Прежде всего, рассмотрим, что такое свобода. Некоторые
понимают под свободой отсутствие ограничений вплоть до полного отсутствия, когда
говорят о наступлении состояния абсолютной свободы. Так уж она тогда абсолютна?
Нет, ведь у всех диких зверей, а также и у человека всегда существуют некие
ограничения, прежде всего среды жизнедеятельности, физических и умственных
возможностей. Поэтому рассмотрение свободы с точки зрения наличия границ – это
рассмотрение расположения границ. Передвинул границу дальше – получил больше
клетку, ближе – меньше клетка. Такое восприятие свободы годится для хомячка,
которому ограничивают пространство жизнедеятельности. Или для лошади, которая
вынуждена подчиняться узде, а не бежать туда куда хочу. Человеку же, который
способен совершать действия, значительно превышающие его физические возможности,
и который сам ставит границы, определяя свободу себя и других, описание свободы
границами лучше всего подходит для описания тюрьмы – места лишения свободы, а не
самой свободы. Границы среды обитания сопутствуют человека на протяжения всей
жизни. Так, все люди ограничены стенами своего дома, государственными
границами, и, наконец, поверхностью
земного шара. Установив законы и моральные правила, человек сам себя
ограничил от действий, которые вредят обществу, установил себе обязанности и в
то же время создал массу возможностей – достижений человеческой цивилизации. О
моральных особенностях свободы сложно спорить. Например, жена часто говорит
мужу, что у неё нет свободы, потому что она себя ограничивает желанием ребёнка.
С другой стороны, муж говорит, что ограничивает себя работой, на которой
зарабатывает деньги, которые тратит на содержание жены и ребёнка. И с третьей
стороны есть женщина, которая физиологически не может иметь ребёнка и, поэтому,
свободна от этих обязанностей. Кто из них больше свободен? Жена и муж
ограничивают сами себя семейными обязанностями. Происходит это по доброй воле и
каждый из них имеет возможность и право отказаться от этих обязанностей,
приобретя свободу, равную свободе бесплодной женщины. А эта женщина может взять
ребёнка из детдома и приобрести те же обузы. Однако, она не имеет возможности
родить своего ребёнка. Значит, несмотря на то, что визуально она свободней, чем
супруги с ребенком, эта женщина лишена возможности иметь ребёнка и, поэтому, её
возможности ограничены в сравнении с возможностями указанной семейной пары.
Значит, в совокупности она менее свободна в своих желаниях и действиях, чем
жена, воспитывающая ребёнка.
Следовательно, свободу можно измерять возможностями. Все возможности можно разделить на (i) естественные (которые даны
человеку природой и есть у каждого живого существа на Земле) и (ii) социальные, которые
предусматривают использование благ, созданных человеком. Графически это можно
представить в виде двух кругов: маленький центральный круг ограничивает
совокупность естественных возможностей (дышать, передвигаться, общаться и
т.д.), а внешним кругом ограничивается совокупность возможностей
предоставленные человеку продуктами разумной деятельности (одеваться, вести
бизнес, заказывать пиццу на дом, играть на компьютере, покупать и продавать
товары и пр.). На протяжении развития человеческой цивилизации внешний круг
неуклонно расширялся и продолжает расширяться, наращивая совокупность
социальных возможностей. Единственной
силой, которая приводит к умножению социальных возможностей, является
технический прогресс. Однако внешний круг расширяется не только во вне, но и
внутрь. При этом природные возможности, которые изначально были доступны
человеку и доступны диким зверям, человечество ограничило системами моральных
или правовых норм. Они подчинены обществу и переведены в разряд общественных
благ. Возможность пользоваться этими благами или преступать нормы регулируется
денежными отношениями. Так, например, человек берет деньги, идёт в супермаркет,
и обменивает их на (покупает) еду, хотя возможность добывать пищу собственными
усилиями дана человеку природой. Другим примером является использование чистой
воды, которую можно купить в магазине. И, наконец, дышать, пока-что, человек
может бесплатно, т.е. эта возможность все ещё является даром природы, хотя
чистый воздух в современных городских (да и курортных) условиях встречается все
реже из-за обилия загрязнений, и поэтому дышать чистым воздухом также является
косвенно оплачиваемым благом, по цене равным ликвидации отходов/нечистот.
Таким
образом, свобода – это совокупность возможностей, которые доступны человеку в
повседневной жизни. Например, Вы идёте в магазин времён социалистического СССР,
чтобы купить поесть хлеба с колбасой. А там только докторская колбаса и хлеб. Значит, возможность
поесть для советского человека
ограничиваются только этими двумя продуктами. С другой стороны, человек
идёт в магазин в буржуазно-капиталистической стране, к примеру, в
Великобритании, и имеет возможность купить 50 различных сортов колбас и 20
сортов хлеба. Значит, по отношению к колбасе у человека в Великобритании
возможностей в 50 раз больше, и в 50 раз выше свобода, а по отношению к хлебу –
в 20 раз выше! Такие же соотношения существовали в капиталистических странах в
сравнении с СССР и для других товаров. И так, возможностей у людей в
капиталистическом обществе было намного больше,
чем возможностей человека в СССР. Значит и свобода была выше, а поскольку
свобода – одно из самых ценных состояний человека, то менее свободный социализм
не выдержал испытания временем перейдя в более свободное состояние
капиталистического общества.
Почему же капитализм заканчивается кровавыми
бунтами и революциями? Потому что кроме количества возможностей человечество
ограничивает свои возможности количеством денег. Иначе говоря, человек не в
состоянии приобрести большинство возможностей, производимых и предлагаемых
обществом. Так, если принять, что количество возможностей эквивалентно некому
размеру свободы, то цена свободы (С) определяется посредством простой
формулы: С = К/Р – отношение
количества денег К к цене
возможности Р. Последняя может быть
принята как усредненная возможность, либо какая-то универсальная
возможность, например цена золота). Таким образом, деньги являются эквивалентом
свободы человека, а товарно-денежные отношения основываются на обмене свободы
на товар. Или свобода человека определяется его банковским счётом: она
покупается либо продаётся, ограничиваясь количеством денег. Скажу по-другому –
это счёт не денег, это – счёт свободы каждого человека. Значит, богатые люди
являются более свободными и при прочих равных условиях население страны с более
богатым населением является более свободным в сравнении с более бедной страной.
С другой стороны, с целью большей ясности оценки свободы подходит формула
рабства, которая выражается обратным соотношением, т.е. отношением цены
возможности к количеству наличных денег: Р/К. Обратите внимание, что если цена
возможности равна нулю, то несвобода тоже равна нулю, а если количество
наличных денег равно нулю, то рабство бесконечно. Например, неволя раба
бесконечна. А с другой стороны, если все возможности (товары/услуги) дармовые,
то свобода безгранична.
Пример. Два субъекта А и Б имеют по 10 долларов. Если
субъект А на полученные деньги (10 долларов) засеет поле пшеницей, а субъект Б
– картошкой, то в перспективе они смогут наладить товарно-денежные отношения. Но в случае
неурожая пшеницы, у субъекта Б окажутся все 20 долларов, и субъект Б сможет
нанять субъекта А. Социальное равенство сменится эксплуатационным строем, в
котором субъект А является експлуатируемым, а субъект Б –эксплуататором. Иными
словами, спонтанно, без каких-либо человеческих усилий один из
субъектов (субъект Б) свободного рынка оказывается владельцем дополнительных денежных
средств или как показано раньше, свободы. Субъект А напротив, лишится свободы, став
угнетённым и потеряв первоначальные возможности.
Выше сделанный пример
самодостаточен. Но требует детализации современного состояния общества, которое
своё существование подчинило ущемлению своей свободы, приравняв её к некому универсальному товару - деньгам,
который можно обменять на все изготовляемые человеком товары и услуги, в т.ч.
купить разум, честь, силу, откупиться от тюрьмы, купить оружие и нанять себе
армию и т.д. Можно ли купить за деньги
авторитет? Настоящий авторитет за деньги купить невозможно. Можно провести
рекламную акцию о том, что богатство – это некое достоинство, результат
упорного труда, силы духа либо благоволения свыше сил, но вышерассмотренный пример
показывает, что социальное неравенство при свободно-рыночных отношениях возникает
спонтанно, что нерегулируемая денежная
система в конце-концов сама приводит к возникновению бедных и богатых, порождая
эксплуатацию. И социальное разделение общества является результатом
хаотического развития свободно-рыночных отношений. При этом количество богатых со временем прогрессивно
уменьшается вследствие ограниченного количества денег (свободы) в пределах рынков.
Также, человек, который зарабатывает деньги, неизбежно отбирает их у другого
человека, и выражается это тем, что посредством товарно-денежных отношений одни
люди наращивают собственное количество свобод, отнимая свободы у других людей.
Со временем, большинство людей/субъектов/членов общества теряют возможности,
переходят в разряд эксплуатируемых, и свобода стаёт принадлежать лишь
ограниченному кругу богатых людей. Цену свободы эксплуататоров можно теперь
математически выразить как сумму свобод
эксплуатируемых разделенную на цену универсальной возможности. Фактически это
означает, что свобода эксплуататоров состоит из свобод эксплуатируемых.
Исходя
из того, что деньги можно получить в наследство, украсть, найти, свободу тоже
можно получить в наследство, украсть или найти. Сами деньги – это универсальный
товар. Он пропагандируется как
достижение и успех, но настоящая его цена – свобода, – самая весомая вещь, которую воспевал в веках
и поэт и глухонемой, за достижение которой погибали миллионы. Ради того, чтобы приравнять
свободу к бумажкам и обменивать её на товары либо услуги? Ныне эти бумажки – деньги,
– используются для градации свободы – рабства
на современном уровне, и продолжают являться универсальным товаром, на который
можно обменять человека.
Поскольку имеет место парадокс свободы, а именно её
спонтанная трансферность наряду с возможностью присвоения чужих свобод, то
насильственное отнятие/возврат свобод многими
угнетёнными у малого числа эксплуататоров всегда можно назвать справедливым и
логическим исходом нерегулируемых товарно-денежных отношений свободного рынка с целью восстановления товарно-денежного балланса.