По мотивам Геродота и древних и современных легенд
"Славяне - народ. Банально, оседлое население: земледельцы, скотоводы,
ремесленники. Люди без государя, переходящая собственность. Племенным строем
жили пока не попали в политическое, а в последствии и физическое рабство. Есть
мнение, что в историческом контексте
"раб"="народ"="славяне" синонимы." (Человек параход)
Да простит мне Параход, но меня заинтересовала эта фраза – очень иллюстративная.
Рискну предположить, что примерно так представляет себе наше прошлое большинство
соотечественников.
В самом деле, что мы знаем о, например, таком известном времени, как «скифское»?
(во времена ГОмера идти не рискнем, там есть свой специалист:)
Опять-таки, были «люди без государя, переходящая собственность», пришли скифы,
наладили торговлишку с Грецией – и пошло дело! Фактории греческие на побережье Черного
моря открылись, ввозили из этих земель зерно – а сюда везли вина, золотишко, украшения,
керамику греческую… Пришли сарматы во 2 веке до н.э., прогнали скифов – и упадок,
снова «люди без государя, переходящая собственность». Аж до варяговJ
На самом деле, все гораздо интереснее. Историков давно смущал тот факт, что
скифы были чистыми кочевниками, "что доят кобылиц" (Геродот), и плуга в руки не брали. Кроме того, придя в
Надчерноморье, они разместились очень далеко от земледельческих центров.
Геродот, подробно описывая географию Скифии, селит «царских скифов» в степи,
близ реки Молочной, что в Запорожской области.
В то же время, Греция всегда остро нуждалась в привозном зерне – в Греции
можно успешно выращивать оливки, виноград, но собственный урожай зерновых не
обеспечивал потребностей растущих городов-полисов. И вплоть до походов
Александра, Надчерноморье было основным поставщиком зерна в Грецию, о чем также
свидетельствует появление и быстрое процветание греческих факторий на
черноморском побережье. Но если скифы были чистыми кочевниками и не возделывали
поля, то кто же тогда поставлял зерно в Древнюю Грецию в таких, назовем так, промышленных
объемах? Ведь такие объемы поставок требовали как минимум серьезной организации
и инфраструктуры.
Кроме того, торговля всегда имеет «два конца». Мы знаем, что в греческом
направлении на протяжении нескольких столетий лет шли крупные поставки прежде
всего зерна. Обратим теперь внимание на список товаров из Древней Греции сюда: вино, оливковое масло, украшения, дорогая посуда, произведения искусства!
Как-то непохоже на примитивное общество, не так ли?
Представив это, у нас вырисовывается совсем иной образ общества наших предков, их социальной структуры и организации. Скорее, он похож на
средневековые княжества, с ярко выраженной аристократией – князем и дружиной,
основными потребителями предметов роскоши.
Очень характерно и то, что даже эти потребители роскоши вовсе не были скифами, а местными аристократами. Точнее, далеко не все. Среди крупных курганов мы видим как захоронения по "скифскому обряду", так и по древнему местному - в домовинах с сожжением тела, досыпанием кургана и, очевидно, костром на вершине. Сохранились данные в ассирийских источниках того времени и о совместных походах в Переднюю Азию - так, некоторые имена вождей скифов имели явно не скифский характер.
Интересно, что подобное сотрудничество дружин подкрепляется малым количеством укреплений и следов военных действий этого времени, что свидетельстует о мирном характере взаимоотношений. Скифы, видимо, играли роль "контролирующих торговые пути", и получали за порядок и безопасность свою толику.
Основные же центры этих княжеств находились в Лесостепных районах - бассейне Тясмина (Кировоградская и Черкасская области) с центральным Мотронинским городищем в Холодном Яру, Винниччине с центром в Немировском городище, Каневщине с центром в Трахтемировском городище, и Бельское городище на Полтавщине.
Геродот приводит очень интересную легенду, которой уделили внимание многие ведущие специалисты-историки, напр. Б.О. Рыбаков. По этой легенде, в древности от брака Зевса (Геродот был греком, поэтому для него верховные боги неба, грозы и молнии были "Зевсами":) и дочки Борисфена (Днепра) родился Таргитай, и было у него трое сыновей - Липоксай, Арпоксай и, как водится, младшенький - Колаксай. Настало время наследство делить, кому власть достанется. Упали с неба золотые плуг, ярмо и топор, и горело золото огнем так, что ни старший Липоксай, ни средний Арпоксай не смогли дотронуться до священных вещей. Только Колаксай смог взять их - и, естественно, стал верховным князем. Что же озадачило исследователей? Ну, прежде всего - ни плуг, ни ярмо, ни топор не могут быть священными предметами скифов-кочевников. Отчего же тогда они так важны для выбора правителя в так называемой "Скифии"? И второе - корни "Липо-", "Арпо-", и "Кола-" неиранского происхождения (а скифы были ираноязычными).
Более того, лингвисты связывают ""(С)Кола" с корнем, означающим "коло", "скреплять", "объединять". Обратили внимание и на гидронимы в этих территориях - речки Сколот, Сокаль, Сколодинка.
И, конечно, на совпадение корня этнонима "с-к-л", сколотов и "склавинов" - народа, которые византийские авторы использовали для описания славян.
Так что, вполне возможно, Геродот дал нам первое самоназвание славян.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.