Возможно одной из главных черт человека, отличающих его от животного мира, является способность обманывать и обманываться.
Возможно одной из главных черт человека, отличающих его от животного
мира, является способность обманывать и обманываться. Жажда занять высокое
положение в обществе, во что бы то ни стало, заставляет обманывать. При этом
чуть ли не с необходимостью, чем больше человек обманывает, тем больше ему
приходиться обманываться. В первую очередь относительно обмана других. Он
пытается сам себя убедить, что, на самом деле, никакого обмана-то и нет. Иначе,
ведь, не дает покоя диссонанс, разъедает постоянное противоречие. И он находит
«успокоение» в самообмане, в отрешении. Меркантильный источник обмана прячется
в сознании куда-то глубоко-глубоко. Так, чтобы он, безусловно, действовал. Но,
при этом, как бы не осознавался, не мешал, не докучал. При этом вообще теряется
способность объективно, искренне воспринимать действительность. Разъедается
внутренняя способность давать чему-то оценку, определять значимость. Кстати,
это свидетельствует о том, что самых больших обманщиков не так уж трудно
обмануть самих. Хотя кому-то данных факт и кажется странным, надо признать, что
ничего в этом странного нет. Отсутствие же способности объективной внутренней
оценки порождает потребность в наличии каких-то внешних, привнесенных
критериев. Возникают и прогрессируют целые системы символов, знаков. Они
однозначно «показывают», что есть «хорошо», а что «плохо». Что «справедливо», а
что «несправедливо» и т.д. и т.п. И, опять же, как это ни странно, люди,
порождающие эту систему обмана, по причине описанного самообмана и утраты
способности к искренности, к пониманию вообще того, что они делают, сами
начинают верить в нее. Система «замыкается». «Змея» заглатывает свой «хвост».
«Следствие» начинает порождать собственную «причину».
С другой стороны, тех, кого
обманывают, попадают в тут же самую систему обман – самообман. И становятся ее
«активными» участниками, занимают собственную нишу. Точнее, ниши. Обманываться
заставляет страх изменений, перемен. Обманываться заставляет боязнь признаться
себе, что тебя обманывают. Страх, стыд. Самообман необходимо порождает
потребность обмана. Все это переплетается, опять же, «замыкается».
И теперь уже переплетаются,
«замыкаются», сливаются уже в единое целое, условные «верхний» и «внутренний»
уровни. Возникает неразрывная иерархия обмана-самообмана, на каждом уровне
которого присутствуют уже элементы каждого. Пусть в разной пропорции,
по-разному себя проявляющих, но на каждом. И загнанная куда-то далеко
меркантильность и боязнь себе в этом признаться, и боязнь изменений, и
неспособность себе признаться в участии в этом «порочном круге». И много чего
еще сопутствующего. Страх, стыд.
Ну, ладно. Допустим. Но все же
человек никогда не перестает им быть. И он все же никак не может утратить то,
от чего, он, пускай, неистово пытается откреститься. Он не может утратить
искренность. Она все равно, хоть загнанная куда-то, хоть забитая, униженная и
покинутая, но остается. Что же происходит тогда, когда она все же проявляется?
Что происходит, когда вышеописанная система в силу тех или иных причин грозится
обрушиться? Что происходит, когда человек, наконец, готов «открыть глаза»
искренности? Или, даже, решается на этот шаг. В этот момент, на самом деле,
человек словно «оголяется». Стыд и страх, державшие его в системе обмана, но
постоянно пытающиеся отрицать в ней сами себя, «выходят наружу». И теперь они
максимально страшатся и стыдятся сами себя. И уже развитая описанная
«рефлексивная система» пытается отождествить и стыд и страх с искренностью.
Человек склонен считать под воздействием этой «обратной связи», тянущей его назад,
что стыд и страх это свойства «наготы» его разума. Что его открытость,
искренность и есть самые уязвимые места. Что не «одежи», когда-то скрывающие
эту «наготу», породили стыд и страх, а сама изначальная «нагота» их причина. Что не стыд и страх, пытающиеся скрыть сами
себя, и есть сами эти «одежи». И любой «укоризненный взгляд» со стороны, любая
критика, любое противодействие воспринимаются этими самыми, еще не
преодоленными стыдом и страхом, очень болезненно. Сам этот процесс «открытия
глаз» оказывается чрезвычайно сложным и болезненным. Как правило, после первой
попытки неизбежен «откат назад», неизбежно «разочарование». Чаще всего это
именно «пульсирующий» процесс. Долгий, трудный и очень сильно «сомневающийся».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.