Древний Ташкент. Северные ворота Маверауннахра
Самым ценным наследием, доставшимся миру от Великого шелкового пути, является культурное взаимодействие. В начале средних веков на Востоке существовало понятие о четырех царствах мира - могущественный Китай, Царство индийских правителей на Ганге, империи тюрков от Тихого океана до Черного моря, монархии Персии и Византии.
Великий шелковый путь связывал многие части мира через торговлю и был ретранслятором удивительно богатой культуры края. Это выражалось на протяжении всей истории в распространении и взаимообмене товарами, культурными образцами, архитектуре, настенной живописи, музыке, танцах, зрелищных представлениях, предметах быта, монетах, бумаге и книгах.
Транзитная караванная дорога, соединявшая Запад с Востоком, проходила через Фергану и отдельной веткой через Ташкент, развитию культуры которого также способствовали сырьевая база и благоприятные климатические условия. Ташкентский оазис - Чач (Шаш) издревле был своеобразным историческим перекрестком взаимодействия среднеазиатских цивилизаций - Бактрии, Согдианы, Хорезма и Ферганы, с глубокой древности существовавших на территории современного Узбекистана. Их значение особенно велико для выявления истоков и облика древней культуры. Арабские географы IX - X веков Кудама и Ибн Хордадбек сообщают, что из Мерва на Восток вели две дороги: одна - к области Шаша и городам тюрок, другая – к области Тохаристана. Шаш был важным отправным и перевалочным пунктом в северной части Великого шелкового пути. В VI - VIII веках количество городов и поселений здесь выросло в 2,5 раза.
Средневековые арабские и персидские источники описывают обилие городов и развитую экономику Чача. Географ X века Истахри писал: "В Шаше и Илаке много городов с воротами, стенами, рабадами, цитаделями, рынками и каналами, протекающими через города". Ибн Хаукаль утверждал, что "в Маверауннахре нет страны, подобной Шашу и Илаку "по многочисленности соборных мечетей, возделанных селений, по обширности и обилию построек".
Археологические городища Шаштепа, Актепа, Мингурюк, Канка и другие - около тридцати древнейших памятников - отражают историю развития города с первых веков до н.э. и на протяжении более двух тысяч лет. Письменные источники сохранили древнейшие названия города и оазиса - Чач, трансформированное арабами как Шаш и Мадинат аш-Шаш. С IX века город именовался Бинкетом, современное название - Ташкент приводят в XI веке Махмуд Кашгарский и Абу Райхан Беруни. Ташкент был одним из основных пунктов "урбанистического взрыва" в регионе в средние века, когда усилилась северная ветвь Великого шелкового пути.
Ярким свидетельством торговых отношений, развитию которых способствовал Ташкент, являются монеты. На городище Канка - столице Кангюя в III веке н.э. - найдены и ханьская медная монета "у-шу", более 300 монет древнегреческих и монеты древнечачского чекана. Наивысшего расцвета эти связи достигли в IX - XII веках н.э. Внутри оазиса сложилась система из крупных городов, расположенных друг от друга в одном дне караванного пути (Бинкет, Тункет, Харашкет, Наукет, Бенакет, Шутуркет).В XVI веке Ташкент все еще был цветущим городом, несмотря на перенесенные "травмы" от междоусобных войн, распада империи Амира Темура и Темуридов.
Несмотря на то, что в XVI - XVII веках Великий шелковый путь утратил свое значение из-за открытия морских путей, город Ташкент еще несколько веков оставался центром караванной торговли. К XVIII веку здесь существовало несколько десятков караван-сараев, большинство - у главного городского базара (ныне Бешагачский), а крупнейший - в нынешнем Шайхантахурском районе. Здесь в основном останавливались индийские торговцы. Были свои караван-сараи и у российских купцов, один из них - на берегу реки Салар. К середине XIX века в Ташкенте насчитывалось восемнадцать караван-сараев и более 4500 лавок. Из России через Оренбург, Троицк, Семипалатинск и Петропавловск приходили караваны со сталью, железом, сукном, сахаром, из Ташкента вывозились фрукты, зерно, хлопок, ткани, кожа.
В отличие от Самарканда или Бухары, сохранивших письменные летописи, глубинные истоки истории Ташкента скрыты во тьме веков. Только многолетнее изучение археологических городищ в оазисе и внутри Ташкента позволило приподнять эту темную завесу. Воссоздать их историю и культуру без материалов археологических раскопок невозможно. Древнее городище Шаштепа, датируемое IX веком до нашей эры и просуществовавшее примерно до середины XVI века нашей эры, стало одним из прародителей Большого Ташкента. Впервые холм неправильной формы привлек внимание археологов еще в конце позапрошлого столетия.
Первыми раскопками была вскрыта цитадель городища и три подземные галереи, проходившие к стрельчатой арке. Исследователями были обнаружены обломки керамических изделий, изображения барана, куски железа, стекла и даже грузила. Наличие этих предметов дало основание определить тип городища как сторожевой пост подземного здания. Только в 1934 году руководитель археологической партии Г.В. Григорьев обследовал остатки Шаштепа и отнес его к типу археологических городищ с вышками, а на основе письменных источников более позднего времени интерпретировал здание как подземный храм саков, отнеся его к временам племенных союзов, образовавшихся примерно в IX - VIII веках до нашей эры. В 1956 году, было окончательно установлено, что городище включало в себя цитадель, защищенную стенами высотой 18 - 20 метров, и два поселения западнее центральной части крепости. Первое из них занимало площадь примерно 150 на 200 метров. Второе поселение отделялось от первого протекавшим здесь каналом Джун.
Площадь городского поселения занимала около 25 гектаров. Как выяснилось после раскопок, памятник принадлежал к так называемой "бургулюкской" культуре, названной так по имени поселения Бургулюк недалеко от Ташкента. Признаком таковой служит наличие жилых полуземлянок, защищенных земляным валом. Именно это обстоятельство дает основание считать, что Шаштепа на несколько сот лет старше юнус-абадского замка Ак-Тепа. Остатки города с крепостью - цитаделью, оборонительной стеной, замком с дворцом правителя обнаружены и изучены в Ташкенте на городище Мингурюк близ Северного вокзала. Возникший примерно 2000 лет назад город постепенно превратился в обширную агломерацию с предместьями и округой, застроенной замками земельной аристократии, храмами, поселениями общинников- земледельцев. С VI в. н.э. город на Мингурюке становится столицей самостоятельного государства Чач, возникшего еще в III - IV в. н.э. со своей первой столицей - городищем Канка.
Города Чач китайцы называли Ши. С VI в. на Мингурюке был отстроен официальный дворец правителя, а в округе его летняя резиденция, остатки которой раскопаны на городище Актепа. Четырехбашенный замок высотой около 23 м с дворцовым парадным зданием у подножия, храмом предков и святилищем огня. Резиденция обведена крепостной стеной и рвом с водой.
С древности в Чаче почитались божества плодородия, культ предков, сюда проникли христианство и буддизм, но главной религией оставался зороастризм - два храма IV - VII вв. н.э. открыты на Канке. Храм, связанный с почитанием огня, изучен на Чиланзарском Актепа в Ташкенте. Характерен зороастрийский погребальный обряд, при котором заранее очищенные кости умерших складывали в специальные ящички - оссуарии. Их изготовляли из глины, обжигали, а крышки украшали изображениями человеческих голов или птиц. В представлении зороастрийцев кости следовало хранить до дня воскрешения праведников в судный день.
Слава города была распространена еще в первых веках до нашей эры. Город, который, видимо, в арабских источниках назван Мадинат аш-Шаш, был разрушен, как и питавший его канал, во время завоевания оазиса арабами-мусульманами. По словам историка ал-Табари, "все города Шаша были сожжены". Однако в начале IХ в. город снова возродился в 8 км к северо-западу от Мингурюка. Это - Бинкат арабских источников, руины которого скрыты под застройкой старой части современного Ташкента. Славу Бинкату принесли изделия его ремесленников, вывозившиеся в разные страны. Источники перечисляют предметы из железа, стекла, луки, седла, юрты.
Город Ташкент был опустошен в конце ХII в., а в начале ХIII в. через него прокатились разрушительные волны татаро-монгольских орд. В ХV - ХVI вв. он вновь возродился, став форпостом Темуридов в противостоянии степным кочевникам, затем центром притяжения интеллектуальной элиты Востока. Здесь были возведены мечети, медресе, мавзолеи почитаемых лиц и бани, бывшие неотъемлемой частью мусульманской культуры.
Ташкент прошел длительный исторический путь, испытал крупные разрушительные набеги врагов, однако вновь и вновь возрождался и занимал одно из лидирующих мест среди городов Мавераннахра.
Почти полное угасание его жизни произошло в конце первого века до нашей эры. Второй крупный период расцвета жизни городища приходится на третий - шестой, а его пик - на седьмой - начало восьмого веков. Как раз в это время на территорию древнего Турана врываются арабы. В это время Ташкент был одним из самых крупных центров на Великом шелковом пути, поистине северными воротами Маверауннахра. Жизнь возродилась здесь примерно в XI веке. Через сто с небольшим лет поселение снова было разрушено - на этот раз войскам Чингиз-хана. Через несколько лет оно снова возрождается и продолжает жить до начала шестнадцатого века. К тому времени основная территория Ташкента (уже носившего современное название), окончательно сформировалась на том месте, которое мы знаем как "Старый город", и жизнь древнейшего поселения Шаштепа постепенно угасает.
Во все времена, с древности и до настоящего времени, Ташкент был и остается важным центром на исторических путях. Вся его история свидетельствует о международном значении не только его экономики, но и богатейшей культуры. Роль Ташкента на Великом шелковом пути и исторична, и современна.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.