Творчество Алишера Навои следует рассматривать как энциклопедию народной жизни XV века, где сосредоточен богатейший источник материалов для политиков, историков, этнографов, философов и экономистов.
Творчество Алишера Навои
следует рассматривать как энциклопедию народной жизни XV века, где сосредоточен
богатейший источник материалов для политиков, историков, этнографов, философов
и экономистов. Факты экономической жизни, изложенные в его произведениях,
являются призывом служить интересам народа: «Если ты человек, то не называй
человеком того, кто не проявляет заботы о нуждах народа». Гимн честному труду
звучит в его афоризмах в унисон с пропагандой знаний: «Копейка, добытая своим
трудом, лучше целой казны, подаренной царём», «В юности нужно копить казну
знаний, а в старости расходовать». В 1469 году в Герате при дворе
Султан-Хусейна Алишер Навои получил звание мулазима (приближенного) царствующей
особы и высокую придворную должность мухрдара (хранителя печати), а в 1472 году
он был удостоен титула эмира и права вазира ставить свою подпись на официальных
бумагах выше всех беков. Свыше 30 лет Навои занимал важные государственные
посты, способствовал развитию хозяйственной и культурной жизни страны.
Крупнейшее поэтическое
произведение «Хамса» - знаменитые пять поэм создавались в 1483 – 1485 годах.
Вторая поэма «Фархад и Ширин» воспевает любовь и знакомит нас с системой
исполнения принудительных трудовых повинностей.
Лингвистический трактат
Алишера Навои «Мухакамат ал-лугатайн» («Суждение о двух языках») посвящён
исследованию древнетюркских языков, в частности древнеузбекского языка. До
Алишера Навои на древнеузбекском языке были созданы многочисленные произведения
научно-художественной литературы, которые способствовали совершенствованию
грамматического строя и обогащению лексического фонда узбекского литературного
языка. В ХV веке в Мавераннахре и Хорасане создаются все необходимые
исторические и социально – политические предпосылки для дальнейшего процветания
узбекского языка и его формирования как мощного литературного языка эпохи.
Алишеру Навои было суждено на основе большого литературного опыта разработать
теоретические основы узбекского литературного языка и показать его бесконечные
потенциальные возможности, которые так блестяще отражены в его знаменитом
лингвистическом трактате «Суждение о двух языках».
Алишер Навои своим
колоссальным литературным наследием, созданным им на родном узбекском языке, и
научно-теоретическими взглядами, изложенными в «Суждении о двух языках»,
показал и доказал, что узбекский язык обладает огромными возможностями,
богатством, тонкостью, гибкостью выражения и что он может служить средством
выражения любой научно-художественной мысли. Алишер Навои подвергает резкой
критике интеллигенцию, не признающую исторической роли узбекского литературного
языка и его достоинства.
В
XX веке на окраине пустыни Кызылкум вырос индустриальный город Навои, который
украшает знаменитый фонтан – скульптура «Фархад» - живое воплощение поэмы о
любви и самоотверженном труде. Стало хорошей традицией проводить в г.Навои
республиканскую научно-теоритическую конференцию, посвящённую творчеству
Алишера Навои. В прошлом году торжественные мероприятия проводились во дворце
культуры «Фархад». В этом году литературоведы и ученые, преподаватели и
студенты встретились во дворце «Ширин». Чувство гордости и радости наполняет
сердца учащихся колледжа, которым выпала честь принять активное участие в
театрализованном представлении, прикоснуться к истории жизни и произведениям поэта,
послушать выступления гостей города. Пусть не прервётся связь времён и
современные Фархады и Ширин с достоинством продолжат благоустраивать страну,
создавать крепкие, дружные семьи, воспитывать будущих великих поэтов,
мыслителей, талантливых и трудолюбивых граждан Республики Узбекистан.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.