Окружной суд Тель-Авива признал экс-премьера Эхуда Ольмерта виновным во взяточничестве. Защита бывшего главы партии «Кадима», естественно, обещает обжаловать приговор в Высшем суде справедливости – для этого у адвокатов есть 45 дней. Но если они проиграют апелляцию, Ольмерт рискует «отдохнуть по полной». Казалось бы, причем тут Украина? А ведь, если разобраться, то налицо четкие параллели.
Если защита экс-премьера проиграет апелляцию, Ольмерт может получить целый список наказаний, где самым тяжелым является тюремное заключение сроком на 6 лет. А вдогонку еще 2 года тюрьмы условно, штраф в один миллион шекелей и заключение о моральной нечистоплотности экс-премьера. Согласно законодательству Израиля, такой документ означает, что Ольмерту на 7 лет будут заказаны участие в политике и работа на любых выборных должностях.
Тель-авивский окружной суд дал Эхуду Ольмерту отсрочку вступления приговора в силу до 1 сентября 2014 года. 31 марта этого года судья окружного суда Тель-Авива Давид Розен признал бывшего мэра Иерусалима и экс-премьера виновным в получении взятки. По мнению суда, деньги в размере 560 тысяч шекелей Ольмерту заплатил покойный коммерсант Шмуэль Дахнер, а непосредственным передатчиком «конверта» стал родной брат Йося Ольмерт. Шмуэль Дахнер являлся застройщиком комплекса высотных зданий «Holyland» в Иерусалиме, а деньги Ольмерту и другим чиновникам он платил за «ускорение» в решении бюрократических вопросов, а затем за внесение в проект выгодных для строителей изменений. Надо сказать, коррупционные скандалы – «фишка» Ольмерта как политика, ведь обвинения во взяточничестве преследуют его последние несколько лет, а в 2008 году после череды коррупционных обвинений и Второй ливанской войны он был вынужден покинуть пост премьера.
Политическая биография Эхуда Ольмерта насчитывает более 45 лет. С 1993 по 2003 годы он занимал должность мэра Иерусалима. В конце 2005 года он вместе с Ариэлем Шароном вышел из рядов партии «Ликуд», чтобы присоединиться к новосозданному проекту «Кадима». Насчет идеологии одной из ключевых партий Израиля можно долго спорить, традиционно ее относят к левоцентристам, но возможны варианты. С января по май 2006 года, в связи с болезнью Ариэля Шарона, однопартийцы избрали его главой «Кадима», поэтому одновременно он стал и и.о. премьера Израиля. С мая 2006 по 21 сентября 2008 года Ольмерт работал полноценным премьер-министром, но в 2007 году против него было возбуждено дело о коррупции, к тому же его популярность серьезно рухнула после Второй ливанской войны 2006 года. Ольмерт подал в отставку, поэтому с сентября 2008 по 31 марта 2009 года являлся и.о. премьер-министра, передав в марте 2009 года пост лидеру правоцентристской партии «Ликуд» Беньямину Нетаньяху.
Почему «дело Святой земли» имеет такое значение для Израиля? Израиль с первых дней своего существования функционирует по принципу военного лагеря. Что логично, так как израильское государство существует в окружении враждебных арабских стран, свидетельством чему – ряд настоящих войн и необъявленных вооруженных конфликтов, не считая постоянных перестрелок и стычек с противником. Поэтому в такой ситуации эффективная борьба против коррупции – жизненная необходимость. Ведь в условиях то активного, то вялотекущего вооруженного конфликта такое понятие как забота о безопасности – не пустой звук. А коррупция – прямая угроза национальной безопасности. Если израильские полицейские будут повально брать взятки, арабские повстанцы смогут беспрепятственно проникать в любую точку страны и осуществлять теракты. Вспомним хрестоматийные примеры рейдов Шамиля Басаева на Буденновск и Салмана Радуева на Кизляр в 90-е годы, когда отряды вооруженных боевиков беспрепятственно добрались до места, захватили заложников, да еще и успешно отбивали атаки федеральных войск. Как выяснилось потом, ларчик открывался просто – отряды Басаева и Радуева просто покупали гаишников и милиционеров, которые и пропускали машины боевиков к месту следования, не особо заморачиваясь, кто в них едет и что везет. И, в таком ключе, обвинительный приговор Эхуду Ольмерту – четкий сигнал, что брать взятки и «откаты» нельзя никому: ни рядовому полицейскому, ни премьер-министру. Ведь, как известно, рыба тухнет с головы. И пример той же Украины свидетельствует – если вокруг первых лиц государства постоянно разворачиваются коррупционные скандалы, обычный милиционер, начальник ЖЭКа или школьный учитель задается вопросом «Если воруют президент, министр, народный депутат, то почему же мне нельзя?»
А можно напомнить еще более свежий из истории Украины, где СБУ, МВД, армия и другие службы за десятилетие после Майдана разложились настолько, что оказались просто неспособны реагировать на угрозы для безопасности страны. И кульминация разложения, когда во время ситуации вокруг Крыма в феврале-марте вдруг граблями по лбу выяснилось, что украинская армия по большей части существует только на бумаге. Да и те немногие реально существующие военные части мало на что способны, так как солдаты и офицеры не имеют достаточного количества бронежилетов, касок, патронов. В общем, всего необходимого для выполнения боевой задачи. Понятно, что для Израиля подобные просчеты в безопасности рискуют оказаться фатальными. Как, впрочем, и для любого государства вообще.
Что касается дела Ольмерта, то существует два варианта развития ситуации. Либо защите экс-премьера все-таки удастся отменить приговор, либо существенно смягчить, добившись отмены хотя бы тюремного срока в 6 лет. А вообще Ольмерту к подобным передрягам не привыкать - в 2012 году окружной суд Иерусалима уже признавал его виновным и присуждал условный срок и штраф, но затем защита экс-премьера смогла переломить ситуацию и добиться оправдательного приговора. Закаленные политики – это, как правило, люди, которые «с оптимизмом смотрят в будущее».