Логика безупречна в своей простоте: украинское государство должно отдать таким же "жертвам советской оккупации" то, что им принадлежит по праву.
В прошлом году начало зародившегося в Польше процесса реституции у нас не заметили, поскольку были очень заняты войной на Донбассе. Тогда организация "Powiernictwo Kresowe" (известная также как "Restytucja Kresów") в лице Конрада Ренкаса впервые заявила о том, что если Украина ради подписания Ассоциации с ЕС устроила революцию с государственным переворотом, то и по-европейски чтить святое право собственности должна. Иначе, зачем такая решимость в деле евроинтеграции? Нельзя же быть беременной наполовину.
В наши дни подготовку к подаче первых двух конкретных исков у нас опять пропустили, поскольку очень увлеклись местными выборами. Ренкас анонсировал в ближайшее время суды в Луцке и Киеве. В первом случае пан Здислав Когучук, чья семья бежала во время Волынской резни, намерен предъявить претензии на возвращение четырех гектаров земли со строениями. Претензии подтверждены документально.
Во втором случае пани Ханна Филипович претендует на имущество бабушки и дедушки в Киеве и какие-то активы в угольной отрасли. Все это было утеряно в результате революции и Гражданской войны 1918-22 гг., но в правовом смысле остается во владении наследников. Речь здесь, конечно же, о финансовой компенсации. И это "пробные шары", за которыми готовы покатиться еще 600 исков. А за ними еще вдвое больше. По состоянию на весну 2015 года у организации было 120-150 тысяч человек, которые в состоянии доказать свое право собственности на Кресах в судебном порядке.
Это не дворцы с костелами, а в основном небольшая собственность, которой владели мелкие дворяне, крестьяне, чиновники, учителя, железнодорожники, жители крупных городов. В целом иски затягивают на $5 млрд., а общее количество перемещенных с Западной Украины лиц активисты оценивают в 1 200 000 человек. Пока они проводят региональные собрания в Польше, оповещая народ о своей идее возвращения утерянной в Украине собственности законным хозяевам и рассказывая о том, как оформлять свои права документально. В том числе, с помощью документов из украинских архивов.
Такую активность нетрудно объяснить технологически: процент от каждого успешного иска обещает немалые барыши. Тем более что на возвращение нажитого непосильным трудом претендуют не только граждане Польши, но жители США, Австралии, Болгарии, Чехии, а также тех стран, которые тоже у нас кое-чем владели: Румынии, Венгрии, Словакии. Энергичные польские активисты протянули свои руки и туда.
Нетрудно предвидеть, что самые ярые поборники евроинтеграции, проживающие в Западной Украине (и не только в ней), вовсе не обрадуются ни судебным решениям, ни самой инициативе. Такого поворота Евромайдана они как-то не ждали. Хотя нельзя сказать, что проблема возникла из ниоткуда – о ней говорилось и много раньше. Просто до сего момента она не вставала в полный рост. А возражать против отчуждения квартир, домов и земли всякий порядочный европатриот не имеет морального права.
"Powiernictwo Kresowe" (или те, кто придумал концепцию) имеют на руках сильный аргумент: действующая власть и национал-радикалы, довлеющие в Украине, публично отрицают ее правопреемственность от УССР.
Как известно, Украина была оккупирована врагами в лице кремлевских москалей-большевиков и ведет свою историю от УНР. "Закон о декоммунизации" прямо указывает, что "коммунистический тоталитарный режим 1917-1991 годов в Украине признается преступным и таким, который осуществлял политику государственного террора". Закон всей душой поддержан жителями Западной Украиной и выношен в стенах Украинского института национальной памяти под руководством львовянина Владимира Вьятровича. В его исполнение в украинских городах валят памятники и переименовывают улицы.
Следовательно, поляки Всходних Кресов и другие европейцы, пострадавшие от действий преступного режима в 1939-40 гг. и повторно – по итогам Второй мировой войны, тоже жертвы. С точки зрения международного права реституция – это форма материального возмещения ущерба "в результате неправомерного международного акта путем восстановления состояния, существовавшего до его совершения". А на теперешнем Западе Украины "кляті совіти" оккупировали именно часть земель Польши, Румынии и Венгрии, но никак не земли УНР.
Наши европейские друзья и соседи солидарны с "правильными" украинцами, всю жизнь сражающимися с "совком". И мы тоже не будем заявлять о том, что благодаря действиям режима Сталина украинские земли были воссоединены в общих границах – это коммунистическая пропаганда и нарушение закона. Следовательно, как законопослушные граждане, обязаны чтить святое право собственности европейцев и восстановить справедливость, в их отношении нарушенную. Тем более что 82% жителей Запада Украина поддерживают евроинтеграцию.
Украинцы заявили о готовности унифицировать свою правовую систему с европейской, мы подкрепили свои намерения стать Европой кровью тысяч людей. Статья 21 раздела 3 Соглашения об Ассоциации с ЕС гласит: "Стороны договорились в дальнейшем развивать судебное сотрудничество по гражданским и уголовным делам, в полной мере используя соответствующие международные и двусторонние документы и основываясь на принципах юридической определенности и праве на справедливый суд".
Дальнейшая логика безупречна в своей простоте: украинское государство должно отдать таким же жертвам оккупации то, что им принадлежит по праву. Так, как это было сделано в Литве и Латвии, где в 1993 году квартиру в результате реституции отобрали даже у заслуженной актрисы Вии Артмане.
А если Украина не согласится на возвращения и выплаты, то рассматривать иски будет Суд Европейского союза и американские суды, которые выносят решение по любой стране мира. Тем более некоторые из них сами настойчиво набиваются в союзники и ближайшие друзья. Но в этой ситуации тупое упрямство и нежелание платить будет означать для Европы лишь то, что мы в нее всерьез и не собирались. Впрочем, это было понятно и так.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.