Узбекистан. Наследие предков
Современный Узбекистан уверенно шагает в своем развитии, наряду с другими государствами. Имея мощный производственный потенциал, богатейшие сырьевые запасы, Узбекистан набирает серьезные темпы, и, оглянувшись, можно проследить четкую урбанизацию в каждой области республики. Не смотря на то, что мы тянемся к "западным" шаблонам и стандартам, все же понимаем ценность истории наших предков. Культурное наследие Востока, которым восхищается мир, это наша гордость. Одной из таких жемчужин является древний город Самарканд.
В старой части Самарканда стоят три величественных средневековых здания - медресе Улугбека, медресе Тилля-Кори и медресе Шер-Дор, составляя комплекс Регистан. Всякий попадающий на площадь Регистан, теряет ощущение реальности. Такие же ощущения можно испытывать стоя перед горой или пирамидой. Площадь Регистан, в переводе означает "Песчаное место".Во времена Амира Тимура Регистан была главной торговая площадью города. Во времена правления Мирзо Улугбека она приобретает парадно-официальный характер. Однако значение центра общественной жизни, торговли и ремесленной деятельности города Регистан сохраняет и по сей день. На нем можно "перелистать страницы" многотысячной истории Самарканда. Здесь отразилась и вся история средневекового города. С северо-восточной стороны расположено торговое сооружение Чорсу, построенное в XVIII веке. С северной стороны площади Улугбеком возведен караван-сарай, названный Мирзои. Все медресе построены в разное время. Медресе Улугбека было первым - оно построено по распоряжению внука Тимура - правителя и астронома Улугбека и строилось 4 года - в период с 1417 по 1420 гг. В это время важнейшая задача - архитектурное оформление площади Регистан. Два других медресе - построены двумя веками позже по распоряжению другого самаркандского правителя Баходура Ялангтуша - Медрессе Шер-Дор симметрично медрессе Улугбека и Медрессе Тилля Кори.
Новый период застоя и упадка в жизни города наметился с конца XVII века и особенно резко проявился в первой половине XVIII века, когда столица ханства была перенесена из Самарканда в Бухару, когда Великий Шёлковый Путь перестал проходить через Самарканд. В этот период медресе Регистана стояли пустыми. В конце XVIII века город стал постепенно оживать. Тогда вновь закипела жизнь на Регистане, где снова традиционно расположились многочисленные мелкие лавки и строения. Медресе Улугбека при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Так, например, курс астрономии читал Салахуддин Муса ибн-Мухаммед Казы-Заде-Руми. Есть сведения, что и сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.
К XV в. были разработаны основные планировочные приемы медрессе. Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази, автор знаменитых ансамблей в Герате и медресе в Харгирде. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь. Сочетание смелости, простоты идеи, несложности технической арматуры и точности расчета делают честь достижениям мастеров того времени.
На месте обветшалой и разрушенной ханаки Мирзо Улугбека с восточной стороны площади, Ялангтуш-Бахадур строит медресе Шер-Дор, почти зеркально отражающее фасад противоположного медресе Улугбека. Самаркандский хаким старался ни в чем не уступить великим предкам - ни в пышности, ни в масштабах сооружения. Мозаичная часть на портале медресе гласит: "Военачальник, полководец, справедливый Ялангтуш! Если прилетела стрела, восхваляющая его совершенство, - это изящный язык, полный жемчуга. Он соорудил такую мадрасу, что земля доведена им до зенита неба, - это знамя взаимного их украшения. Годами не достигнет высокой вершины его портала мощью и усердием искусных крыльев орел ума. Веками не достигает верха запретных его минаретов искусный акробат мысли по канату фантазии. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв за новую луну, прикусили палец от удивления".
Медресе Шер-Дор строилось на двести лет позже своего оригинала. И несмотря, казалось бы, на однотипный фасад, в нем имеется много нового, характерного для строительства техники XVII века, несшей в себе наряду с прогрессивными приемами, ускоряющими и удешевляющими процесс строительства, некоторое снижение качества художественной выразительности. Однако цветовое решение и исполнение отдельных панно говорят нам о высоком мастерстве строителей, воздвигших это великолепное здание. Планировка его повторяет общую композицию медресе Улугбека, однако в деталях есть отличие. Особый интерес представляет тимпан над большой портальной аркой. Тигр золотисто-охристого цвета устремляется за белой ланью. Солнце изображено в форме белого диска, с раскосыми миндалевидными глазами. Лик его окаймлен золотистым сиянием. Вся композиция расположена на синем фоне со спиралеобразными побегами бирюзовых и золотистых тонов с разбросанными по полю белыми цветами. Запоминающийся рисунок тимпана и определил название медресе Шер-Дор, что означает "Украшенное тиграми".
Закончив строительство медресе Шер-Дор, Ялангтуш-Бахадур десятью годами позже начал сооружение медресе-мечети, которое в дальнейшем получило название Тилля-Кари. Оно строилось не менее 14-15 лет. Сооружением Тилля-Кари окончательно сформировался замечательный ансамбль Регистана. Чтобы достигнуть единства и цельности всех сооружений площади, зодчий подчинил архитектуру медресе Тилля-Кари уже существующим постройкам и растянул фасад таким образом, чтобы получилось зрительно замкнутое пространство. Такое решение мог предложить архитектор, обладающий большим мастерством. Казалось, что мечеть должна была бы занять центральное место в общей композиции медресе-мечети, но зодчий не пошел на создание еще одного центра на симметричной площади. Архитектура фасадной части Тилля-Кари воспринимается как достойный фон двум расположенным друг против друга медресе. Мечеть композиционно сбита с главной оси и расположена с западной стороны замкнутого двора с худжрами в один этаж. Главный фасад решен в два этажа, что помогает уравновесить большие по объему здания медресе Улугбека и Шер-Дор.
Между медресе Шер-Дор и Тилля-Кори располагается монументальное мраморное надгробие - Дахма Шейбанидов, свое время установленная над семейной усыпальницей первой узбекской династии XVI столетия.
В 1875 году, площадь была приведена в порядок, выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города. В 1918 году, после установления Советской власти в Самарканде, деятельность медресе, как духовных школ, была прекращена. Через год снесены лавки.
В настоящее время раз в два года в Самарканде на площади Регистан проводится фестиваль восточных мелодий "Шарк тароналлари" ("Мелодии Востока"), на который съезжаются музыкальные коллективы Азии.
Регистан следует посетить, как минимум, дважды. Один раз - днём. А другой - вечером, когда в летнее время, под великолепно подобранную свето - звуковую панораму, можно послушать историю города, которая рассказывается тремя медресе.
Изучая архитектуру, искусство и труды ученых давних времен, понимаешь, насколько талантливы и мудры были наши предки. Ведь создавали уникальные произведения, которые до сих пор приводят в восторг современный мир.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.