Страна блуждания

24 березня 2011, 12:15
Власник сторінки
Священник, богослов, миссионер
0
603

Вопрос: Откуда же взял Каин жену себе, если кроме Адама и Евы никого на свете ещё не было?


Протоиерей Олег Ведмеденко


Вопрос: В четвёртой главе Книги Бытие читаем, что первыми людьми на земле были Адам и Ева, и что родилось у них двое сыновей: Каин и Авель. И убил Каин брата своего Авеля, и изгнан был от лица Господня, и поселился в земле Нод. И “познал Каин жену свою; и она зачала, и родила…” (Бытие, 4 глава, 1–17 стихи).
Откуда же взял Каин жену себе, если кроме Адама и Евы никого на свете ещё не было? И что это за страна Нод, в которую он пошёл?


Ответ: Библия – книга духовно-символическая. Об этом свидетельствует нам Священное Писание:

“Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притчах, и произнесу гадания из древности” (Псалом 77, 1–2 стихи).
“Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется речённое чрез пророка, который говорит: “отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира…” (Евангелие от Матфея, 13 глава, 34–35 стихи).

Основной принцип каппадокийской школы богословия, которую официально признает православная церковь (впрочем, от которой на деле давно уже отошла), изложен святым Григорием Богословом: “Сквозь букву проникай во внутреннее...” На основании этого основополагающего правила экзегетики (науки о толковании Святого Письма) мы и рассмотрим вышеизложенный отрывок. Но для этого нам вначале необходимо ответить на вопрос: Кого символизирует жена на библейском языке, а кого – муж?

Жена на языке символов – это жизнь, чувства, церковь. Муж же соответственно – вера, разумение, Господь. Жена покрывается (жизнь – верою, чувства – разумом, церковь – Христом), муж же – “не должен покрывать головы” (Первое послание апостола Павла к Коринфянам, 11.7). Вера и разумение наши должны быть открытыми, как и сказано: “Всякого, кто исповедает Меня [Христа-смирение как путь] пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным…” (От Матфея, 10.32–33)

Из вышеуказанного видно, что когда мы читаем в первой Книге Библии, Бытии, повествование об Адаме и Еве, – то речь здесь не столько о персоналиях, сколько вообще о первых людях веры, о первой церкви Божией. А также становится понятным и то, что, в действительности, не месил Бог глины в корыте, и не лепил из неё Адама, и не вдыхал ему в ноздри через соломинку дыхание жизни, как это так, или приблизительно так, утверждают представители буквалистического направления в толковании Священного Писания, о которых апостол Павел сказал:

“Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины обратят слух и обратятся к басням” (Второе к Тимофею, 4.3–4).

В образе земного Адама изображены в Библии те представители цивилизации людей (собственно, первая Церковь, первые люди веры), которые поднялись на высоту духовного созерцания, коснулись сути величественного замысла Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого – идеи богоединения путем обожения твари. Те, которые поднялись на высоту истинной веры в Единого Бога – веры смиренной, действующей любовью. Поднялись на вершину стяжания райской услады боговедения. Причастились животворящих плодов духовного Эдема, сподобились плодов “древа жизни” воли Божьей – познали добро через добро. Дотронулись надмирной благодати, вселенской энергии Любви. Вкусили радость единения с Божеством…

Историю первых людей веры духовно освещает преподобный старец Серафим Саровский в известной беседе с Николаем Мотовиловым. Приведу только отрывок из неё:

“Мы, в нынешнее время, через нашу почти всеобщую холодность к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа, и через невнимательность нашу к действию относительно нас Его Божественного Промысла, до того дошли, что, можно сказать, почти совсем отошли от действительно христианской жизни… Слишком уж мы сделались невнимательными к делу нашего спасения, от чего и выходит, что мы и много слов Священного Писания воспринимаем не в том смысле, как бы надлежало…

Вот, например: многие толкуют, что когда в Библии говорится: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Бытие, 2.7), то будто это означает, что в Адаме до того не было души и духа человеческого, а было будто бы лишь только одно тело, созданное из праха земного…

Неверное это толкование, ибо Господь Бог создал Адама из праха земного в той полноте, о которой святой апостол Павел говорит: “…и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…” (Первое к Фессалоникийцам, 5.23). И все эти три части нашего естества созданы были из праха земного (из природных химических элементов, естественным же путём развития, эволюции), и Адам не мёртвым был создан, но действующим животным существом (неандерталец, кроманьонец, гомо сапиенс), подобным иным живущим на земле одушевлённым Божьим творениям.

Но вот в чём сила: что если бы Господь Бог не вдохнул потом в лице его это дыхание жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, Который от Отца исходит, и в Сыне пребывает, и ради Сына в мир посылается, то Адам (первые люди), как бы ни был он совершенно создан в сравнении с иными творениями, будучи венцом творения на земле, всё-таки остался бы неимеющим внутри (в сердце) Духа Святого, возводящего его (человека, рождённого свыше, одухотворённого, осиянного Божественным светом благодати) в Богоподобное достоинство (на высоту видения духовными очами славы Господней, ощущения в сердце своём присутствия Божия; на вершину молитвенного предстояния, созерцания, единения с Божеством, – на вершину святости), и был бы подобен всем прочим творениям, которые хотя и имеют тело, и душу, и дух, надлежащие каждому по роду их (в том числе и т. наз. роду “гомо сапиенс” – “человека разумного”), но Духа Святого внутри себя не имеющим…”

История грехопадения Адама и Евы (веры и жизни, общины первых рождённых от Духа, Церкви причастников мистического опыта Божественной реальности) требует отдельного освещения. Сегодня же дадим ответ на вопрос, поставленный читателем. Кто такие на библейском языке Каин и Авель? Если Адам символизирует собою веру, действующую любовью, Ева – общину верных, то Каин и Авель – восыновление этой веры, два способа служения. Приземлённое, душевно-телесное, поражённое духом фарисейства и корыстолюбия, обрядоверия и религиозного фанатизма Каиново служение, приносящее Богу “от плодов земли дар”, о котором Господь говорит: “Почему, когда Я ожидал, что он принесёт добрые грозди, он принёс дикие ягоды?..” (Исаии, 5.4). И истинное, духовное, освящённое любовью, благословенное и благодатное служение Авеля – служение в Духе и истине, возлагающее на жертвенник воли Божьей, на алтарь исполнения закона Божией Любви, плоды святого смирения, полноценные гроздья милосердия и богопознания, приносящее жертвы духовные “от первородных стада своего и от тука их”, о которых Псалмопевец:

“Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный (овечка – символ смирения); сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже” (Псалом 50, 18–19).

И, наконец, кто же та Каинова жена? Нет, не просто сестра она его, как это понимают сторонники толкования Слова Божьего по букве. Жена Каина – это окаянная жизнь, души тех, кто принимает в себя идеологию Каина, оплодотворяется духом его. Это сердца тех несчастных, которые убивают в себе светлое Авелево служение, и вместо того, чтобы осесть в благословенных жилищах Отца нашего Небесного и преобразить сердца свои в храмы Святого Духа смирения и любви, – убегают от лица Господня, идя путём блудного сына в мир, в библейскую страну Нод, что означает “блуждание”…

www.vedmedenko.org

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.