ВРАДИЕВСКИЙ СИНДРОМ ВОРОШИЛОВСКОГО СТРЕЛКА ПО-УКРАИНСКИ

04 липня 2013, 12:41
Власник сторінки
anbnsa@ukr.net
0
1244
ВРАДИЕВСКИЙ СИНДРОМ ВОРОШИЛОВСКОГО СТРЕЛКА ПО-УКРАИНСКИ

Как и «ворошиловский стрелок», жители с. Врадиевка не стали ждать «справедливого правосудия», - они уже не верят в него. Так что же переполнило их чашу терпения?... какой народ такая и милиция..

        Офицерский корпус  (ветеранская организация состоящая из офицеров и ветеранов вооруженных сил, правоохранительных органов, спецслужб) две недели назад выступил с заявлениями на стороне харьковских милиционеров в деле с судьей-именинником. Совместными усилиями вытащили УДОшников из СИЗО, добились включения своих представителей в комиссию при МВД. И вот грянула -Врадиевка. Громкое дело с участием милиционеров, более того,- офицеров. Два события, в обоих случаях фигурируют милиционеры. И если в первом случае мы горой стали на защиту коллег, то после второго, словосочетание "офицер милиции"  режит слух.
        Мы попросили прокомментировать ситуацию во Врадиевке профессионала, кандидата психологических наук, полковника милиции Запорожцеву Галину Евгениевну.

       

       Переживая накал страстей, связанных с событиями в пгт Врадиевка Николаевской области, невольно вспоминаешь сюжет х/ф «Ворошиловский стрелок», и тогда возникает вопрос – почему противоправные поступки главного персонажа фильма, который решил самостоятельно восстановить справедливость ни у кого не вызывает осуждения? Ведь фактически перед нами разворачивается картина самого настоящего самосуда.
        Сюжет фильма - это фантазия авторов киноленты, а как быть с реальностью, которая подошла к нам вплотную? Фильм, созданный 13 лет тому назад, как оказалось, был неким предупредительным сигналом о надвигающейся на наше общество беды. И это уже не просто правовой нигилизм, укоренившийся в сознании наших граждан, как следствие правовой безнаказанности и мажорной вседозволенности отдельных представителей нашего общества, а именно реакция на тот “беспредел”, который, к сожалению, стал нормой нашей жизни.
       Как и «ворошиловский стрелок», жители пгт Врадиевки не стали ждать «справедливого правосудия», - они уже не верят в него. Так что же переполнило их чашу терпения? Нам видится два основных фактора – это безнаказанность и вседозволенность, которые, кстати, являются одними из основных ведущих мотивов в этиологии серийных преступлений. Общеизвестно, в первый раз все страшно, в том числе: оскорбить, ударить, убить. Со временем это становится обычным и будничным. Так же как мы перестаем испытывать угрызения совести, каждодневно обижая друг друга, нанося психологические травмы, на работе, в транспорте, в семье, так и преступник уже не ощущает ответственности за причинение вреда жизни и здоровью другого человека. Мы превращаемся в хищную стаю, где действуют “волчьи” законы.
       Анализируя особенности последнего резонансного преступления в пгт Врадиевка, можно сказать, что данное преступление для лиц, совершивших его, было не первым. Следует помнить, что при совершении первого преступления у преступника возникает шок не меньший, чем у жертвы, и это гениально описано у Ф. Достоевского в «Преступлении и наказании». Однако муки совести современных раскольниковых быстро нивелируются под воздействием упомянутых нами факторов: безнаказанности и вседозволенности.
       В свете недавно произошедшего в пгт Врадиевка общественность вспомнила еще одно резонансное преступление, когда в этом же селе убили 15-летнюю девочку. На первый взгляд, эти преступления очень схожи, но есть одна очень важная деталь, которая их отличает: убийство 15-летней девочки было спонтанным, неожиданным для преступника. В сокрытии следов данного преступления сквозит страх преступника перед возмездием, что часто наблюдается при совершении первого преступления. В последнем же случае мы видим совсем другую картину: тут преступники не боятся возмездия; они заражены вирусом безнаказанности и вседозволенности.
        Со слов потерпевшей явствует, что лишь через некоторое время они вспоминают о том, что жертва могла остаться живой и сможет их изобличить. И тот факт, что не найдя ни живой, ни мертвой жертву своего насилия, преступники спокойно уходят с места преступления, говорит лишь об одном – безнаказанность и вседозволенность полностью уничтожили внутренний страх перед наказанием. О совести речь не идет, эта категория в данном случае вообще не рассматривается. Речь идет о страхе, или вернее об его отсутствии, и данную пустоту заполняет иная категория – “беспредел”.
          Врадиевский синдром борьбы народных масс с “беспределом” власть имущих является закономерным и естественным продолжением инцидента с харьковским судьей. Казалось, только затихли разговоры о «касте неприкасаемых», которым можно все: дебоширить, нападать на вооруженных сотрудников милиции, прикрываясь в пьяном застолье неприкосновенностью судейской мантии, – как появились новые «герои» дня.
       Но парадокс заключается в том, как в соответствии с бытующими в обществе двойными стандартами Фемида отнеслась к разным по своей сути сотрудникам милиции. В первом случае, сотрудники милиции - сержанты ГСО и ППС, будучи на службе, действуя в рамках Закона, были арестованы под предлогом возможного противодействия ходу прокурорского досудебного следствия. И во втором случае, когда жертва прямо указала на сотрудников милиции, как совершивших преступные деяния и которые действительно могли и, думается, реально пытались повлиять на начатое досудебное следствие. Это и явилось основной причиной, подтолкнувшей жителей пгт. Врадиевка выйти на массовый митинг протеста. Протеста против разделения общества на своих и чужих, когда кумовство, землячество, родственные связи подменили в нашем обществе принцип равенства перед законом.
        Врадиевский синдром – это лакмусовая бумажка для определения зрелости нашего общества. Зрелость в оценке происходящего вокруг нас. Исходя из этого, давайте посмотрим на происходящее вокруг с позиции принципов законности, соблюдение которых требует вся возмущенная общественность после ряда резонансных преступлений с участием сотрудников правоохранительных органов.
         Звучат голоса, требующие отставки Министра внутренних дел. И хотя непонятно, почему за действия сотрудников милиции должен идти в отставку министр МВД, ни в одном ведомстве, ни в образовательном, ни в медицинском или ином такое трудно себе представить. Например, сколько граждан Украины погибает из-за неоказания медпомощи? Сколько врачей не лечат больного без денег? Сколько лечат, неправильно поставив диагноз? Сколько высасывают денег с родственников, зная, что лечение бесполезно и человек умрет? Сколько людей гибнет на дорогах ежедневно? Сколько водителей автобусов подвергают жизнь пассажиров опасности, переезжая переезды перед поездами, перегружая свои ТС, выезжая пьяными на неисправных ТС? Сколько продавцов продают некачественный товар, от которого травятся и умирают граждане? Что, в школах не гибнут дети на физкультуре, в детсадах нет массового отравления детей и в лагерях отдыха никто не тонет, никого балконом не убивает, и никого не насилуют? Сколько наших граждан гибнет в открытых колодцах, взорванных домах и обвалившихся балконах? А сколько шахтеров гибнет из-за зажженной спички, отключенного датчика метана и перегруза шахтной клети? Неужели отставка министра решит проблему милицейского ведомства и общества в целом? Или мы забыли, что милиция у нас народная? Откуда взять другую: какой народ, такая и милиция!
         Но вернемся к Врадиевке, конечно, не может не радовать активная жизненная позиция граждан, не оставшихся равнодушными к чужой беде и не желающих терпеть и дальше “беспредел” со стороны власть имущих. И это правильно, так и должно быть в зрелом, цивилизованном обществе. Активные граждане пришли под здания суда и райотдела с требованием неукоснительного соблюдения законности. Но что же происходит дальше? А дальше, во имя соблюдения одного закона, начинается попрание других законов. При этом активные граждане искренне негодуют, как правоохранители посмели по отношению к ним–борцам за справедливость и торжество законности, применить слезоточивый газ. И никто не задумался о последствиях, которые могли бы наступить, если бы толпа, состоящая из разогретых алкоголем и адреналиновым духом толпы людей, ворвалась на режимный объект и завладела огнестрельным, смертоносным оружием. Ведь неспроста законодатель квалифицирует поведение преступников в группе как отягчающее вину обстоятельство. Человек, находящийся в толпе, ведет себя совсем по-иному, чем в обычной жизни, и этому есть свои объяснения. Со временем он может раскаиваться, но последствия такого поведения часто бывают необратимы.
      Думаю, жителям, решившим штурмовать режимный объект, нужно по-иному посмотреть на ту отрезвляющую меру, связанную с применением специальных средств, которая уберегла их от совершения более тяжкого преступления в пылу их справедливого негодования. Страшно представить что могло бы произойти в случае, если бы сотрудники не смогли защитить райотдел от разгоряченной толпы. Кто смог бы удержать людей, у каждого из которых есть боль утраты, обиды, от необдуманных поступков, суть которых бы сводилась к свершению правосудия на основе старозаветного закона талиона («око за око, зуб за зуб»)?
       И возвращаясь к сюжету фильма «Ворошиловский стрелок», хочется напомнить, что гениальный режиссёр С. Говорухин показал нам две стороны медали: в фильме представлены собирательные негативные образы сотрудников милиции, которые позорят честь украинской милиции и вызывают справедливое возмущение граждан. Но в фильме есть персонажи в милицейских погонах, которые вызывают симпатию, доверие, а их действия – понимание и одобрение людей, поскольку они гуманны, справедливы и защищают интересы простых граждан, иногда на свой страх и риск.
       Здесь следовало бы отметить, что в украинской милиции еще есть сотрудники, не забывшие таких понятий как честь и достоинство. И как быть, если в пылу народного гнева пострадают невиновные сотрудники милиции? Как смотреть в глаза матерей, которые растили своих детей и учили их добру и справедливости, и благословили на такую нелегкую работу – стоять на страже правопорядка в стране? Ответ прост, все должно быть решено по закону, виновные должны быть наказаны, невиновные отпущены, если говорить о Врадиевском и Харьковском инцидентах.
        А самосуды, погромы – это удел тех обществ, которые стоят на ранних этапах своего развития. Мы, хочется верить, живем в зрелом обществе, которое способно дать правильную оценку событиям, разным по степени тяжести, но имеющими одну общую составляющую – вседозволенность и безнаказанность. И, ни в коем случае не оправдывая действий сотрудников милиции, подозреваемых в совершении очень тяжкого преступления, хочется напомнить, что еще никто не отменял принципа презумпции невиновности.
          Мы против перевода ситуации из плоскости юриспруденции в плоскость политическую. Если мы зрелое, цивилизованное общество, мы должны во всем разбираться скрупулезно и основательно. Должны быть проведены экспертизы, в том числе и генетическая, которые все должны поставить на свои места. И пусть народная поговорка про закон, который «как дышло, куда повернешь так и вышло» останется в прошлом, мы же вспомним основное положение нашей Конституции: «перед законом все равны».
      А тех, кто решил попиариться на данной ситуации и заработать политические дивиденды, хочется предостеречь: фитиль массового негодования зажечь легко, кто будет наводить порядок после взрыва? Опять будем звонить в 102?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
ТЕГИ: милиция,ветераны,офицер,изнасилование,милиционер,бунт,Врадиевка,Офицерский корпус,102
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.