Несогласные и бунтари исчезли, что ознаменовало собой переход к самой скучной эпохе в истории.
Все мы (ну, уже почти все) родом из СССР и не понаслышке
знаем, кто такие неформалы. Например, когда я оканчивала лицей и начинала
учиться в университете, на гребне волны была готическая субкультура. Потом, в
2007 году, бал правили эмо. Через несколько лет повзрослевшие эмо превратились
в хипстеров. Может быть, вы заметили, что с приходом времени хипстеров сам
смысл неформалов как явления исчез. Похоже, сами хипстеры в этом не виноваты:
они лишь продукт своего века, безвольный индикатор социальных процессов.
В нашу эпоху после-постмодерна все то, чем козыряли
неформалы, стало анахронизмом: принципы и принципиальность, гомогенность,
постоянство (?), бунтарство – все это, как говорится, не в тренде. Да и сами
чистые неформалы если еще и встречаются кое-где на улицах городов, то выглядят
уже чуть ли не ископаемыми. Лично у меня при их виде просыпается ностальгия по
юности и чувство, будто на дворе год эдак 2005-й.
Но на дворе, увы и ах, 2013-й. Принципы заброшены и забыты: в
фэйсбуке у тебя полторы тысячи друзей, среди которых – националисты и «левые»,
добропорядочные семьянины и убежденные циничные чайлдфри. И ты с одинаковым
рвением «лайкаешь» их всех, потому что тебе, хипстеру, по большому счету на их
убеждения плевать. Да ты насчет их, убеждений, зачастую и не в курсе.
Опять-таки, коммунисты вдруг могут перейти в стан правых и наоборот, а то и
вообще стать аполитичными. Чайлдфри – неожиданно завести семью и детей.
Семейные – развестись и превратиться в закоренелых холостяков, чтобы потом
жениться снова. Постоянство не в тренде: сегодня в инстаграме френды (не
друзья, друзья – уже тоже почти анахронизм) увидят на тебе суровый готический
прикид, а завтра – игривое розовое платьице. Под настроение. Когда-то
удивлявшие и пугавшие добропорядочных бюргеров внешние атрибуты неформальства
перестали быть отличительным признаком «несогласных» и перешли в арсенал массовой
культуры, будучи радостно съеденными и переваренными сначала «звездами», а за
ними и клубными мачо, и гламурными девочками, и теми же хипстерами. Все
мешается со всем, противоположностей больше нет, торжествует полная
относительность. Бунтовать против чего-либо теперь бессмысленно. Протест
хипстера – это в лучшем случае тихий и незаметный игнор, кислая мина на и без
того слегка страдальческом лице (не путать с гримасами эмо).
Кстати, если эмо были, возможно, первой субкультурой,
которую терпеть не мог никто, кроме них самих, то хипстеров не любят даже сами
хипстеры, всячески открещиваясь от этого термина. Удивительная, наверняка не
имеющая аналогов культура самоотрицания и, как результат, самоуничтожения. Потому
что рефлексия и «познай себя» – это не о хипстерах. Девиз хипстеров (чего они, само
собой, никогда и ни за что не признают) – «забудь себя». Имеется в виду – себя
настоящего, конечно же.
Когда-то заклепки на куртке обозначали несогласие с
массовыми нормами и убеждениями общества. Теперь это всего лишь заклепки,
выполняющие декоративную функцию. Что означала свастика тысячу лет назад?
Семьдесят лет назад? Сегодня это всего лишь «прикольный орнамент», достойный
разве что очередного снимка на айфон. Стремительное обесценивание символов.
Даже самые сильные знаки превращаются в симулякры.
Известный маркетинг-специалист Андрей Федоров как-то сказал,
что при всех достоинствах у хипстеров есть один серьезный недостаток – им не
хватает глубины. Увы, темп и дух современности не располагают к этой самой глубине,
к долгим копаниям в первоисточниках и поискам «самой сути». Хипстеры, а вместе
с ними и еще добрая часть населения, просто плывут по течению времени. Но выбор
есть у каждого. Можно оторваться от соцсетей, смартфонов, модных журналов,
ивентов, трендов, офисно-планктонского существования и попробовать уйти «на
глубину» – в книги, исследования, серьезную работу.
Это сложно. Знаю по себе. Но если мы хотя бы не попытаемся
сделать это, потомки наверняка будут говорить о нашей эпохе как о самом скучном
времени в истории, когда великим событием считался выход новой модели гаджета,
а героем – человек, его придумавший. И фильм «Время хипстеров», в отличие от
«Времени цыган», например, никто не снимет. Скучно ведь получится. Никто после
нас смотреть его не будет.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.