Причислен к лику святых на архиерейском Соборе в 1994 году. Мощи святителя до 2004 года почивали в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. 9 июня 2004 года совершилось торжественное их перенесение в Москву, в храм Христа Спасителя.
Святитель и просветитель
В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово было Бог. (Иоан. 1, 1)
Существует множество вариантов переводов первой строки Евангелия от Иоанна, возникают многочисленные религиозные трактовки и споры вокруг этих слов. Но именно этой формулой, определяющей несколько иной смысл по сравнению даже с церковно-славянским, мы обязаны одному человеку – причисленному к лику святых Митрополиту Филарету.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов), без сомнения, является крупнейшим деятелем истории Русской Церкви XIX столетия. В нем соединились качества церковного иерарха и ученого-богослова, государственного мужа и поэта, масона, состоявшего в Санкт-Петербургской ложе «Умирающий Сфинкс». Только на Московской кафедре его служение протекало почти полвека (с 1821 по 1867 год), а авторитет к концу жизни был таков, что современники именовали его Митрополитом Всероссийским, «природным Патриархом» Русской Церкви.
Родился святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, в 1782 году в семье диакона подмосковного города Коломны. Первоначальное образование получил в Коломенской семинарии, продолжил обучение с 1800 года в Троицкой Лаврской семинарии.
Ректор этой семинарии архимандрит Евграф дал будущему митрополиту Филарету следующую рекомендацию: «Отлично остр, прилежен и успешен».
16 ноября 1808 года в Сергиевской трапезной церкви Лавры состоялся постриг Василия Дроздова, с именем в честь святого праведного Филарета Милостивого, а 21 ноября того же года рукоположили его во иеродиаконы.
В 1809 году иеродиакон Филарет был вызван из тихого лаврского приюта в северную столицу. Встреченный в Петербурге не слишком ласково, он, однако, постепенно преодолел настороженное к себе отношение. В день Пасхи 1809 года иеродиакон Филарет был рукоположен во иеромонаха митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым), в 1811 году возведен в сан архимандрита, а в 1812 году назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, в каковой должности и оставался до 1819 года.
В семинарии кроме ректорской работы Филарет занимался и преподавательской деятельностью. В сохранившихся о нем отзывах студентов, которым он преподавал, говорится: «Он был профессором блестящим и вдохновенным, речь внятная: говорил остро, высоко, премудро; свободно делал изъяснения Священного Писания. Как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Всем казалось истинно приятно, совершенно его учение. Все доказывало, что он много в науках занимался».
В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа.
Примерно в это время Филарет близко общается с обер-прокурором Синода, а с 1817 года – главой новосозданного министерства духовных дел и народного просвещения князем А.Н. Голицыным. Именно эти общения приводят Филарета в масонство. Идея попытаться найти религиозную истину в каком-то отвлеченном христианстве без жестких догматов, в котором могли бы объединиться представители различных конфессий, исповедующие одну универсальную евангельскую религию, показалась митрополиту Филарету гуманной и полезной. Эти идеи митрополит излагал в издававшемся тогда масонском журнале «Сионский вестник».
Митрополит Филарет глубоко проникся масонскими идеями. Вступив в братство в ложе Лабзина «Умирающий сфинкс», позднее он становится членом ложи Сперанского «Полярная звезда» и посещает ложу «Соединённых друзей», самую большую по числу братьев на тот момент в Петербурге.
Сумев распознать «живую религиозную потребность, жажду духовного наставления и просвещения простого народа» Митрополит Филарет вместе с князем А.Н. Голицыным и епископом Амвросием (Подобедовым), активно участвует в деятельности «Библейского общества», основной задачей которого был перевод Библии на русский язык. До того момента такового не существовало. Библию можно было прочесть лишь на церковно-славянском. Для Библейского общества Филарет перевёл на русский язык Евангелие от Иоанна. Ему было поручено наблюдение над изданием первой славяно-русской билингвы Четвероевангелия. Он же написал предисловие к русскому переводу Псалтири, сделанному протоиереем Павским в сотрудничестве с Филаретом. В 1823 вышло издание полного русского Нового Завета с предисловием Филарета. Ему также принадлежат Таблицы чтений из Священного Писания, церковной и гражданской печати, предназначенные для учебных целей.
Философ и литератор
Святитель Филарет пользовался громадным авторитетом и у русских писателей. Интересно, поучительно и содержательно сложились его отношения с русской литературой в лице А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова и др.
Факт общения и переписки двух известных российских масонов – А.С. Пушкина и митрополита Филарета – достаточно известен.
В 1928 году, в день своего рождения, Пушкин пишет гениальное стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…»:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Прочитав это стихотворение, Филарет не смог не среагировать на упаднический тон Пушкина. Он пишет ему братский ответ на стихотворном языке.
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Масонские идеи возвращения к Богу «своенравной» человеческой души ярко сквозят в каждой строчке этого стихотворения.
Митрополит попросил дочь маршала, масона, М.И. Кутузова Елизавету Михайловну Хитрово передать стихотворный ответ Пушкину. Что она и сделала.
Пушкин, прочитав стихи Филарета, был потрясён. Он снова задумывается о смысле своей жизни, пересматривает своё существование, и из-под его пера вырываются исповедально-молитвенные строки; 19 января 1830 г. он пишет стихи, в которых обращается к святителю Филарету с духовным порывом:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
29 сентября 1830 г. в Успенском соборе Кремля митрополит Филарет обратился к приехавшему в холерную Москву Николаю I с краткою речью:
«Благочестивый Государь! Цари обыкновенно любят являться Царями славы, чтобы окружать себя блеском торжественности, чтобы принимать почести. Ты являешься ныне среди нас как Царь подвигов, чтобы опасности с народом Твоим разделять, чтобы трудности препобеждать. Такое Царское дело выше славы человеческой, поелику основано на добродетели христианской. Царь Небесный провидит сию жертву сердца Твоего, и милосердно хранит Тебя, и долготерпеливо щадит нас. С крестом сретаем Тебя, Государь, да идет с Тобою воскресение и жизнь».
Пушкин, находясь под впечатлением этой речи, посвятил Филарету стихотворение «Герой»:
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой…
…Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него?...
Поэт Ф.И. Тютчев так описывал митрополита: «Маленький, хрупкий, сведенный к простейшему выражению своего физического существа, но с глазами, полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал надо всем, что происходило вокруг него. Пред своим апофеозом он оставался совершенством простоты и естественности; казалось, что он принимает все эти почести только затем, чтобы передать их кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является. Эго было прекрасно! Воистину, то был праздник духа!»
Муж сестры Тютчева литератор Николай Сушков, член масонского «Дружеского учёного общества», был близок митрополиту и через полгода после смерти святителя издал о нем книгу: «Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского». Об этой книге Ф.И. Тютчев писал своей дочери Екатерине 26 марта 1868 г.: «Тысячу дружеских приветствий дяде Сушкову. Его книга о покойном Филарете читается с большим интересом, последние страницы захватывающи».
Литература:
1. Филарета митрополита Московского и Коломенского Творения. М., 1994.
2. Геник М. Митрополит московский Филарет как гомилет. Париж, 1894.
3. Свт. Филарет. Слова и речи.