По мотивам траура и истерии по EX.ua - как я пережил цифровую революцию нулевых годов в США
Ситуация с EX.ua спровоцировала десятки публикаций в блогах,
интернет-СМИ и печатных изданиях. Зависимые и независимые эксперты называли разные
версии, имена возможных заказчиков и ассоциировали скандальное закрытие ресурса
с не менее скандальным законопроектом SOPA.
Удивительно подумать, что Украина вдруг решила
придерживаться договоренностей и показаться паинькой в глазах Европы и Америки.
При этом ничего, по сути, не изменилось – в юанете все еще немало ресурсов, с
которых можно накачать бесплатного кино, музыки и программного обеспечения.
EX.ua был несомненно удобным, но не уникальным. С его закрытием
(временным, тем более) ничего радикально не изменится. Ну а судьба несчастного основателя
Megaupload,
которому пытаются впаять от двадцати до пятидесяти лет, «эксовцам» уж точноне грозит.
Впрочем, разговор сегодня пойдет не об этом. Массовый
траур и истерия по EX.ua побудили меня удариться в ностальгию и
вспомнить начало 2000-х годов, когда в США произошла революция в продаже
музыки.
В конце девяностых и начале нулевых в Америке
продавалась масса mp3 плейеров, которая не содержала в себе ничего особенного. Производители
пытались выделиться разными фишками вроде обширной памяти или интересных дизайнов. В силу
простоты продукта рынок должен был себя съесть.
Счастьем поделись с другим
Нулевые годы принесли миру цифровую музыку. На тот
момент большинство американцев ломало себе голову над тем, могут ли они
оцифровывать свои CD и размещать музыку на своих компьютерах. В такой же ситуации оказался и я
со своей библиотекой CD. Удивительно, я мог легально дать послушать диск своему другу (с условием
возврата!), но не мог сделать копию для него. На то, чтобы выработать единую
общественную позицию по отношению к авторским правам и защите интеллектуальной
собственности ушло несколько лет.
Единственная надпись на диске, призванная защищать
права производителей контента, гласила: «Нелегальное копирование запрещено» и
совершенно не разъясняла прав и возможностей обладателей этих дисков.
В 2003 году Стив Джобс создал продукт, состоящий из двух частей – iPod и музыкального интернет-магазина iTunes Store, чем ответил сразу
на несколько вопросов. В силу функциональности, iTunes избавил людей от необходимости разбираться в том,
что легально, а что – нет, зашив все эти правила и ограничения в свою
программу.
Зачем платить больше?
iPod не задавал вопросы и не путал, он регламентировал. И лейблы согласились – вопрос легальной продажи
цифрового контента отпал сам собой.
Американцы купились на гибкость и свободу выбора – они получили
возможность покупать не весь диск за 20 долларов, а только самые понравившиеся
песни за 99 центов!
Более того – iTunes дал всемирную аудиторию начинающим музыкантам,
которые не готовы были сотрудничать со звукозаписывающими компаниями. То есть,
количество музыки в iTunes превысило ассортимент музыкальных магазинов. Музыку стало легко дарить – на Дни рождения и
другие праздники тинейджеры (а именно они стали основной аудиторией новинки)
получали 20- или 10-долларовые карточки для приобретения музыки в iTunes.
Многие читают это и задаются вопросом: ну как бы
там ни было, зачем платить больше, если есть возможность получить песню
бесплатно?
Я могу сравнить эту ситуацию с людьми, которые
зимой скупаются на рынках или в торговых центрах. Заплатить немного больше и не
мерять джинсы на морозе, не выбирать капусту обледеневшими руками. С iTunes та же история – не
нужно рыскать по сайтам, регистрироваться и ждать. Ты пришел с работы, услышал
по радио классную песню и через пару минут уже крутишь ее в своем плейере. Или в телефоне – если это iPhone, разумеется.
Маленькая несправедливость
Законодательство США сурово к нарушителям
авторских прав. Те, кто попался впервые, могут получить до пяти лет лишения
свободы или штраф в $250 000. Даже если «качал просто для себя». Европа не
отстает – по данным Webopedia, в 2009 году четыре пользователя The Pirate Bay были приговорены Шведским судом к одному году
лишения свободы и штрафу в 30 миллионов шведских крон ($3, 58 миллионов).
Cитуация может усугубиться
с законопроектом SOPA (Stop Online Piracy Act), вынесенным на
рассмотрение 26 октября 2011 года. Если его примут, несмотря на протесты
интернет-сообщества, новым нарушителям будет грозить тюремное заключение до
пяти лет.
Впрочем, бесплатное скачивание музыки тоже отходит
в прошлое. За последние пару лет американцы все больше слушают музыку в
«стриме» – прямом интернет-эфире. Это быстро, бесплатно и позволяет не
захламлять дисковое пространство. Last.fm в помощь!
Уже сегодня украинцы платят втридорога за
автомобили и пиво в барах, за которое я бы отдал примерно на 30% меньше в США.
Но даже если украинцы будут готовы платить за музыку, они не смогут приобрести
ее в
iTunes – система не принимает карточки украинских
банков. Мои друзья не устают жаловаться на эту несправедливость. Особо
настырные просят одолжить
American Express.
А что вы об этом думаете?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.