Проект «Незалежні» был запланирован, как попытка продемонстрировать особенности украинского независимого искусства, а стал печальной демонстрацией того, что искусства как такового у нас нет. Или есть, но точно не на стенах «Арсенала».
22
августа 2011 года в культурно-художественном музейном комплексе «Мистецький
Арсенал» открылась выставка, посвященная 20 годовщине НЕзависимости нашей
страны. Название у выставки соответствующие – «Незалежні».
Как
утверждают организаторы, проект «Незалежні» - попытка очертить феномен украинского
современного искусства, рожденного вместе с новой страной. Попытка? Возможно.
Но о феномене ли украинского современного искусства идет
речь? Наверное, о феномене, вот только искусством здесь и не пахнет.
Судите сами. Огромное пространство «Арсенала» переполнено депрессивными,
местами мерзкими, повергающими в шок, фриковатыми и малосодержательными
работами. Такое ли современное украинское искусство? Лично я знаю другое,
которое почему-то не было представлено в якобы подытоживающем 20 лет творчества
проекте.
Лица
старцев из полиэтилена и куриной шкурки. Фотографии умерших людей, выбитые на
памятниках кладбища «Берковцы». Обнаженные мужчины непонятной ориентации, в
крови и с головами убитых коров. Несчастная бабушка, которая на протяжении пяти
минут ест суп из банки в столовке на экране плазмы. Видео под названием «Мода
Украины», снятое у Житнего рынка, по крыльцу которого спускаются обычные
украинцы и украинки, какой ужас – в обычной одежде! Интересно, мама создательницы
видео не так же одевалась в 90-е? Конечно, всё это может быть. Но если только из
этого состоит выставка, посвященная якобы «новому искусству новой страны», то
возникает вполне закономерный вопрос: «Если это новое искусство новой страны,
то… есть ли страна?».
«Ганьба і деградація» - краткое и
справедливое описание выставки, оставленное неизвестным в книге отзывов. И
хотя среди обилия вызывающих не самые приятные физиологические реакции работ были
и стоящие внимания, их во истину затмил поток бреда. К примеру, очень
показательна и, главное, правдива инсталляция «Середній клас»: крутецкий
джип битком набит "Мивиной". Юрий Кручак в цикле
«Небачений Шлях» попытался
продемонстрировать особенности выбора пути слепыми людьми. Интересная работа и
у Данилы Галкина под названием «Вівісекція
особистості»: подстилки с подушками под гильотинами, на
которых написаны самые разные терзающие нас чувства и эмоции (уныние, стыд,
ненависть и пр.). Ты можешь выбрать любое место, лечь, прочесть слово и пройти
обряд очищения, представив, что гильотина выполняет свое предназначение,
отсекая твою голову от тела. Оригинально, метафорично и вправду интересно. Но
это капля в море. Работы, заставляющие остановиться, задуматься или улыбнуться,
можно пересчитать на пальцах одной руки.
Искусство
– отпечаток эпохи. И как наскальные рисунки многое могут поведать о жизни, быте
и интересах первобытных людей, так и картины, фотографии, инсталляции и даже
то, к чему не подобрать слов – будет характеризовать нашу с вами жизнь в глазах
потомков. Я даже боюсь представить, к каким выводам придут мои внуки,
наткнувшись на сборник работ «о феномене украинского современного искусства» с
пометкой – 2011 год. «Как же плохо жилось нашим бабушкам и дедушкам, если вот э т о они называли искусством» - уверена, так
подумают люди разумные в 2111 году о 80% представленных на выставке работ. И,
наверное, будут правы. Живется плохо. По крайней мере, покидаешь «Арсенал» с
желанием застрелиться от безысходности, навеянной выставкой с таким громким
названием – «Незалежні».
Оригинал статьи читайте на культурном портале «Спокуса».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.