Новое НЕискусство новой НЕстраны

07 вересня 2011, 10:36
Власник сторінки
Сценарист, журналист
0

Проект «Незалежні» был запланирован, как попытка продемонстрировать особенности украинского независимого искусства, а стал печальной демонстрацией того, что искусства как такового у нас нет. Или есть, но точно не на стенах «Арсенала».


22 августа 2011 года в культурно-художественном музейном комплексе «Мистецький Арсенал» открылась выставка, посвященная 20 годовщине НЕзависимости нашей страны. Название у выставки соответствующие – «Незалежні».

Как утверждают организаторы, проект «Незалежні» - попытка очертить феномен украинского современного искусства, рожденного вместе с новой страной. Попытка? Возможно. Но о феномене ли украинского современного искусства идет речь? Наверное, о феномене, вот только искусством здесь и не пахнет.

Судите сами. Огромное пространство «Арсенала» переполнено депрессивными, местами мерзкими, повергающими в шок, фриковатыми и малосодержательными работами. Такое ли современное украинское искусство? Лично я знаю другое, которое почему-то не было представлено в якобы подытоживающем 20 лет творчества проекте.

Лица старцев из полиэтилена и куриной шкурки. Фотографии умерших людей, выбитые на памятниках кладбища «Берковцы». Обнаженные мужчины непонятной ориентации, в крови и с головами убитых коров. Несчастная бабушка, которая на протяжении пяти минут ест суп из банки в столовке на экране плазмы. Видео под названием «Мода Украины», снятое у Житнего рынка, по крыльцу которого спускаются обычные украинцы и украинки, какой ужас – в обычной одежде! Интересно, мама создательницы видео не так же одевалась в 90-е? Конечно, всё это может быть. Но если только из этого состоит выставка, посвященная якобы «новому искусству новой страны», то возникает вполне закономерный вопрос: «Если это новое искусство новой страны, то… есть ли страна?».

«Ганьба і деградація» - краткое и справедливое описание выставки, оставленное неизвестным в книге отзывов. И хотя среди обилия вызывающих не самые приятные физиологические реакции работ были и стоящие внимания, их во истину затмил поток бреда. К примеру, очень показательна и, главное, правдива инсталляция «Середній клас»: крутецкий джип битком набит "Мивиной". Юрий Кручак в цикле «Небачений Шлях» попытался продемонстрировать особенности выбора пути слепыми людьми. Интересная работа и у Данилы Галкина под названием «Вівісекція особистості»: подстилки с подушками под гильотинами, на которых написаны самые разные терзающие нас чувства и эмоции (уныние, стыд, ненависть и пр.). Ты можешь выбрать любое место, лечь, прочесть слово и пройти обряд очищения, представив, что гильотина выполняет свое предназначение, отсекая твою голову от тела. Оригинально, метафорично и вправду интересно. Но это капля в море. Работы, заставляющие остановиться, задуматься или улыбнуться, можно пересчитать на пальцах одной руки.

Искусство – отпечаток эпохи. И как наскальные рисунки многое могут поведать о жизни, быте и интересах первобытных людей, так и картины, фотографии, инсталляции и даже то, к чему не подобрать слов – будет характеризовать нашу с вами жизнь в глазах потомков. Я даже боюсь представить, к каким выводам придут мои внуки, наткнувшись на сборник работ «о феномене украинского современного искусства» с пометкой – 2011 год. «Как же плохо жилось нашим бабушкам и дедушкам, если вот  э т о  они называли искусством» - уверена, так подумают люди разумные в 2111 году о 80% представленных на выставке работ. И, наверное, будут правы. Живется плохо. По крайней мере, покидаешь «Арсенал» с желанием застрелиться от безысходности, навеянной выставкой с таким громким названием – «Незалежні».

Оригинал статьи читайте на культурном портале «Спокуса».

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.