Прораб испанского транзита

28 березня 2014, 19:38
Власник сторінки
0

Классный опыт "перестройки" по-испански. С абсолютно противоположными результатами, чем "перестройка" Горбачева-Лигачева. Если бы Михал Сергеич, вместо "расшИрить" и "углУбить"... мы бы жили иначе 2

Классный опыт "перестройки" по-испански. С абсолютно противоположными результатами, чем "перестройка" Горбачева-Лигачева. Если бы Михал Сергеич, вместо "расшИрить" и "углУбить"... мы бы жили иначе.

Испания простилась с Адольфо Суаресом, скончавшимся 23 марта 2014 года на 82 году жизни. Второй по счету премьер-министр постфранкистского периода – одна из знаковых фигур, наравне с королем Хуаном Карлосом I и Торкуато Фернандесом-Миранда Эвиа, которым Испания обязана мирным переходом от диктатуры Франко к демократии. Его комплекс реформ вошел в историю как эталон рабочего механизма по демонтажу авторитарного режима в целях перехода к демократическим формам правления.

Только с течением времени стали очевидны три ключевые составляющие курса правительства Адольфо Суареса по трансформации политической системы. Политическая тактика заключалась в проведении через кортесы необходимого пакета законов и как венчающего итога – Конституции Испании 1978 года, действующей по сей день. Механизм политического и элитного консенсуса (его выражением стали «Пакты Монклоа» - по названию резиденции правительства в Мадриде) был нацелен на достижение согласия между политическими партиями, аристократией и бизнесом. И, наконец, Адольфо Суарес изначально ориентировался на то, чтобы подкрепить политические реформы фундаментом в виде широкой народной легитимности, используя для одобрения своего курса механизм всенародного референдума.

Рассказывая о переходе Испании к демократии, все привыкли ссылаться на «Пакты Монклоа», забывая, что первой ступенькой стал Закон о политической реформе 1976 года. Еще сформированный при Франко парламент одобрил разработанный кабинетом Суареса законопроект, а в декабре 1976 года правительство заручилось политической легитимностью процесса «перестройки», когда 94,2% имеющих право голоса испанцев одобрили закон в ходе референдума. А может, на самом деле, первыми шагами кабинета Суареса по достижению консенсуса стоит считать амнистию 1976 года, объявленную в июле сразу же после назначения нового правительства? А затем амнистию в марте 1977? Ведь благодаря двухэтапной амнистии на свободу вышло большинство политических заключенных, попавших в тюрьму как противники политического режима франкистов.

Следующим этапом стал круглый стол в штаб-квартире правительства в Мадриде 8-9 октября 1977 года с участием лидеров ведущих профсоюзов и политических партий Испании, с участием еще вчера непримиримых противников монархии в виде социалистов и коммунистов. Согласившись с содержанием «резюме», политические элиты заявили, что во имя высших интересов страны соглашаются сотрудничать ради достижения общенациональных целей, декларируют взаимный отказ от попыток сведения счетов и преследования политических противников. Документ под оригинальный названием «Резюме проделанной работы», а также ряд последующих пактов (пакт о преодолении экономического кризиса и пакт о законодательных и политических действиях) приобрел всемирную известность под названием «Пакты Монклоа» от 27 октября 1977 года.

И, наконец, ключевым итогом работы кабинета Суареса стала разработка и принятие новой Конституции Испании. 31 октября 1978 года проект одобрили депутаты обеих палат Генеральных кортесов (из 584 участников голосования 551 проголосовал «за», 22 – «против», 11 воздержались). Продолжая характерный для своего кабинета подход, когда ключевые решения получали не только одобрение парламента, но и заручались народной легитимностью, 6 декабря 1978 года правительство Суареса выносит проект Конституции на всенародный референдум. 87, 7 % (или 15 миллионов 700 тысяч) испанцев проголосовали «за», в очередной раз выразив таким путем вотум доверия курсу кабинета Суареса. А 27 декабря текст новой Конституции подписал глава государства, король Испании Хуан Карлос Первый. Поэтому новый Основной закон стал результатом не просто договоренностей между аристократией, крупным бизнесом и политическими элитами, но и выражением концентрированной воли испанского народа.

Независимая судебная система, Испания как государство автономий, провозглашение страны демократическим и правовым государством в виде парламентской монархии, принципы многопартийности и свободы создания профсоюзов etc – стали краеугольными камнями политической системы Испании, какой мы знаем ее сегодня.

Кстати, справедливости ради, мирный переход Испании от авторитаризма к демократии – заслуга не только Суареса, но также короля Хуана Карлоса Первого и других политиков. В частности, одной из главных особенностей режима генералиссимуса Франко было активное влияние верхушки армии и полиции на политическую жизнь. Собственно, логично, если почти 40 лет Испанией руководил человек в звании генералиссимуса. Именно король Хуан Карлос как Верховный Главнокомандующий способствовал деполитизации армии и постепенному и бесконфликтному выведению военных из политического процесса.

Хотя не обошлось и без эксцессов, когда в феврале 1981 года часть франкистской аристократии, руководства армии и полиции организовали фашистский путч. 23 февраля отряд военных под руководством подполковника Техеро захватил здание испанских кортесов и несколько часов удерживал депутатов (в том числе, и Адольфо Суареса) под дулами автоматов. Но попытка военного переворота в исполнении подполковника Антонио Техеро провалилась – как из-за принципиального поведения короля, в тот же день осудившего мятежников в телевизионном обращении, так и политической линии кабинета Адольфо Суареса. По большому счету, благодаря реформам Суареса, к 1981 году фашистская хунта в масштабах всей Испании оказалась в меньшинстве, а попытка государственного переворота представляла собой пример агонии, вылившись в классический «заговор обреченных».

Хотя в 1982 году Адольфо Суарес уходил в отставку на волне временной непопулярности, с течением времени стало очевидно, что заложенные им в основу «испанского транзита» всеобщий консенсус и всенародная легитимность стали теми «скрепами», благодаря которым Испания прошла испытание последующими политическими кризисами и даже попыткой фашистского переворота 1981 года. Именно поэтому курс Суареса представляет собой антипод горбачевской «перестройки», проводившейся компартийной элитой в интересах номенклатуры. И именно этим его опыт интересен и востребован для современных России и Украины, представляя собой пример трудного, но необходимого консенсуса между элитами и народом, политическими партиями, работодателями и профсоюзами. В конце концов, результативного консенсуса между центральными властями и региональными элитами. А достигнутый консенсус стал отправной точкой и необходимым фундаментом для движения вперед.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.