Двенадцать мифов о Порфирии Иванове и его Идее. Миф первый
24 березня 2011, 07:52
Власник сторінки
Учитель народа, Победитель Природы, бог земли
Если сегодня хотя бы бегло просмотреть десяток-другой статей и форумов в Интернете, посвященных Учению Порфирия Иванова, то можно обнаружить целый ряд любопытных закономерностей.
Перво-наперво, на что обращаешь внимание, — большинство материалов об Учителе пестрят стереотипами, сформировавшимися еще в середине девяностых. Тогда, во времена повального безденежья и дефицита, когда на глазах разваливалась огромная страна, рушились идеологические устои, стремительно менялись социальные маркеры, Учение Иванова многим обеспечило ту необходимую надежду и опору, которая позволила выжить.
Но потом условия изменились: подвернулась хорошая выгодная работа, зазвенела мелочь в карманах, зашуршали купюры в кошельках, появились продукты в магазинах, лекарства в аптеках. Пестрая реклама зовет, убеждает, соблазняет: счастье и здоровье можно купить, не прячь своих желаний, будь свободным! Ты — личность! Весь мир заточен под тебя, погляди, как он прогибается, стелется к твоим ногам. Посмотри, как люди заграницей живут. Мы тоже достигнем такого уровня! Золотые пляжи с изумрудной водой, учтивый и вежливый персонал, фешенебельные гостиницы, изысканная кухня, светские тусовки, джаз, дорогие часы и украшения, открытые вечерние платья, модные костюмы…
Но разве можно это сравнить с той подлинной радостью от первого ведра, вылитого на себя при 20-градусном морозе у старой груши, что росла близ родной панельной хрущевки? Разве можно забыть то великое счастье победы над собой, когда впервые сознательно отказался от рюмки водки, стакана «портвейна», бокала «токайя» или кружки пенного холодного пива. Разве можно забыть вкус той первой ложки самого обычного борща, с великой жадностью проглоченного в воскресный полдень после первого 42-часового воздержания от пищи. А разве когда-нибудь сотрется в сердце тот взгляд горящих глаз совсем незнакомого человека, которому ты впервые – «неумело, несмело, коряво» — рассказал об Учителе. С каким трепетом ты дарил Его фотографию, как бережно он ее брал…
Да… Но сейчас совсем другое время. Еще капельку, еще чуть-чуть, пока молодой, пока еще есть порох в пороховницах: поживу как все, деньжат поднакоплю, жирком обрасту, мир посмотрю, жизнь повидаю, чтоб было что вспомнить… Ну а то – холодное, трудное, настоящее – оно есть, оно подождет, оно – где-то там глубоко в тылу, я еще успею, я займусь, час настанет, время еще есть. Да вот только есть ли? Это вопрос …
Тогда, в девяностых, – все жило, бурлило, кипело, обдавало жарким дыханием новизны. После долгих лет безмолвия и застоя вдруг лавиной обрушилась гласность. И понеслось, покатилось, поплыло. Разве можно было в этом течении нырнуть вглубь, что-то осознать, оглядеться, выносить свое? Все было новым, интересным. Тут углубляться было некогда, здесь бы на поверхности продержаться, разглядеть куда несет. Вот и впитывали штампы и стереотипы, которые сеяли вокруг столь же поверхностные лекторы, но с более удачно подвешенными языками.
Но вот течение успокоилось (до поры, до времени, конечно), вода схлынула, река вышла на равнину. А с чем мы остались? Да кто с чем. Кто особо не вникал и не трудился — так и остался в 90-х в своем понимании Идеи Учителя. А что? Ничего ведь не изменилось: «Детка» как «Детка», все по-старому – закалка, она ведь и в Африке закалка – купайся, голодай, бегай босиком, для здоровья полезно.
Но есть и такие, кто вникал, долбался, трудился на славу. Чаще, правда, на свою. Иногда по заказу, за деньги. Иногда местом своим дорожа, положение, так сказать обязывало. Иногда просто так, от большого и пытливого ума: обрастая жирком и почетом, философствовал и теоретизировал по ночам над практическим учением перед экраном компьютера за чашкой крепкого кофе.
Появились и те, кто сам в учителя стал метить, творчески начал развивать Идею. Взяв за основу «Детку» и внешний вид Порфирия, добавил ложечку своего «дегтя», редкая смесь получилась, гремучая. Но адепты нашлись. Вот только причем здесь Учитель?
Если оглянуться вокруг, легко заметим, что в последнее время на ниве Учения Порфирия Иванова, проросла, сформировалась и окрепла целая грядка ученых критиков, философов-теоретиков, эволюционеров-практиков и даже мессий-целителей, умышленно коверкающих слова Учителя, факты из Его жизни, осознанно сеющие и распространяющие мифы и легенды о Нем, не имеющие ничего общего с правдой. Какими идеями руководствуются эти ребята, и кто за ними стоит – в каждом подобном случае догадаться несложно. Ведь своим честным поступком Учитель многим выбил почву из-под ног – «Никому не нравится моя тяжелая без денег Идея». Нет сомнения в том, что человеку новому очень трудно во всем этом разобраться, отделить зерна от плевел. И все же попробуем…
Миф 1. Система Иванова – это самое обычное моржевание.
Да, в «Детке» имеется такое правило: «Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванне, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным».
Казалось бы, внешне все выглядит как у «моржей», но на самом деле, между моржеванием и «Деткой» целая пропасть. Чтобы осознать ее величину, прежде всего, необходимо выяснить, что такое моржевание? К чему стремится «морж»? В чем состоит идея его закалки? Основа его жизни?
Целебное воздействие холодной воды на человеческий организм было отлично известно еще нашим далеким предкам. Принципы дозирования холодных нагрузок хорошо изложены в медицинской спортивной литературе, в частности в книге А. Н. Колгушина «Целебный холод воды». В ней автор акцентирует внимание и на постепенном увеличении продолжительности пребывания в холодной воде, и на важности принятия воздушных ванн, и на тех болевых и прочих симптомах, по которым следует контролировать состояние своего организма под воздействием холода.
Колгушин также подчеркивает, что предельное время пребывания в холодной воде — это не показатель степени закаленности, это лишь характеристика врожденных свойств организма человека. Есть люди, обладающие особой выносливостью к холоду. Такой выносливостью обладал в свое время и сам автор этой книги, плавая через день в ледяной воде в течение двух зимних сезонов от 10 до 21 минуты. Однако вскоре ему пришлось убедиться, что это весьма посредственный результат.
Он вспоминает, как во время совместного плавания в местечке Любмин (Германия) на Балтийском море, где проходил семинар «моржей», «всеобщее внимание привлек гость из Чехословакии, военный летчик, майор Ян Новак. Он не просто долго плавал в ледяной воде. Все были восхищены необычайной легкостью, свободой и мощью его движений. То он плыл баттерфляем, то брассом, то вдруг исчезал под водой и выныривал там, где его не ожидали. В заключение он показал, как плавает акула. А когда вышел из проруби, тут же распластался на снегу для отдыха, как на черноморском пляже в летний день! Конечно, Ян Новак, дважды переплывший Ла-Манш, в котором температура воды не поднимается выше 13-16°, продемонстрировал редкие, необычные возможности человеческого организма. Как не восхищаться ими! Однако вспомним высказывание французского поэта Поля Валери: «Лишь крайности придают миру его цену, лишь средний уровень – устойчивость»
Для сравнения мне бы хотелось тут же упомянуть 12-дневный проход Учителя Туапсе-Сочи с 23 ноября по 5 декабря 1948 г. Когда он пришел в Туапсе – был небывалый 12-балльный шторм, падали телеграфные столбы. Он не побоялся войти в это бушующее море, как оно тут же успокоилась. Потом еще долго весь город «гудел», что босой и голый Человек спас людей от стихии. И это известно не только из тетрадей Паршека, как считают некоторые. Спустя полвека я случайно услышал ту же историю от очевидца – пожилой женщины, тогда она была 10-летней девчушкой. С Туапсе вдоль берега Черного моря по холодным и скользким камням Порфирий Иванов без сна и еды, голый и босой, 12 дней шел в Сочи, периодически погружаясь в ледяную воду, по нескольку часов оставаясь в ней без дыхания. Но эти факты не зафиксированы в книге рекордов Гиннеса. «Природа дает скромно и по заслугам. Она не любит хвастовства», — писал Он. И вообще, все самое важное и нужное в мире приходит тихо и незаметно, без шоу, телекамер и аплодисментов. Пора бы к этому привыкнуть. Но мы немного отклонились от темы…
Готовя этот материал, мне пришлось перерыть множество литературы по моржеванию, и скажу вам честно, ни одна статья, ни один форум не дают ответа на следующий вопрос: «Что составляет основу жизни «моржа»?» Здоровое тело – это замечательно. Но куда его дальше применить? На зарабатывание денег? На изобретение новых видов вооружения? На поиск любовных приключений? Пусть мне «морж» объяснит, как мне жить дальше в этом мире? В чем смысл моего «здорового» существования на этой земле? Многие мудрецы сравнивают тело с сосудом. Но зачем в нем хранить помои? Здоровое тело само по себе, это как дорогая посуда без пищи – сияет белизной и золотом, а голод ею не утолишь. Нужно что-то еще. Ведь «в душе каждого из нас, – по словам Жан-Поль Сартра, — существует дыра, размером с Бога, и каждый заполняет её, как может». А может не нужно туда бросать, что не попадя? Может, следует взяться за то, что соответствует этой дыре по размерам?
Таким образом, приходим к выводу, что говоря о моржевании в чистом виде, мы подразумеваем исключительно закалку человеческого организма холодом. Но когда речь заходит, о Системе Иванова, мы говорим о формировании нового сознания, о совершенно ином отношении к людям, к окружающей природе, к Богу, к себе. Моржевание формирует здоровый организм, Система Иванова – здорового человека в целом, а это понятие очень емкое. Недаром Учитель говорил: «Здоровье – это понятие о жизни».
«Детка» едина и неделима. В ней нет основных или второстепенных советов. И главная задача «Детки» состоит не в том, чтобы оздоровить организм, достичь бессмертия или установить новый рекорд пребывания в холодной воде. Главная цель «Детки» — создать живого человека: думающего, смелого, открытого, любящего жизнь, Творца, людей, Природу. Причем создать его не в каком-то лабораторном изоляторе или в охраняемой заповедной зоне, а здесь, в наших замызганных городах, на заплеванных улицах. Все это и входит в емкое понятие «здоровье по Иванову».
В «Детке» не нужно устанавливать рекордов пребывания в холодной воде. В «Детке» нет каких-то особых требований к принятию холодной купели. Нет понятия о наиболее удачном сезоне для начала занятий, о постепенном увеличении холодовых нагрузок. Наоборот, здесь важно кратковременное воздействие холода на организм, как говорил Учитель, «мгновенное выздоровление центральной нервной системы».
И еще… Особое внимание я хотел бы обратить на те дополнительные акценты, которые Учитель расставляет во многих правилах «Детки» (мы еще неоднократно будем к этому возвращаться). Говоря о купании, Учитель подчеркивает: «Это твои условия». То есть обливание холодной водой – это всего лишь твой быт, твой ежедневный уход за собой, твое пробуждение ото сна, твоя гигиена, наконец.
В советское время много говорили о закалке, даже бытовал такой лозунг: «В здоровом теле здоровый дух» — русский эквивалент крылатого латинского выражения «Mens sana in corpore sano». Однако даже из Википедии легко узнать, что это выражение заимствовано из Ювенала (Сатира Х, строка 356). Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в адекватном переводе Ф. А. Петровского:
Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь –
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, –
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…
И здесь мы вплотную подошли, пожалуй, к самому главному отличию моржевания от Системы Иванова. Занимаясь исключительно моржеванием, человек чаще всего слушает себя, надеется на себя, гордиться собой. Выполняя Совет Учителя, люди, перед принятием ледяной ванны просят Бога, открываются и доверяются Ему. Перефразируя Ювенала: чтобы ум был здравым в теле здоровом, моли Того, кто Сам все испытал, выдержал и людям принес этот бесценный дар.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.