Я пишу эту статью для тех, кто, однажды обнаружив у себя желание и возможности бескорыстно помогать другим, набрал в поисковике слова «благотворительность» или «волонтерство».
А потом: задумавшись, кто больше всего нуждается в помощи, добавил в строчке поиска «детские дома».
И прежде всего я порадуюсь за этих людей: чудесно, что в нашем непростом мире все еще много людей, способных на бескорыстие и благородные порывы. А дальше буду обращаться больше к разуму, чем к эмоциям. Потому что благотворительность и волонтерство – это сфера, где излишние эмоции и сентиментальность часто помогают только наломать дров. Собственно, так оно в любой сфере. Благотворительность, например, от бизнеса отличается тем, что начинается обычно как раз с эмоций. А вот дальше, если человек хочет действительно оказать помощь, а не продемонстрировать самому себе и окружающим собственное милосердие и тонкую душевную организацию, он должен включить рассудок.
Итак, мы собираемся помогать детским домам. То есть мы, конечно, хотим помогать детям-сиротам, но они ведь находятся в детдомах, поэтому и помощь наша будет направлена туда. Большинство наших сограждан считает, что детский дом – место, где должны находиться дети без родителей, чтобы не остаться без присмотра. Там, конечно, не слишком хорошо. Даже, пожалуй, плохо. И конечно, лучше, если их возьмут под опеку родные или усыновят. Но ведь усыновляют так редко. А в детдоме все же лучше, чем на улице. И это представление о детском доме – первый стереотип, который нужно сломать, чтобы правильно понять ситуацию.
А правда в том, что детский дом – это не место для ребенка. Почему – отдельный долгий разговор, и в рамках этой статьи всего не расскажешь. Но две основных причины я изложу.
Первая, и самая главная. Для того чтобы нормально развиваться и без помех познавать окружающий мир, у ребенка должна быть сформирована привязанность к человеку, который о нем заботится. К единственному значимому взрослому, который кормит, укладывает спать, носит на ручках и утешает, когда больно или обидно. Этот человек должен всецело «принадлежать» ребенку и не пропадать из зоны доступа на ночь или на выходные. Сами понимаете, что в детдоме или доме ребенка такие условия не предусмотрены. Днем воспитатель, учитель, няня, ночью другая няня, взрослые постоянно сменяют друг друга, и какие б они ни были любящие, мамы они не заменят. Просто потому, что их много. Прочной привязанности не формируется, а она – необходимое условие, «надежная база» для познания мира. Если ее нет – жизнь превращается в выживание. Вся энергия ребенка тратится не на развитие, а на завоевание места под солнцем, на попытки добыть хоть крошки любви и тепла, любой ценой. Поэтому малыши в доме ребенка поголовно отстают в развитии. Поэтому они очень быстро наверстывают упущенное, попав в семью. Поэтому хороших детских домов не бывает, даже если там работают самые прекрасные люди в мире.
Считается, что сироту нужно обеспечить как минимум едой, одеждой, крышей над головой. А все остальное уж как получится, по мере возможностей. Это заблуждение. Прежде всего любому ребенку нужна привязанность. А значит – мама или папа. Александр Гезалов, воспитанник детского дома и автор книги «Соленое детство», которую стоит прочитать, пишет об этом так: «О подлинном — внутреннем — несчастье ребенка мало кто догадывается. Это жуткое, дикое, совершенно безграничное, без каких-либо будущих ориентиров одиночество».
Второй фактор, который калечит судьбу сироты в детском доме, - жизнь на всем готовом. Ребенок в семье знает, что родители с восьми до семи пропадают на работе для того, чтобы заработать на еду, одежду и игрушки. Что если каждый день кушать в кафе, то летом не на что будет ехать на море. Что существуют такие статьи расходов, как зубные пасты и стиральные порошки, оплата коммунальных услуг и ремонт бытовой техники. Дети в детском доме не сталкивались с такими проблемами. Зато им известно то, что едой, одеждой, обувью и обслуживающим персоналом их обеспечивает государство. Знают, что если порвал куртку, выдадут новую, что на обед всегда будет первое, второе и третье. Независимо ни от чего. Просто потому, что они сироты. Мало того, не только государство, но и общество очень много делает для них просто так. Бесплатные экскурсии и концерты, пять утренников за один Новый год и вагон шоколада… Из интерната они выпускаются с иждивенческим мышлением. И продолжают думать, что им все обязаны. И вдруг оказывается, что раз они уже не дети, то их сиротство никого не интересует. Они пытаются выбить у властей положенную им квартиру и льготы. Не добившись ничего, разочаровываются и зачастую ищут легких денег. И трудно их винить в этом после того, как общество, 18 лет продержав их в тепличных условиях, вышвыривает беспомощными на улицу.
Есть еще много факторов, которые травмируют и часто ломают психику ребенка в детских домах. Об этом можно подробнее почитать здесь, здесь и здесь. Если вы захотите помогать разумно и будете искать информацию о детских домах и интернатах, обязательно столкнетесь со словом «система». Так емко называют волонтеры и защитники прав детей систему сиротских учреждений на постсоветском пространстве. Это действительно такой конвейер, «сиротпром», остановленный в цивилизованных странах и по-прежнему работающий у нас. Эта «система» порочна. Но, к сожалению, уничтожить ее не так просто.
Ей есть альтернатива. Это семейные формы воспитания. И следующий стереотип, который должен быть сломан: «всех детей не разберешь». Разберешь, да еще как. Не всех, так почти всех. Об этом говорит не только практика развитых стран, но и эксперимент, проведенный в нашей стране, в нашем регионе. Последние 2 года некоммерческие организации вместе с местными органами власти проводят в Днепропетровской области региональный проект «Семья для ребенка». В начале 2011 года, когда проект начинал функционировать, в интернатных учреждениях находилось около 2,3 тысяч детей. На данный момент почти тысяча из них обрели семью. То есть за 2 года сирот в детдомах стало меньше почти вдвое.
К чему вся эта информация? К тому, что самой небходимой помощью ребенку в детском доме будет помочь ему выбраться из этого детского дома.
Как понимают большинство благотворителей помощь сиротам? Задарить их в праздники конфетами и игрушками, одеждой и обувью. Поставить плазменный телевизор и компьютеры, сделать современный ремонт. Денег не жалеют и забывают подумать о том, что детский дом и с «плазмой» остается детским домом, а от конфет никто никогда еще счастливее не становился. Результаты таких даяний описаны здесь, и здесь, в постах и комментариях. Те, кто мыслит помасштабней, захочет оплатить дополнительные занятия для детей или занятия в кружках, например. Однако «детдомовцу» учеба зачастую – не в коня корм. Потому что зачем учиться, если 3 балла все равно поставят и из класса в класс переведут. Ради чего и ради кого учиться?
Волонтеры обычно стремятся помогать так: приехать в дом ребенка и понянчиться с малышами: покупать-покормить-погулять-поиграть. Действительно, для развития ребенка немаловажно, что кто-то, хоть пару раз в неделю на 2 часа, приходит именно к нему. Еще приезжают в детские дома с играми и гитарой, концертами и спектаклями, мастер-классами хэнд-мэйда и прочими «танцами с бубном». Извините, что я так неуважительно. Конечно, мастер-классы, например, нужнее, чем концерт. И да, детям нужно общение. И реальный, ощутимый вред из всего этого «развлекалова» наносят только килограммы шоколада к Новому году и Международному дню детей – портятся зубы и желудки.
Но есть и другой вред, подспудный. Представьте себе, что ощущает ребенок, которому множество чужих дядей и теть готовы дарить концерты и конфеты по нескольку раз в год, но которого никто не готов впустить в свою жизнь. С одной стороны вроде бы все меня любят, с другой стороны – все то же тотальное одиночество.
Снова цитирую Алексндра Гезалова: «Вот вы приехали. Вам радостно — ребенку радостно. Вы переживаете эмоциональный подъем и наслаждение от собственного поступка: попели песни, подружили, подержались за ручку, обнялись, сфотографировались. И что?! Вы уехали, а ребенок — остался. И в его жизни не изменилось ничего».
Опыт людей, которые, искренне желая помочь сиротам, идут работать в детские дома или становятся волонтерами, показывает, что постоянно находиться в этой роли невозможно. Очень тяжело годами наблюдать, как «система» калечит детей, и понимать, что ты можешь сделать для них очень мало. Есть 2 выхода: просто уйти или уйти, прихватив с собой «детдомовца», точнее теперь уже – приемного ребенка. Довольно часто люди приходят от волонтерства к созданию приемной семьи. Но ожидать этого от волонтера нельзя, вообще агитировать людей брать детей в семьи – недопустимо. Потому что растить чужого ребенка – этот труд по силам далеко не всем. У каждого усыновителя или приемного родителя своя непростая дорога к этому решению. Но если вы хотите помочь детям-сиротам, есть и другие разумные способы это сделать.
Первый из них – подержать проекты, направленные на семейное устройство детей. В БО «Сияние радуги» это проект «Медиапаспорт». Он представляет собой базу данных с видеосюжетами и фотографиями сирот, которые подлежат семейному устройству. Сайт заработал в апреле 2012 г. и результат превзошел ожидания: за год 80 детей, анкеты которых были размещны на сайте «Медиапаспорт» нашли семьи, из них 15 с особыми потребностями, а оставшиеся 65 – преимущественно ребята старше 8 лет. И это все благодаря помощи Фонда Рината Ахметова "Развитие Украины".
Редко приемные родители берут ребенка «не глядя». Обычно все же присматриваются к характеру, темпераменту, эмоциональному типу. Часто звучат пафосные обвинения: «Выбирают, как товар в магазине! Как можно!» Обычно звучат они от тех, кто сам детей в семью не принимал никогда и не может представить себе, как сложно порой родителям-холерикам уживаться с ребенком-флегматиком и т.д.
Кто-то вместе с «Медиапаспортом» обретает сына или дочь. Кто-то, посмотрев видео с детьми, понял, что это не его путь, и тем самым уберег себя от серьезной ошибки. И почти у сотни ребят теперь есть кого называть мамой и папой. Разве это не важнее благотворительных концертов и кружков?
Второй способ помочь детям покинуть детский дом – опосредованный, это помощь тем самым приемным семьям и детским домам семейного типа. «Сияние радуги» поддерживает их самыми разнообразными способами: выездной психологической службой и тренингами, организацией экскурсий и путешествий и бесплатными творческими занятиями. И конечно, материально. Потому что путь от приемной семьи к детскому дому семейного типа обычно лежит через покупку дома или расширение жилплощади, через оборудование дополнительного санузла и приобретение мебели. У многих родителей есть душевные ресурсы взять еще детей, но не у всех есть финансовая база для этого. Немалую роль в развитии семейного устройства в Днепропетровской области играет то, что семьи не остаются наедине со своими проблемами, а чувствуют постоянную поддержку.
И третий способ помочь потенциальным сиротам – не дать им попасть в детдом, не дать разрушиться семье. Тут есть чему поучиться у Европы и Америки: огромные усилия прилагаются там социальными службами, чтобы помочь восстановиться родителям-алкоголикам и наркоманам, не дать многодетной семье скатиться за грань нищеты и попасть в группу риска. У нас этим тоже потихоньку начинают заниматься, но пока с поддержкой неблагополучных семей в Украине дело обстоит гораздо хуже, чем с семейным устройством. В «Сиянии радуги» на это направлена программа «Центр поддержки семьи». Одним из направлений которой - работа с молодыми мамами, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Да, случается и так, что мама очень хочет самостоятельно растить малыша, да некак. И тогда сумка детских вещей, запас подгузников и юридическая помощь, в оформлении документов, например, избавляют ребенка от судьбы сироты.
Ну, что ж, пускай такая помощь детям эффективнее, но если у меня все же лежит душа поехать в детдом с гитарой, - разве это плохо? – спросит кто-то. Да вроде бы не плохо. Но давайте обратимся к статистике. В Украине на данный момент зарегистрировано более 12 тысяч благотворительных организаций. Допустим, реально действующих намного меньше. Далеко не каждая занимается помощью именно детским домам. Но есть еще множество незарегистрированных волонтерских сообществ. В целом по Украине, я думаю, сотни организаций помогают детям-сиротам. И только запорожский фонд «Счастливый ребенок» в 2007 году стал работать в направлении семейного устройства, публикуя на своем сайте фотографии и информацию об отдельных ребятах. В 2009 году фонд «Развитие Украины» запустил первую национальную базу данных с фотографиями сирот. Эта программа замечательна тем, что сведения о детях, подлежащих семейстному устройству, на сайт sirotstvy.net поступают со всей Украины. Третий подобный проект – наш «Медиапаспорт», где на каждого ребенка приходится 2 видеосюжета: интервью и рассказ о нем сотрудника детдома, плюс несколько фотографий. Других аналогичных программ в Украине я не знаю, хотя тщательно искала подобную информацию. Жаль, что только 3 фонда из всех существующих сумели запустить такие действенные проекты поддержки семейного устройства. Жаль, что огромные материальные и человеческие ресурсы идут на благотворительные концерты и подарки в детдома, в то время как можно было бы потратить их намного рациональнее.
А вот где действительно нужны развивающие занятия и визиты волонтеров «из внешнего мира», так это там, куда семейное устройство доберется нескоро: в интернатах и домах ребенка для детей с особыми потребностями. Но и здесь, прежде чем покупать игрушки и сладости, я бы попыталась разобраться: может, кому-то из детей нужно дополнительное обследование или операция? Потому что медицинская помощь, которая должна оказываться сиротам-инвалидам бесплатно, часто не предоставляется в должном объеме.
И напоследок хочется сказать: решили вы заниматься благотворительностью или нет, помните о том, что нашим детям жить в одной стране с выпускниками интернатов и детьми, выросшими в кризисных семьях. Не будьте равнодушны к тем, кто с вами рядом, к соседям и одноклассникам детей, возможно, именно там как раз нужна сейчас ваша помощь. Кто знает, может быть, одежки, из которых вырос ваш сын, нужнее не детскому дому, а многодетной соседке? Может, вы убережете ее от нервного срыва, если посидите пару часов в неделю с ее малышом? Может быть, в детском саду на собрании родителей, протестующих против ребенка-инвалида в группе, вы попытаетесь объяснить, что он нуждается в дошкольном образовании не меньше других? И тогда над его мамой-одиночкой не повиснет страшная перспектива сдать ребенка в интернат, чтобы заработать на жизнь и лечение.
Давайте помогать разумно! Дарить ребенку не конфеты, а родных людей. Нам всем станет уютнее в мире, где дети растут в любящих семьях.
Ольга ЛЕВЧЕНКО
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.