без бюджета с частично остановленной работой федерального правительства. За почти 243 года существования США это самый длинный «government shutdown». Уже 22 дня страна живет в подвешенном состоянии. В пятницу был день зарплаты у служащих федерального правительства. Охваченные остановкой его работы 800 тысяч человек зарплату не получили. 420 тысяч из них обязали работать без зарплаты, еще 380 тысяч были отправлены в принудительный отпуск за свой счет.
Не работают или работают лишь частично госдепратамент, министерства внутренней безопасности, юстиции, финансов, сельского хозяйства, внутренних дел, торговли, городского хозяйства и развития, транспорта, НАСА, множество других агентств и служб федерального правительства. Не работают национальные парки и государственные музеи. Не получают зарплату 42 тысячи служащих береговой охраны США и более 13 тысяч агентов ФБР.
Без зарплаты работают по всей стране авиадиспетчеры и работники TSA – службы безопасности на транспорте, осуществляющие контроль безопасности в аэропортах. Сокращение количества работников TSA, выходящих на работу, уже привело к длинным очередям в аэропортах.
Служащим береговой охраны на сайте этого ведомства их начальство посоветовало, чтобы иметь деньги на жизнь, продавать лишнюю домашнюю утварь, вещи, выгуливать чьих-то собак, поработать бэбиситерами и подумать как заработать что-нибудь с помощью своих хобби.
Частичная остановка работы федерального правительства произошла из-за отсутствия бюджета. Трамп отказывается подписывать бюджет, если в нем не будет выделено $5.7 миллиарда на строительство стены на границе с Мексикой. Демократы в Конгрессе категорически отказываются выделять деньги на абсурдный проект, единственной целью которого является выполнение Трампом его предвыборного обещания построить стену. Он, правда, клятвенно, обещал много раз, что строительство стена оплатит Мексика, но теперь утверждает, что он никогда этого не говорил.
Палата Представителей с ее новым демократическим большинством приняла несколько вариантов бюджета. Постоянный бюджет для всех министерств и временный для министерства внутренней безопасности, чтобы оставить возможность обсуждать с президентом меры по усилению охраны границы; законы об отдельных бюджетах разных министерств, чтобы хотя бы часть из них могла вернуться к работе. Однако лидер республиканского большинства в Сенате Митч Макконнелл занял обструкционистскую позицию, заявив, что не поставит на голосование в Сенате ни один законопроект, который не подпишет президент.
Вместе с тем Конгресс мог бы разрешить этот кризис, приняв бюджет большинством в 2/3 голосов в каждой из палат, сделав этим бессмысленным вето президента и тем самым восстановив работу правительства. Обструкционистская позиция большинства республиканцев и их сенатского лидера не дают возможности сделать это.
Состоявшуюся на уходящей неделе встречу с лидерами Конгресса Трамп покинул, едва она началась, заявив, что «не о чем разговаривать» после того как спикер Палаты Представителей Нэнси Пелоси ответила отказом на его ультимативное требование о выделении денег на строительство стены.
Президент заявляет, что на границе имеет место кризис, что «США подверглись вторжению преступников и наркотиков». Факты полностью противоречат этому. Количество задержаний людей на границе, достигнув пика в 2000 году (1.5 миллиона), почти монотонно снижается с тех пор и упало ниже 400 тысяч в 2017 году. Количество нелегально перешедших границу снизилось с 851 тысячи в 2006 году до 62 тысяч в 2016 году. Утверждение Трампа о том, что нелегалы переправляют в США героин в тех местах, где на границе нет забора полностью опровергается Администрацией по контролю за наркотиками, утверждающей, что львиная доля героина, попадающего в США, перевозится на автомобилях через легальные пункты пропуска на границе. Официальная статистика преступности в США говорит о том, что количество преступлений, совершаемых гражданами США, родившимися в США, значительно выше количества преступлений, совершаемых как нелегальными, так и легальными иммигрантами. Например, в Техасе, штате, имеющем протяженную границу с Мексикой уровень преступности среди нелегальных иммигрантов на 32% ниже, чем среди граждан США, родившихся в США (все данные приведены по статье в газете Нью-Йорк Таймс). В четверг президент посетил город МакАллен, вблизи границы с Мексикой в Техаса, где уровень преступности по иронии судьбы один из самых низких в стране. Трампу показали тоннели, сооруженные для переправки нелегалов и обнаруженные под уже имеющимся на границе пограничным забором, тем самым продемонстрировав абсолютную неэффективность заборов и стен.
Выхода из кризиса, вызванного частичной остановкой работы федерального правительства, не видно. Республиканцы в Сенате пока что, по-видимому, не осознают, что время их господства в Конгрессе прошло и нужно учитывать мнение демократов, под контролем которых находится Палата Представителей. Но пока что лидер сенатского большинства Макконнелл и большинство его коллег твердо стоят на позициях поддержки любых желаний президента. Президент договариваться и уступать не собирается, заявляя, что остановка работы правительства может продлиться «месяцы и годы». Как к этому относятся американцы, узнаем 15 января, когда Гэллап опубликует результаты очередного исследования одобрения политики президента. Начиная с этого месяца Гэллап решил публиковать результаты своих опросов не еженедельно, а ежемесячно.
Между тем в Вашингтоне состоялось несколько демонстраций федеральных служащих, требующих принять бюджет и не желающих сидеть без зарплаты. Был подан иск в федеральный суд против Трампа и администрации на основании того, что заставлять людей работать без зарплаты – это нарушение 13-й поправки к Конституции, запретившей рабство.
В следующую субботу, 19 января, ожидаются массовые протесты в Вашингтоне и по всей стране. Состоится очередной Женский Марш, уже третий по счету, приуроченный ко второй годовщине инаугурации Трампа.
Палата Представителей Конгресса 116-го созыва всерьез взялась за исполнение своих контрольных функций, которые не желала выполнять ее предшественница. Выше я уже писал о предстоящем расследовании в комитете по иностранным делам того, о чем говорили Трамп и Путин на своих встречах.
На прошедшей неделе перед представителями сразу семи комитетов выступал на закрытых слушаниях вызванный на них министр финансов Мнучин, от которого потребовали объяснений, почему 19 января снимаются санкции с компаний Дерипаски. Конгрессмены остались не удовлетворены объяснениями Мнучина. Если решение об отмене санкций не будет отстрочено, Палата Представителей может проголосовать за резолюцию, запрещающую администрации отменять санкции. Но вот проголосует ли за такую резолюцию Сенат? Ее уже внес на рассмотрение лидер демократов в Сенате Чак Шумер.
Однако лидер республиканцев Макконнелл обещал не ставить на голосование ничего, что не по душе президенту.
7 февраля в надзорном комитете Палаты Представителей состоятся слушания, на которых выступит бывший адвокат и «решала» Трампа Майкл Коэн, недавно приговоренный к трем годам тюрьмы. Следует ожидать, что на открытых слушаниях будет мало говориться о Рашагейте (председатель комитета Джерольд Надлер находится в контакте с офисом спецпрокурора и будет согласовывать, о чем можно говорить на открытых слушаниях, чтобы не мешать следствию). Но будет наверняка много говориться о нарушении Трампом закона о финансировании политических кампаний и многолетних темных финансовых делах Организации Трампа.
Председатель комитета по разведке Палаты Представителей Адам Шифф заявил, что его комитет пригласит Коэна дать показания на закрытых слушаниях по Рашагейту. Комитет по разведке возобновляет политическое расследование Рашагейта, прерванное в марте 2018 года его бывшим республиканским большинством.
Так начался в США 2019 год. Турбулентно в Америке. Неспокойно. И вряд ли в обозримом будущем эта ситуация изменится. Скорее наоборот. Многие комментаторы предсказывают, что начавшийся год будет худшим в жизни Трампа. Возможно и очень вероятно. Но он точно не будет спокойным для страны и мира.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.