Операция Нет импортным телевизорам!, или как спасти национальную экономику от вируса излишнего потребления

21 липня 2011, 14:48
Власник сторінки
политолог
0

Размышления о том, как мудрое правительство украинцев от излишнего потребления защищать надумало.


Оказывается, кризис 2008-2009 в Украине случился из-за того, что нетерпеливые и меркантильные украинцы, воспользовавшись мирной дремотой доброго и заботливого Нацбанка, массово и бесстыдно удовлетворили свои порочные желания иметь стиральные машины и телевизоры за счет потребительских кредитов.

Это вытекает из заявления директора департамента макроэкономики Минэкономразвития и торговли Наталии Горшковой, о котором сообщает Украинская правда с ссылкой на Reuters (http://www.pravda.com.ua/news/2011/07/20/6406725/).

Приятно все-таки, что простой украинский чиновник вроде госпожи Горшковой так виртуозно оперирует высокоинтеллектуальной критикой современного общества потребления. Оно-то и ценности моральные размывает, и мудрому нашему правительству жить нормально не дает.  Правильно госпожа Горшкова говорит – нужно это самое общество потребления взять и отменить. А то ишь ты, гребут дьявольские иностранные аппараты, вместо того, чтобы по исконному украинскому обычаю рубахи ручками стирать. Мало того, это еще и платежный баланс импортом портит,  да так, что все руководство Нацбанка ночами потом спать не может, все о судьбах народных думает-беспокоится.

И придумал-таки Нацбанк вместе с правительством, как же все-таки украинцев на путь истинный наставить и от импортных аппаратов отвадить. Государственные мужи введут новые правила для банкиров, жадность которых не позволяет им сопротивляться порочным желаниям украинцев брать потребительские кредиты. И не смогут эти жадные банкиры больше этим бесстыдным видом кредитования заниматься. Зато те банкиры, которые не жадные, такую деятельность смогут продолжить. Но это ведь уже экономике не страшно -  какой вред от хорошего человека-то?

А как же, спросит простой читатель, далекий от государственной мудрости, отличить жадного банкира от нежадного? Очень просто, ответил бы наш Нацбанк – кто с мужами государственными дружит, тот их премудростью осеняется и от жадности излечивается. Вот и выписывает Нацбанк требования к желающим потребительские кредиты выдавать так, чтобы, не дай Бог, правильных и нежадных банкиров не обидеть. Наоборот, убрав с рынка мелких и злых банкиров-жадин, государственные мужи все условия создадут, чтобы правильным финансистам жилось комфортнее и спокойнее, и о назойливых мелких конкурентах они не беспокоились.

У меня прямо дух перехватило от такой правительственной мудрости и предусмотрительности. По глупости своей, я ведь до того, как прочла откровение госпожи Горшковой, думала, что кризис 2008-2009 не от того случился, что на эти годы пришелся небывалый рост человеческой жадности и желания покупать все в кредит, а от того, что центральные банки занижали процентные ставки, искусственно делая кредитные деньги доступнее.

Как же я, неразумная, думала, что это привело к кризису? Одурачить меня было несложно, ведь еретическая экономическая литература, уровню которой, бесспорно, далеко до просветленности госпожи Горшковой, гласит, что процентная ставка кредитования в экономике выполняет функцию сигнала – она говорит участникам рынка, стоит ли им ресурсы экономить и на будущее откладывать (если ставка высокая – то есть тогда,  когда, отдав сбережения в долг под процент или положив на депозит, Вы получаете существенную прибыть), либо наоборот, средства тратить, еще и в долг брать (когда процентная ставка низкая, и взяв кредит, Вы в результате переплатите несущественно по сравнению с выгодой от пользования кредитными ресурсами уже сейчас).  Если процентная ставка определяется рынком, без вмешательства центрального банка, высокий ее уровень говорит о том, что в экономике не хватает сбережений, риск инвестирования высокий, и участникам рынка стоит затянуть пояса. Если же ставка низкая, то это значит, что сбереженных ресурсов для инвестиций и потребления достаточно, а риск инвестиций небольшой.

И так ставка регулирует оптимальный уровень потребления и сбережения в экономике – растут сбережения - падает процентная ставка, и наоборот. Но тут на сцену выходит центральный банк и дает остальным банкам кредиты по заниженной ставке. И разумные банкиры, независимо от уровня жадности, покупают у центробанка деньги со скидкой (мы ведь с вами тоже на распродажи не от великой жадности ходим), а потом перепродают их своим клиентам, тоже за недорого. И таким образом происходит сбой в сигнальной системе процентной ставки: ее уровень стимулирует участников рынка тратить больше, а откладывать меньше, чем необходимо для поддержания здоровья экономики. И потом – бум, экономика болеет, так как сбережений не хватает на выплату всех взятых кредитов, в том числе и потребительских. И чтобы экономику излечить, нужно дать возможность рынку определить оптимальный уровень процентной ставки, чтобы люди снова стали ресурсы откладывать и потребление снижать – в общем, а не только заморских товаров, купленных в кредит от неправильных банков.

Вот так рассуждая, я, темная, думала, что кризису виной безответственная политика центральных банков (в том числе, украинского Нацбанка). Но, к счастью, теперь нам всем с вами доступна мудрость госпожи Горшковой, и мы понимаем, что все наши экономические беды, на самом-то деле, от заморских телевизоров да машинок стиральных.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
ТЕГИ: кризис,Нацбанк
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.