Искусство узбекской вышивки. Нуратинское сюзане.
Само слово сюзане произошло от персидского слова "сюзан" - игла. Сюзане женщины вышивали разноцветными шелковыми нитями на шелковой или хлопчатобумажной ткани, обязательно оставляя кусочек недошитого полотна с тем, чтобы новая юная вышивальщица могла приложить руку к творению взрослых мастериц.
В соответствии с народной традицией, незаконченный узор сюзане означал преемственность поколений и пожелание, чтобы в семье никогда не прекращались свадьбы. Издревле по сложившимся свадебным обрядам орнаменту сюзане приписывалась магическая сила оберегов, призванных охранять счастье молодых от темных сил. Существовали разные школы техники сюзане, например: игла, ёрма, бигиз и т.д. Каждый кишлак, каждый регион отличался по технике вышивки. Самый пик совершенства вышивки сюзане был достигнут в середине XIX века в Бухаре и Нуратинском межгорье.
Почти все образы старинных сюзане этих школ всегда отличались великолепием узоров и красок. Бухарские сюзане всегда занимали и занимают достойные места в музеях мира и частных коллекциях. Мастера и мастерицы нашего центра после десяти лет исследования и трудов, наконец, добились хороших результатов в вышивке Бухарских и Нуратинских сюзане.
Исключительная красота вышивок девятнадцатого века во многом объясняется тем, что шелковые нити, окрашенные естественными красителями, давали глубокие, мягкие переливчатые тона. На протяжении столетий в искусстве вышивки сложились свои, местные особенности. Различаются нуратинская, бухарская, самаркандская, ургутская, шахрисабзская, ташкентская и ферганская школы вышивки.
Крупные декоративные вышивки почти до конца XIX века исполнялись преимущественно по белой или слегка рыжеватой кустарной ткани. Но уже с начала прошлого века стали широко применяться местные шелковые ткани фиолетового, зеленого и оранжевого цветов, а также белые и цветные фабричные хлопчатобумажные ткани.
Еще век назад вышивка занимала особое место среди используемых в быту различных художественных изделий (сюзане, такияпуш, жойнамоз, борпуш, сандалпуш и др.). Со временем спрос на такие изделия народно-прикладного искусства стал падать, их место заняли "европейские" изделия. Это нанесло серьезный урон вышивке, как в количественном, так и в качественном отношении.
Большой интерес для исследователей локальных школ вышивки, сложившихся к концу ХIХ века в Узбекистане, представляют вышивки Нураты. В девятнадцатом веке это было большое селение - центр Нуратинского бекства Бухарского эмирата, который вел торговлю между кочевыми и оседлыми народами. Нуратинские вышивки имеют четкие, ярко выраженные черты, позволяющие легко отличить их от изделий других районов. Эти вышивки украшены цветочными букетами, которые покрывают белый фон ткани. По богатству и разнообразию цветочных мотивов они занимают ведущее место среди изделий Узбекистана.
Нередко растительный узор оживлен фигурками птиц, порой встречаются даже сильно стилизованные изображения животных и людей. Вышивки Нураты XIX в. являют собой не только великолепие народного мастерства, но и свидетельствует о необыкновенно высоком уровне традиций, сохранившихся до настоящего времени. В их декоративном убранстве важное значение имеет свободный фон поля, что придает общей композиции изысканность и утонченную красоту. Нуратинская вышивка начала ХХ в. - сюзане, такияпуш, жойнамоз, сандалпуш - сегодня достаточно редка. Многие образцы не сохранились, часть вывезена за рубеж и бесследно утеряна.
У жителя Нураты Хайриддина Исматова хранится сюзане, вышитое в 30-х гг. ХХ в. В качестве основы использовано светлое полотно, предположительно лен. Его размеры 275 х 200 см. Орнамент сюзане выполнен шелковыми нитями в технике "юрма" (вышивка крючком, в некоторых местах - иглой).
Еще одна работа небольшой частной коллекции - сюзане работы Р. Фозиловой на зеленой ткани (размер 300 х 230 см) цветной нитью "мулине". Края этого изделия вышиты шилом в технике "юрма". Здесь же, по краю, в два ряда, идут полосы "оби", выполненные нитью темно-красного цвета, шириной 25 см. Расстояние между параллельными рядами "оби" составляет 30 см. На поле вышивки расположены 22 цветочные розетки круглой формы, в верхней и нижней части - по 8, с двух сторон - по 3 розетки. Во внутренней части вновь повторяется полоса "оби", придающая сюзане прямоугольную форму. По центральной "оби" вышиты 18 цветков (в три ряда по 6) круглой формы. Крупные цветки в центре сюзане оформлены лепестками в форме обруча - такой прием типичен для Нуратинской школы.
Третье сюзане вышито по золотистой ткани (300 х 250 см) нитями мулине разных цветов. Композиционно оно близко вышеописанному второму сюзане. Отличие состоит в том, что в центре крупных цветков имеется орнамент Х-образной формы, а по бокам - цветочные "тени".
В искусстве узбекской вышивки основную роль играет цвет. Большинство работ воздействуют на зрителей разработкой деталей на крупных, сплошь вышитых орнаментальных фигурах. И эта разработка ведется цветом, что многократно обогащает орнаментальные формы, ритмично расчленяя поверхность изделия и превращая ее в красочную декоративную плоскость. В каждом отдельном произведении можно насчитать до пятнадцати тонов, что дает возможность создать богатство цветовых сочетаний, сохраняя при этом единство общего колорита. В расцветке вышивок на белом фоне преобладают красные тона, которые создают бодрую, радостную гамму. Красными тонами исполнены цветы и розетки. Лиственная часть орнамента вышита зелеными нитками. Стебли, ветки и окантовка листьев - оливковыми и светло-песочными.
Такая расцветка в общем соответствует природной окраске растений и вместе с тем основана на звучном контрасте цветов - красного и зеленого. Красочные сочетания в вышивках могут строиться на контрасте желтого и фиолетового, оранжевого и синего, красного и синего, зеленого и оранжевого, черного и белого. В то же время в вышитых изделиях можно рядом встретить оттенки одного цвета, например, сочетания светло-голубого и василькового, светло-желтого и золотистого, темно- и светло-малинового.
Человек западного образа жизни невольно удивится, впервые попав в традиционный узбекский дом. И, прежде всего, почти полному отсутствию мебели. Узорный палас или ворсовый ковер на полу, одеяла-курпача и подушки, сложенные в нишах, кованый сундук и низенький столик хан-тахта составляют почти все убранство помещения. И еще большие вышитые панно - сюзане, развешанные на стенах - важная часть устройства и украшения домашнего быта.
Узбекская ручная вышивка - могучая ветвь на древе народного творчества. Древние мифологические символы орнаментов сюзане, одухотворенные фантазией мастериц, олицетворяют преемственность старинных традиций и поэтическую душу народа.
Сюзане непременно подходят любому интерьеру Вашего дома и украсят Вашу жизнь на многие годы вперед.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.