Среди многочисленных художественных промыслов Узбекистана, керамика занимает особое место. Признанное по праву одним из самых древних ремесел, оно стало неотъемлемой частью культуры народа.
Рождение
изделия в руках мастера сродни волшебству. И любой, кому хоть однажды пришлось
наблюдать, как бесформенный кусок глины на гончарном кругу обретает изящные
формы, согласится, что это похоже на настоящее чудо.
Среди
многочисленных художественных промыслов Узбекистана, керамика занимает особое
место. Признанное по праву одним из самых древних ремесел, оно стало
неотъемлемой частью культуры народа. И даже в самых простых формах глиняных
изделий мы видим отражение ушедших эпох, создаваемых веками традиций.
Каждое
керамическое изделие можно читать как книгу. В каждом регионе страны существует
своя неповторимая школа гончарного мастерства, имеющая своеобразную технику
исполнения, оригинальный дизайн и неповторимый колорит.
Керамика
из Ферганской долины славится своей неповторимой сине-бело-зеленой цветовой
гаммой, изделия гончаров Бухары, Самарканда и Ташкента имеют
желто-красно-коричневые оттенки. Изделия мастеров из Ургута отличаются зелеными
и красными цветами, Хорезмская - сине-бирюзовой палитрой. Каждый центр керамики
также имеет свой неповторимый орнаментальный почерк. Так, например, Риштанские
мастера знают более 300 видов, и каждый элемент имеет свое название, для
каждого есть своей метод нанесения.
Ни
в одном из керамических центров Узбекистана нет такого разнообразия форм
изделий, как в Риштане. Ляганы - блюда для плова, косы и шокосы - миски для
супа-шурпы, огромные кувшины-хумы для хранения зерна и масла, маслобойки,
глубокие сосуды с крышками для кислого молока -кошкулок, кувшины-офтоба для
омовения перед молитвой, пиалы, кувшины-кузача для воды, сосуды в виде
фантастической птицы - урдак - полет изощренной фантазии кулолов не знает
предела.
В
далеком прошлом остались магические представления, заключавшиеся в орнаментальных
мотивах, но символико-поэтическое содержание их до сих пор известно кузагарам и
как своеобразный "код" передается из поколения в поколение. Мастера
создают на гончарных изделиях роспись в виде ветви с плодами граната, орнамента
из кругов и спиралей - древних символов солнца, луны, вселенной. С XVIII века в
росписи керамических изделий появились мотивы кувшинов, чайников, ваз с
цветами.
Экспозиции
музеев Италии, Венгрии, Франции, Бельгии, России украшают современные
произведения риштанских мастеров - живые воплощения традиций голубой керамики
эпохи Темуридов. Коллекционеры со всего мира стремятся приобрести образцы
голубой керамики. Да и любой турист-путешественник не удержится от покупки чуда
из глины в одной из риштанских керамических мастерских. Ведь любое рукотворное
произведение - уникально, поскольку ни у одного мастера даже в однотипных
изделиях не повторяется ни форма, ни орнамент.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.