О чем говорил Путин: блеф или реальность
02 березня 2018, 11:19
Власник сторінки
Глава правления Института украинской политики и Фонда "Украинская политика"
1 марта Владимир Путин выступил с новым ежегодным посланием. Был ли в нем тайный смысл?
Стоит признать: российский президент умеет быть ньюсмейкером в полном понимании этого слова. Практически каждое его выступление несет в себе некий новый посыл, и именно поэтому расшифровка смыслов выступлений («а что он хотел этим сказать?», «а каким будет его следующий шаг?») давно стала излюбленным занятием широкого круга аналитиков – безотносительно к тому, как они относятся к фигуре самого Путина и к его политической деятельности.
1 марта Владимир Путин выступил с новым ежегодным посланием. Точнее, он должен был выступить еще в ноябре, но само выступление было перенесено на февраль – «поближе к выборам», говорили тогда эксперты, намекая, что само выступление может быть использовано как элемент предвыборной агитации и как своеобразная «фишка». Они не ошиблись. За 17 дней до выборов Россия получила не просто вступление, а феерическое шоу, компонентами которого стали и несколько предыдущих дней.
Режиссура послания была выдержана на более чем высоком уровне. Накануне состоялись дебаты кандидатов, которые должны были продемонстрировать избирателям их несостоятельность как политиков и несоответствие их фигур политическим задачам. Путин, естественно, в этом шоу участия не принимал. Истерично орущий Жириновский, обливающая его водой Собчак, обиженный Грудинин, застрявший между временами и эпохами Явлинский, невыразительные Бабурин и Титов, умничающий Сурайкин – это зрелище могло вызвать только раздражение у зрителей. На следующий день появлялся Он – с яркой, насыщенной, жесткой, подкрепленной компьютерной графикой речью.
Эксперты уже подсчитали: из почти двухчасовой речи 42 минуты (более трети) были посвящены обороноспособности и вооружению, почти 13 минут – обновлению экономики и промышленности, восемь с половиной минут – семье и здоровью, 12 минут – коммуникациям и инфраструктуре (дороги, энергетика, интернет), почти 6 минут – здравоохранению, 3 минуты – работе госорганов, 2,5 минуты – экологии, 2 минуты – международной политике. Пространное семиминутное вступление с обоснование необходимости развития России и финальные полутораминутные аплодисменты – «бурные, переходящие в овации», как говорили в прошлые веки – тоже были элементом Послания.
Когда пресс-секретарь Путина, Дмитрий Песков, анонсировал, что это Послание касается не только находящихся в зале, а его география шире, многие не поняли эти слова. Поняли потом. По сути, более трети выступления Путина – это Послание не россиянам, а послание Вашингтону. По своему информационному весу эта речь – прямое продолжение выступления Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 года и Валдайской речи 24 октября 2014 года, в которых была сформирована заявка России на ломание однополярного мира и претензии на статус мирового лидера, вызов США как мировому гегемону.
Ключевая фраза в выступлении – «Нас никто не слушал, послушайте сейчас!» - одновременно несет и угрозу, и уверенность. Путин уверен: Запад теперь не сможет игнорировать Россию в качестве некоей отдельной силы с претензиями на собственные интересы. И подкрепил выступление компьютерной графикой, представив новейшие образцы вооружений. Речь идет о ракетном комплексе «Сармат», подводных беспилотниках, крылатой ракете с ядерной энергоустановкой, авиационном ракетном комплексе «Кинжал», лазерном и гиперзвуковом оружии. По словам российского президента, ни у одной страны мира нет аналогов этому оружию. По сути, если сказанное Путиным и показанное в виде компьютерной графики – правда, а не блеф, то все системы противоракетной обороны США, ранее обесценивающих ядерный потенциал России, теперь обесцениваются сами: против новой техники существующие системы ПРО бессильны.
В тот же день Путин, давая интервью журналистке NBC Мегин Келли, на ее вопрос, не являются ли эти виды вооружения только плодом фантазии компьютерных дизайнеров, ответил: «Эти виды вооружения находятся на разных этапах готовности: одни еще требуют доработки, другие уже готовы к применению». На вопрос, есть ли у России работающие межконтинентальные ракеты с ядерными энергоустановками, которые успешно прошли испытания, российский президент сказал: «Одна из них уже на боевом дежурстве, в войсках».
После выступления Путина я связался с моим приятелем в Вашингтоне, экспертом по авиационным и ракетным системам. Он предположил, что, чисто теоретически, такое оружие может существовать, так как еще в начале «нулевых» ученые вплотную подошли к его созданию – причем и российские, и американские. Единственное, что его смущало: «Но ведь должны были пройти испытания, которые невозможно не заметить, скрыть от всевидящих спутников», - говорил мой визави. В наш век подобные испытания действительно не могут проводиться в закрытом режиме. Подумав, он предположил, что испытания были замаскированы под серию «неудачных запусков ракет» с российского космодрома в 2017 году. Опять же – это гипотеза.
Что касается Путина, то он выразил удовлетворенность тем фактом, что ни одна разведка мира не узнала о новых разработках российского оружия до тех пор, пока он не провел «презентацию».
Логика подсказывает, что в ближайшие дни в Вашингтоне должны либо поверить Путину – и тогда мы станем свидетелями новой стратегии и тактики во внешней политике США (что может негативно сказаться и на позициях Украины – в любом случае нам уготовлена роль или форпоста американской военной машины у границ с Россией, либо роль разменной карты в большой игре; и в том, и в другом случае – участь незавидная), либо же в Белом Доме и Пентагоне посчитают, что Путин блефует – и тогда политика США относительно России и ее сателлитов ужесточится. Пока что Вашингтон ограничился дежурными фразами – типа «ну и что тут такого?», но все мировые информационные агентства пребывали в панике, а индекс Доу-Джонса на мировых биржах рухнул на 500 пунктов. То есть, некое замешательство есть. В ближайшее время мы услышим ответ – Трамп не из тех, кого можно напугать и «взять наобум».
По сути, Послание Путина – это и послание Пекину: скорее всего, Путин дает понять, что Россию не устраивает в дальнейшем роль «младшего партнера», он претендует на роль полноценного и равноправного союзника в отношениях с Пекином. Си Цзиньпин всячески избегал вопросов о возможном военном союзе с Россией, сейчас же данный посыл станет новым предложением оформить военный союз – особенно на фоне нарастающей напряженности между Китаем и США на Дальнем Востоке и призывов «ястребов» указать Китаю его место в мире. Назначение Харри Харриса, бывшего командующего Тихоокеанским флотом США, послом в Австралию, попытки создания «ромба» Япония – США – Австралия – Индия с явно антикитайским подтекстом, усиление присутствия США в Южнокитайском море и борьба за контроль над Тихим океаном могут подстегнуть Пекин к союзу с Москвой. Особенно с учетом новой Стратегии национальной безопасности США и новой Ядерной доктрины, определяющих и Россию, и Китай в качестве потенциальной угрозы для США – больше угрозы, нежели мировой терроризм.
Прозвучал в Послании и посыл к государствам ОДКБ – с предложением более тесно сплотиться и укрепить свои отношения. То есть, Россия пытается еще больше привязать своих союзников к теме коллективной безопасности.
Очевидно, будут расшифровывать это послание и в Европе – в России надеются, что его внимательно изучит президент Франции Эмманюэль Макрон, наиболее желанный союзник с точки зрения Москвы. В мае ожидается первый визит Макрона в Россию, на Петербургский экономический форум, а прошлогодняя Версальская встреча Путина и Макрона вселяет в российских политиков и дипломатов надежду на углубление диалога. Тем более, что в Европе Макрон становится таким себе «возмутителем спокойствия». И ноябрьская статья Владислава Суркова «Кризис лицемерия», и выступление Сергея Лаврова на Мюнхенской конференции по безопасности содержали один и тот же информационный посыл: дайте нам того переговорщика от Запада, с которым можно говорить и которому можно верить, иными словами, «дайте нам Царя Запада». Сейчас Россия попытается сыграть на чувствах и амбициях Макрона и создать из него «царя Запада» - по крайней мере, на фоне кризиса лидерства и серости, невыразительности и несамостоятельности европейских политиков он выглядит весьма и весьма привлекательно для многих.
В Послании не упоминалась Украина. Точнее, только вскользь. В Киеве вряд ли будут расшифровывать это послание. У нас бы расшифровать то, что накануне сказал Порошенко – чтобы понять внутреннюю логику самой пресс-конференции и выделить основные посылы.
Появление у России новых видов вооружения не значит, что оно будет когда-либо применяться. Путин обвинил США в том, что они в одностороннем порядке вышли из Договора о противоракетной обороне, и этим самым спровоцировали и новую гонку вооружений, и предпосылки к новой «холодной войне». Но ни один из видов представленных вооружений не является тактическим. Скорее подобное оружие является фактором сдерживания, так как его использование – это безумие, ведущее к уничтожению как целых государств, так и жизни на планете в целом.
Есть такая историческая байка. Когда в СССР было произведено испытание первой советской ядерной бомбы, один из генералов, предчувствуя, что сейчас на его погонах увеличатся звезды, первым подбежал к телефону и решил набрать Сталина, отчитаться о проведенных испытаниях. Его соединили. «Товарищ Сталин! Разрешите доложить! Испытание атомной бомбы прошло успешно!» - «Я знаю, мне уже доложили», - сказал Сталин растерянному генерал. Но Вождь Народов продолжил: «А ты знаешь, что это значит, генерал?» - «Конечно! Это свидетельство оборонной мощи нашего социалистического государства., которое под мудрым руководством Великого Сталина…» - «Дурак ты, генерал! Это значит, что войны не больше не будет. Никогда!»
Принцип паритета и сдерживания сыграл свою роль во второй половине ХХ века, может сыграть ее и сейчас. Но то, что дипломатические баталии могут пойти уже по другому пути – не исключено, и мы это сможем увидеть в ближайшее время.
И теперь, проводя параллели между выступлением Порошенко и выступлением Путина, почувствуйте разницу в посылах: Путин: «Третьей мировой войны не будет, хоть мы и готовы!» . Порошенко: «Досрочных выборов не будет, хоть мы и готовы!». В этом – основное отличие двух выступлений. Ну и отличие политических моделей, масштабов и задач, стоящих перед обществами.
Послание вызвало небывалый ажиотаж и всплеск эмоций в самой России. Сложно говорить сейчас, но рейтинги Путина, и без того высокие, могут подняться еще больше – за счет неопределившихся, а также электората Жириноского и частично Грудинина. То есть, за счет людей, склонных к жесткому стилю руководства и ностальгирующих по «сильной руке». «Кремлевские политтехнологи потратили миллиарды на обеспечение явки избирателей, а Путина за два часа сделал так, чтобы дети в России плакали из-за того, что не смогут проголосовать за Путина», - написало одно из российских новостных агентств.
Посмотрим – сработает ли этот ход. До выборов остается чуть больше двух недель. До реакции со стороны США – чуть меньше.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.