Ось що таке МАЙДАН...
15 грудня 2013, 16:18
...один росіянин про Майдан...
Я долго не мог понять, с чем у меня ассоциируется Майдан. Это и не
революция, и не беспорядки, и — уж тем более — не Болотная. Не
«оккупай». Это и не война. И не протест как таковой — в его чистом виде.
И даже не противостояние с властью, несмотря на баррикады и блокаду
площади военными грузовиками. Да, и протест, и революция — все это здесь
есть, но это все — вместе, такой бульон из социальных и политических
явлений, понемногу от каждого. Ни одно из которых не является
превалирующим и не может характеризовать Майдан полностью.
Но сегодня, глядя на концерт, многотысячную толпу в три часа ночи, даже и
не собирающуюся расходиться, дежурство и пересменки на баррикадах,
полувоенную организацию, армейские палатки с надписями «первая сотня»,
«вторая сотня», перегораживающую Крещатик баррикаду, которую теперь
именуют «Козацьким редутом» — понял.
Майдан — это Сечь. Та самая Запорожская Сечь, о которой мы все читали у Гоголя.
Тот самый полупоходный-полувоенный-полугражданский образ жизни, который и связывается у каждого с казаками.
Майдан — это территория воли. Не свободы и не вольницы, а именно воли —
это украинское слово лучше всего характеризует происходящее здесь.
И баррикады, которыми «протестувальники» оградили свою площадь, защищают
не этот конкретный клочок земли, а именно саму их «волю», их право жить
так, как они хотят сами, а не так, как им навязывает власть. Да и
власти здесь как таковой нет.
Майдан — это сообщество свободных людей, не признающих над собой никакой
власти, кроме той, которую они готовы признать над собой сами. «Нет
власти аще от Майдана».
Три лидера оппозиции — Кличко, Тягнибок и Яценюк — не являются здесь
командирами. Они не могут заставить Майдан сделать то, что он не хочет, и
не могут заставить его отказаться от того, что сделать он уже
намерился. И даже на прошедший круглый стол с президентом Януковичем
лидеры спрашивали у Майдана мандат. И Майдан им этот мандат выдал.
Именно Майдан разрешил им пойти и переговорить с противником от имени
людей, сделав их ретрансляторами свой воли, а не наоборот. Никакого
сговора с властью здесь не может быть в принципе. Его просто не примут.
Майдан — вообще сам по себе. Это отдельный организм, отдельный институт
общества, умеющий самоорганизовываться и саморегулироваться. Прямая
демократия.
Народное вече, гурт со скрипками и нечто похожее на курень в Горсовете,
который эти люди охраняют. И на входе в который заставляют всех снимать
шапки — из уважения к товариществу собравшихся здесь людей.
И множество людей в казацких шапках, шароварах, полковничьих одеждах и
прочих национальных костюмах позапрошлого века, с оселедцами на выбритых
головах и длинными усами до плеч, из которых попыхивают тютюном длинные
кривые казацкие люльки — удивительным образом смотрятся здесь
уместными, в своей среде, хотя в любых других обстоятельствах казались
бы ряжеными.
Как и многочисленные священнослужители все конфессий, которые во время
штурмов выходят вперед баррикад, вместе со всеми, и стоят перед людьми, а
не за их спинами.
Вера вообще здесь очень органична. Трехчасовой молебен тем утром, когда
Майдан узнал, что он оказался в блокаде, крестящиеся на баррикадах люди с
касками в руках, рождественские ясли, уже установленные около елки —
все это вполне соответствует месту и духу. Вера, оказывается,
действительно может вести людей за собой, если не ставит себе цель
превращать их в бездумных фанатов. И даже плакат «Нехай живе св.
Миколай, дiда Мороза геть!» не раздражает.
И гимн, когда тысячи людей стоят, приложив руку к сердцу, и поют «душу й
тило мы положим за нашу свободу и покажем, що мы, браття, козацького
роду».
Запорожская Сечь как она есть. Хортиця. Тарас Бульба. Воля.
«Слышишь ли ты меня, батько? Слышу!» (с)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.