История Никитского храма
07 грудня 2012, 14:24
История Никитского храма
Одна из достопримечательностей Большой Ялты - Храм Преображения Господня в Никитском ботаническом саду. Причем не каждый, спешащий в сад насладится творениями флоры, обращает внимание на это интересное здание.
С момента закладки сада в 1812 году ученые-садоводы, рабочие и студенты училища садоводства и виноградарства за медицинской и духовной помощью ездили в Ялту. Как-то все руки не доходили у руководства до решения этой проблемы.
Все изменилось в 1881 году с приходом на пост директора сада Александра Ивановича Базарова (1845—1907). Сын протоиерея и духовника особ царствующего дома, настоятеля русских Православных церквей во Франкфурте и Штутгарте, автора «Библейской истории» Иоанна Иоанновича Базарова, сам с отличием окончивший Петербургскую семинарию, был прекрасным ученым и организатором и при этом набожным человеком.
Он обращается в городские власти с инициативой постройки церкви, больницы и помещения для жилища преподавателей. В июле 1882 года разрешение на строительство двухэтажного здания было получено. Разработку проекта поручили главному архитектору Ялты - Платону Теребневу (1841-1902).
При этом Базаров просил учесть следующее: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек. Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний... Больница должна представлять просторное помещение для 6 больных. Одну или две койки поместить в отдельной комнате на случай опасных или заразных болезней... Для квартиры преподавателя (имеется в виду священник - преподаватель Закона Божьего в училище) достаточно 3-х просторных комнат, передней и кухни...».
18 февраля 1883 года был готов проект и утверждена смета на сумму 20494 рубля
Почти через год, 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения, состоялась торжественная закладка храма. Преосвященный Гермоген, епископ Таврический и Симферопольский, отслужил Божественную Литургию. В основание фундамента заложили памятную доску с надписью: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра III заложено здание сие с церковью Преображения Господня. При Министре Государственного Имущества М.Н. Островском, Директоре Департамента земледелия и Сельской Промышленности М.Н. Раевском, Директоре Императорского Никитского сада А.И. Базарове благословением Преосвященного Гермогена, Епископа Таврического и Симферопольского, тщанием Гражданского инженера П.К. Теребенева сего 1884 года марта в 25 день. Аминь".
Так как финансирование работ было нестабильным, строительство затянулось. Только 19 сентября 1885 года был установлен крест, а к концу года закончены росписи в алтаре и на фасаде здания.
1 января 1885 года в храм доставили 11 икон, расписанных одним из лучших выпускников Императорской Академии Художеств - Ефремом Годуном (1825—1891). А Святейший Синод передал будущей церкви книги: Евангелие в бархатном переплете с золотым тиснением и с застежками, Апостол, Ирмологий простой, Канонник, Минею месячную и другие, всего 17 наименований.
5 января 1887 года храм освящает настоятель Ливадийский церквей архимандрит Епифаний во имя Преображения Господня.
Построенное здание представляло собой просторную однонефную базилику, с северо-западной стороны к ней примыкал вестибюль, внутри которого располагалась лестница, ведущая на второй этаж, в церковь. На первом этаже устроили больницу, а квартиру священника пристроили к алтарной стене в виде одноэтажного выступа с балконом. В целом план здания представлял собой удлиненный четырехконечный крест. Над парадным крыльцом, ведущим в вестибюль, расположили небольшую звонницу с двускатной крышей и крестом, венчающим главку-маковку. Над вестибюлем на барабане, украшенном кокошниками, возвышался небольшой купол с восьмиконечным крестом. Большие арочные окна были оформлены каменными наличниками из широких лучей, заканчивающихся с двух сторон резными по камню равноконечными крестами. Между окнами были устроены неглубокие ниши, в которых находились узорные чугунные кресты, один из них обнаружили в 1993 году, когда стены здания освобождали от разросшегося плюща.
В стенах вестибюля на втором этаже прорезали окна меньших размеров, их украсили наличниками-кокошниками, а на первом этаже - прямоугольные окна с наличниками из чередующихся кирпичных и белых лучей. С двух сторон от входа в неглубоких нишах на фресках изображены узорчатые византийские кресты, а над входом в круге - равноконечный крест
Летом 1887 года на колокольне были подняты 2 колокола, изготовленных на Московском колокольно-литейном заводе Финляндского.
В Никитском храме совершали молебны ко всем знаменательным датам в жизни Императорской семьи и в истории государства. Здесь молились о здравии Государей Императоров, о спасении русских воинов и о помощи им в сражениях во время ведения войн, об укреплении могущества России. Именно здесь в сентябре 1912 году начались мероприятия по празднованию 100-летия Сада.
После революции Никитский ботанический сад был преобразован в «Совхоз Никитский ботанический сад». Храм закрыт, купол и звонница разрушены, кресты и колокола сброшены.
В течение долгих лет здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, Дом культуры с кинотеатром в бывшей церкви. Не сохранились ни внутренние росписи, ни иконостас, ни иконы. Прекрасный зал с большими окнами и хорошей акустикой превратили в темное помещение: заложили окна, уменьшили высоту потолка искусственными плитами, которые поглощали все звуки. Внешние стены густо заплел крымский плющ. Когда в 80-х годах здание стало разрушаться, его превратили в склад, куда свозили всякий ненужный хлам. Уже мало кто помнил, что здесь раньше был храм.
В 1991 году по инициативе жителей Никиты и Свято-Преображенской общины Украинской Православной Церкви Московского Патриархата были начаты работы по восстановлению храма. Над храмом установили крест, вновь построили звонницу, на которую подняли колокол. И в апреле 1993 года была отслужена первая Божественная Литургия.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.