слово в защиту суеверий
– Не наливай рюмку на весу,
– Не ставь рюмку посреди
тоста,
– Не садись на угол,
– Если вернулся, что-то
забыл, – посмотри в зеркало,
– Не поднимай монет с земли,
особенно, когда монеты «решкой»,
– Не оставляй в больнице ни
одной своей вещи, вплоть до ненужных,
– Не выноси мусор, когда
только что уехали родные люди или хорошие гости,
– Разбил зеркало – жди
несчастье или неприятность,
– Рассыпал соль – жди ссору,
– Не показывай раны и
болезни других людей на себе,
– Не хвались вслух, а
похвалившись – плюнь через левое плечо три раза, чтоб не сглазить.
– Подарил нож, забери
монетку за него
Не
правда ли, знакомые предписания? Множество людей в повседневной жизни стремятся
следовать им неукоснительно, стараясь, однако, не выглядеть при этом смешными. Таких
людей называют суеверными. В большинстве случаев мы имеем в виду, что такой
человек верит в плохие и хорошие приметы, в «сглаз», в талисманы, в гадания
и предчувствия, в магию… Одни люди в подобные
правила верят и им следуют, другие – пренебрегают ими либо пишут статьи о вреде
суеверий. Чтобы прослыть суеверным в глазах общества, совсем не обязательно
верить также в ведьм и колдунов, заклятья, чародейство, наведение порчи, леших,
домовых и т.д.
Что же делать с суеверием тем
людям, которые окончательно не приняли
сторону «за» или «против» этого явления, но которые уже имеют свой
жизненный опыт и хотят разобраться с этим вопросом честно перед самим собой? Например, я сам лично сталкивался с иррациональным:
с вещими снами моей жены, с действием «закона подлости» и даже имел родственницу (доброго, и в
остальном хорошего человека), встреча с которым всегда заканчивалась болезнью моих
детей, когда она их хвалила.
AB OVO
Признаком
хорошего тона для полемистов всегда считалось блеснуть латынью. И я не устоял.
Заголовок выше переводится «от яйца», и является частью латинской фразы «от яиц
до яблок», то есть «от начала до конца» (именно с яиц в Риме начинался обед, и
заканчивался он фруктами). В такой же последовательности я собираюсь размышлять
о суеверии. Яйцом у нас станет вопрос: куда идти за разъяснениями, чтобы не
выглядеть глупо и не потерять истину? Выбор небольшой: мистика (со всеми своими
названиями типа метафизика, эзотерика, экстрасенсорика и т.п.), религия, наука,
философия и, наконец, здравый смысл с опытом.
МИСТИКА
Мистика
прекрасно объясняет и сглаз, и порчу, и магию и прорицания. Да вот сама она ещё
девушка неопределённой репутации без паспорта и прописки. Для меня, по крайней
мере. Я знаю, как это просто – придумать идеи (умопостроения), подобрав им
подходящие слова-названия, а потом всё пояснять этими понятиями, доказательство
существования которых для самих мистиков совсем даже не нужно приводить. Вот,
опять же я – убеждён в существовании некой нематериальной основы мира, но
полностью отдаться подобным объяснениям мне мешает отсутствие твёрдой ВЕРЫ в
мистические понятия. А если бы у меня была такая фундаментальная вера, тогда бы
я скорее примкнул к какой-то религии, чем остался просто в мистиках. Если же
говорить о научных методах подтверждения мистических феноменов, то их только
сейчас пытаются разработать (биолог Руперт Шелдрейк, например, предложивший
глобальные эксперименты для их обнаружения методом статистики), но пока
переворота в мировоззрении людей, увы, не произошло. Ну а сам я, к сожалению,
не могу подтвердить статистическими выкладками свои догадки, как и реально не
могу проверить процент успешных вызовов дождя австралийскими колдунами или
снега шаманами Чукотки.
РЕЛИГИЯ
Религии
не признают суеверия. По крайней мере, христианство – точно не признаёт. Сущность
суеверия, по православию, заключается в том, что суеверный человек
принадлежащее только Богу приписывает его творениям и, вместо того, чтобы
надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. Поэтому суеверие всегда
осуждалось церковью, а её служители обязывались к борьбе с ним. Думаю, что
подобное отношение межконфессионно. И это логично и понятно: суеверие – ложная
вера, неполноценная и превратная убежденность – без сомнения является конкурентом религии, а мистики –
конкурентами священников. Не будем разбирать, кто прав в этом споре. Факт, что
истинные религии и суеверие несовместимы по определению (хоть в быту, я думаю,
они отлично уживаются).
НАУКА
Мы
привыкли верить науке. Именно наука создаёт все эти премудрые вещи вокруг, к
которым так тянет современного человека. Именно наука реально изменяет жизнь и
рассказывает нам, как этот мир устроен. Суеверие – порождение разума (сознания)
и может быть основано, как на реальных свойствах этого мира, так и на ложном восприятии
разумом реальных событий. Официальная наука никак не признаёт мистических
явлений. Она или отмахивается от них, как от докучливых мух, либо объясняет всё
совпадением и погрешностью наблюдений. Если учёный займётся проверкой телепатии
или подобной чепухой, он для остального научного сообщества становится изгоем. А
ведь где-то ещё нужно найти деньги на эти исследования! Кто их реально даст,
кроме сумасбродов-богачей? А им-то, зачем подтверждение правильности суеверий?
Есть
ещё один аспект, не позволяющий в этих вопросах ждать большой помощи и
разъяснений от науки. Суеверие – плод сознания, а всё, что касается именно
сознания и разума стыдливо наукой обходится (начиная с объяснения самого факта
существования сознания или мысли, и кончая количественными характеристиками проявлений
сознания). И как определить является ли мой дискомфорт следствием вставания с
левой ноги, или само именно вставание предвещало неудачный день, вызванный
приближающимся моим плохим самочувствием? И вообще – было ли плохое
самочувствие или же это следствие моих дум о плохом самочувствии? И является ли
утерянный билет на футбол неудачей, последовавшей за потерей амулета, либо это
удача о которой я и не догадываюсь (скажем, я избежал аварии или встречу в
ближайшем будущем из-за этого очень важного для дальнейшей своей судьбы
человека)? Всё связанное с разумом и сознанием отдельной личности (без
измерений каких-нибудь статистических данных всего населения и т.д.) – так
размыто и неясно, всё связанное с эмоциями так зыбко и ненадёжно… Даже
самочувствие объективно больных или травмированных людей не поддаётся ни чётким
определениям, ни надёжным измерениям! Вот попробуй, примени тут науку…
Я
как-то попытался разрешить вроде бы простой вопрос: является для меня
високосный год каким-то особым, либо это досужий вымысел? Ну, вот я чувствую, что
да (я родился в високосный, женился в високосный и т.д.). Взял да и выписал все
важные для меня события високосных лет и стал считать. Набралось много. И тут
же я понял, что просто выписать значимые високосные даты недостаточно, а нужно выписать все значимые
даты, а потом уже считать, сколько их в простых годах и сколько в високосных (увидеть
влияние каждого события на свою жизнь тоже достаточно сложно). А потом до меня
дошло, что события должны иметь разный «удельный вес». Ну как иначе сравнишь
первый секс со смертью тётушки в Полтаве и окончанием детского сада? И пришлось
ввести шкалу значимости: «сильно значимо», «слабо значимо» и т.д. Все оценки
присваивать «на глаз» (или как сейчас принято говорить – экспертным методом,
где эксперт – ты сам). Потом я ввёл шкалу причины событий, потому, что часть
событий
человек совершает по своей инициативе,
другие происходят по сложившимся обстоятельствам, а третьи – по заведённому
порядку (например – школа). А ещё разные значения должны иметь события, которые
произошли с самим тобой и твоими близкими, или вне твоей семьи. Наконец мне
стало скучно вспоминать все даты всех значимых событий, и я оставил все записи
на будущее, в твёрдой убеждённости, что високосные годы для меня действительно были
определяющими, и что моя жизнь подвержена четырёхгодичному циклу (вот я
методику предложил – можете попробовать). Короче, по суевериям я в науку не
пойду (по крайней мере, напрямую)!
ФИЛОСОФИЯ
Не
являясь ни наукой, ни религией, сия отрасль человеческой деятельности
претендует на главенство над всеми дисциплинами, так как пытается объяснить
мироустройство в целом. Понятно, что при таком масштабе заниматься малюсенькими
вопросами суеверия ей вовсе не с руки. Возможно, размышляя о мире в целом в
рамках какой-нибудь хитрой идеи про взаимодействие реальности и сознания в
концепции мирового разума, философ и опустится до мыслей о возможности бытия
мистического в естественно-научном. Но разбор повседневных наших опасений творить
– не царское это дело… И тогда остаётся только один советчик, хоть и не
универсальный, но вполне достоверный для повседневной жизнь: собственный здравый
смысл с личным опытом.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ С ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ
И
вот тут начинается самое интересное. Я стал искать упоминания о суеверных людях
в Интернете и литературе, подбирать размышления известных личностей об этом,
принялся говорить о талисманах и приметах со знакомыми. И выяснилось, что
суеверие для человека скорее норма, чем исключение. Позже я вообще понял, что
считанные единицы не суеверны (по крайней мере, хорошо скрывают это). Остальные
в той или иной степени подвержены сему «пороку». Да мы тут имеем дело с
какой-то глубинной человеческой сущностью или глобальным заблуждением!
Мой
личный опыт говорит, что суевериями не стоит пренебрегать (много нервов можно
сберечь). Но верить нужно не во все из них, а в выработанные самим тобою,
правильность которых ты сам проверил. На меня, например, не действует
перебежавшая дорогу чёрная кошка, вынужденный возврат домой перед дорогой, еда
с ножа, одетая навыворот майка и т.п. Но я ни за что не буду сильно углубляться
в расчеты какой-то предстоящей сделки, рассказывать о важном будущем событии
(например, о родах, операции, поступлении в вуз и т.д.) неблизким людям, затевать
какую-либо поездку, когда очень не хочется и т.д. И я не помню, чтобы мои суеверия как-то
помешали мне в жизни или дали неправильный совет.
Мало
того, я нашёл целые группы людей, представители которых очень серьёзно
относятся к своим суевериям, приметам ритуалам и предчувствиям. И это не
кисейные барышни и гламурные девицы, не тронувшиеся от больших умственных
усилий мистики с начальной формой каких-нибудь фобий или маний, а абсолютно
здоровые душевно и физически, приземлённые люди, далеко не робкого десятка и
совершенные реалисты. Единственное, что отличает их от остального населения –
необходимость часто рисковать здоровьем и жизнью. Это лётчики, разведчики,
моряки, цирковые артисты, профессиональные охотники, рыбаки и т.п. У них могут
быть схожие или совершенно разные суеверия, но все они, несомненно, доверяют
своему чутью, интуиции и приметам. И часто совершают бессмысленные, с точки
зрения логики, ритуалы или действия в угоду своим суевериям. И обязательно
пользуются счастливыми талисманами и амулетами. Они что, все поголовно идиоты?
Или все поголовно ошибаются? Да нет, за этим стоит нечто совсем иное. То самое
иное, которое заставляет живущих в природе, и напрямую зависящих от природы
примитивных людей в Амазонии, Австралийском буше или в полупустынях Намибии
твёрдо следовать своим верованиям, чтобы не просто выжить, а прожить свою
достаточно долгую жизнь в местах, где цивилизованный человек не протянет и трёх
дней. Только не нужно мне рассказывать, что они суеверны потому, что примитивны!
Все эти охотники и собиратели намного наблюдательнее нас в своей среде, и
способны улавливать малейшие изменения и нюансы состояния окружающего их мира.
ВРЕМЯ ГОРЯЧЕГО
На
нашем мыслительном пире, где всё потихоньку движется от яиц к яблокам, подоспели
горячие закуски. Это два рассуждения о сути суеверий, которые мне помогли приготовить
братья повара – здравый смысл и опыт.
Суть
первого из них в том, что суеверия могут реально отражать какие-то жизненные
зависимости и взаимосвязи событий. Это не только очевидный смысл некоторых примет
(например, присутствие женщины на корабле и плохая примета, и отличный повод
разжечь мужское соперничество и раздоры), но и возможное ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
ритуала (мысли, волевого усилия или очень сильного желания, или веры) на
результат событий. Я, конечно, прямо вот тут не переверну мир и не смогу
доказать это предположение, но из чисто научного подхода не хочу исключать и
такое возможное объяснение истинности суеверий. Я не знаю, каким образом это
может происходить, поэтому далее мне следует применить уже проверенный на
практике принцип науки - бритву Оккама (правило, заставляющее объяснить факты в
первую очередь уже известными законами
или причинами, не привлекая для объяснения новые, ещё не доказанные
предположения). И я покорно ищу других объяснений.
Тут
следует заметить, что само предчувствие, интуицию и прогностику (по-простому –
предсказания) наука всё же не может отрицать. Поскольку сама отлично пользуется
этими инструментами. Ни одна гипотеза не родится без них, и только потом уже
учёные ищут способ подтвердить свои догадки, полученные откуда-то чаще всего не
логическим путём. Так что интуитивное познание мира так же реально, как и
познание эмпирическое (т.е. опытом) и логическое (т.е. абстрактным мышлением). Чуть
отвлёкшись в сторону, сразу скажу про такую область суеверия, как гадание.
РУНЫ, КНИГА ПЕРЕМЕН И Т.Д.
Больше
двадцати лет назад в СССР стали печататься запрещённые ранее тексты, стали
обсуждаться увлекательные темы идущие вразрез с марксистско-ленинской
идеологией. Именно в это время одним из интереснейших журналов стал «Наука и
религия». Там я прочитал свои первые (и, в общем-то, самые полные) статьи про
практику и смысл гадания на рунах и по «Книге перемен». Я изготовил себе первые
руны, купил первичный текст «Книги перемен» в переводе Ю. К. Щуцкого (кстати, и
этого выдающегося востоковеда грохнули в 38 по обвинению в шпионаже) и занялся
гаданием. Будучи человеком дотошным, я стал записывать свои вопросы и ответы. Поэтому
лет через десять уже смог убедиться в необычайно большом совпадении
предсказаний с реальными событиями жизни. Тут нужно сказать, что я не гадал на
всё и по любому поводу. Я интуитивно выбрал, как сейчас вижу, самую правильную
тактику: пока на вопрос «как мне поступить» можно ответить без гадания –
рассуждением, верой, чувствами и т.п. – не стоит тревожить руны и «Ицзин». И
ещё следует правильно формулировать вопросы.
Я
не знаю точно, как приходят ответы (опять же, не будем привлекать гипотезу о
едином информационном поле, помощи бога или дьявола и т.п.), но я догадываюсь,
как пояснить происходящее со мной с рациональной точки зрения. Когда я
вдумываюсь в вопрос и пытаюсь «приладить» к нему отвлечённый, абстрактный ответ
рун или «Книги перемен», я вынужден рассматривать ситуацию под самыми
различными углами зрения, доискиваясь, как же следует толковать древние слова в
данном конкретном случае. И тогда я вижу вопрос как бы в нескольких проекциях,
с неожиданных сторон и могу нетуманными фразами выразить увиденный мною ответ.
Конечно, это не объясняет, КАК он пришёл ко мне (или, что такое интуиция?).
Возможно, вообще может быть множество правильных ответов на вопрос «как
поступить» - весь фокус тут в ТОЛКОВАНИИ, в разъяснении абстрактного по
конкретному поводу. Возможно, настоящие гадалки работают совсем не так (я не
был у них на сеансе, а «телевизорный вариант» - скорее всего враньё), но лично
для меня гадание – инструмент обдумывания ситуации, фонарик для освещения
тёмных мест. И инструмент весьма эффективный! (Напоминаю, что пользуюсь я им,
когда ответы другим способом не могу получить).
ОТ ЕДИНОГО ДИЗАЙНЕРА
Когда я вижу нечто сходное по стилю, я понимаю, что
работал один модельер, один творец, с собственным видением и неповторимым
почерком. Знакомясь со сложным и важным миром ритуалов у животных (от насекомых
до приматов) я, вслед за мудрыми учёными мужами совершенно чётко осознал
родство с ним ритуалов человеческих. Конрад Лоренц рассказывал, как на его
глазах у, воспитываемой им от яйца (тут уже в буквальном смысле), серой гусыни
возник ритуал – поведенческий комплекс при заходе в дом на ночлег. Настолько
устойчивый, что когда однажды в спешке она забыла его повторить – птица
форменным образом перепугалась и, быстренько вернувшись, тщательно его
выполнила. Вывод у Лоренца звучал так (привожу его дословно как ключ ко второму
моему рассуждению):
«Для существа, лишенного понимания причинных
взаимосвязей, должно быть в высшей степени полезно придерживаться той линии
поведения, которая уже единожды или повторно
оказывалась безопасной и ведущей к цели. Если неизвестно, какие именно
детали общей последовательности действий существенны для успеха и безопасности,
то лучше всего с рабской точностью повторять ее целиком. Принцип "как бы
чего не вышло" совершенно ясно выражается в уже упомянутых суевериях:
забыв произнести заклинание, люди испытывают страх».
Далее
следовали рассуждения о том, что такие ритуалы шлифуются временем и
превращаются в любимые привычки, нарушение которых вызывает чувство дискомфорта
и даже страх в людях совсем не тёмных (он приводил примеры из своих ощущений). Ещё раньше, до Лоренца с его гусыней, я
обнаружил у антропологов и этнографов, что магия в большинстве случаев
применялась именно в сфере повышенного риска, там, где царит случай и
неопределённость, где нет надёжного алгоритма удачи, а есть большая цена за
ошибку. Вот мы и приехали к лётчикам и морякам.
Получается,
что основа суеверий заложена в нас творцом мира (природой, богом, единым разумом
– выбирайте каждый своё). Она едина у людей и животных, она так же глубока, как
базовые инстинкты (питание, размножение, агрессия и бегство). И именно поэтому
неистребима! (Вот оно – второе горячее блюдо в нашем пиршестве ума). Это способ
мобилизовать себя на цель, способ убрать страх и способ уверенно чувствовать
себя там, где ты не знаешь всех обстоятельств.
MALA (ЯБЛОКИ)
В
качестве яблок я подам совет.
Если
ты сильнее своей природы (хочется добавить междометие «гы-гы»), можешь не
следовать своим суевериям, не создавать амулетов и не надеяться на талисманы. Борись
с ними или не замечай. Ты свободен. Можешь вообще стать отшельником и не
совершать лишних действий, проводя дни в молитве или созерцании.
Если
же ты слаб, как слаба любая тварь Божья, если ты органичен своей природе и не
уверен, что знаешь всё про всё, смело пользуйся суевериями, памятуя всё
вышесказанное. Отбрасывай старые и
неработающие, придумывай новые – не от дьявола это, от самого Главного Конструктора!
Яблоки
поданы – ешьте их хоть зубами, хоть ножиком. А кому они выглядят червивыми или
гнилыми – не ешьте. Было бы предложено…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.