Ненужное прошлое. Репортаж из Чернигова

20 серпня 2013, 18:52
Власник сторінки
инженер-технолог пищевых производств, товаровед продовольственных товаров, кандидат технических наук
Ненужное прошлое. Репортаж из Чернигова

Ненужное прошлое. Репортаж из Чернигова

НЕНУЖНОЕ ПРОШЛОЕ.
Черниговский репортаж

Я родом из старинного княжеского города Чернигова, чьим пограничным городком была когда-то Москва. В 1958 окончил Черниговскую среднюю школу №3. С тех пор мы, одноклассники, каждые 5 лет собираемся отметить окончание школы. К сожалению, в 1974 я навсегда покинул Чернигов. Вначале – поступил в аспирантуру Львовского торгово-экономического института. В ходе работы над диссертацией, сделал изобретения, которые дали возможность внедрять на Экспериментальном заводе Всесоюзного научно-исследовательского института мясной промышленности (там делали консервы для космонавтов) и на Раменском мясоперерабатывающем предприятии Кремлёвского РайПО. После окончания аспирантуры меня должны были распределить на Раменское МПП. Однако, из-за конфликта с Министром Мясной промышленности Антоновым, запретившим внедрение моих разработок, передал их югославам, чехам и полякам. За это был сослан обратно во Львов без права на защиту диссертации, на получение жилья(кроме койки в студенческом общежитии), на повышение, перевод или увольнение. Так прошло 10 лет и лишь в разгар перестройки разрешили защитить диссертацию и дали возможность внедрять свои изобретения и разработки по всему Союзу - от Калининграда до Петропавловск-Камчатского. Вот только из Черниговщины заявок на внедрение моих разработок не было и первый раз я появился в Чернигове уже пенсионером в 2005, когда отмечали 40-летие со дня окончания института в Киеве и недельку после этого я отдыхал у своего институтского побратима, Бори Пионтковского, живущего в Чернигове.
С тех пор стал приезжать в Чернигов на 45 и 50-летие со дня окончания школы и 45-летие с дня окончания института. Вот и в этом году в августе поехал отмечать 55-летие со дня окончания школы.
Но целью поездки была не только встреча с одноклассниками и нестареющей классной руководительницей, которую мы, любя, называли «мамочкой-дюймовочкой». Хотелось посмотреть, что стало с домом Вербицкого( автора первых слов нашего гимна), где проходило моё детство. Хотелось поклониться могилке моей бабушки Евгении Львовны Кулишовой-Вербицкой-Савенко – внучки Пантелеймона Кулиша, невестки Николая Вербицкого, свояченицы Николая Вороного. Она умерла в Новгород-Северской богадельне в 1962. Я в это время был на производственной практике в Черновцах. Писал бабушке раз в неделю письма, не ожидая ответа – она не писала из-за плохого зрения. Так что не знал о том, что у неё случился диабетический криз и её забрали в больницу. Когда её подлечили, оказалось, что забирать её из больницы некуда и некому. Жила она только со мной. Я же был на практике в другом конце Украины и никто не знал моего адреса, чтобы вызвать. Её дочь, мою мать, расстреляли полицаи из Волынского сичевого куреня в 1941. Сын исчез в Гулаге в 1951. Падчерица, живущая в Чернигове на Пяти Углах, как раз сама заболела. Вот её родной брат Кулишов и отвёз «Скорой помощью» в Новогород-Северскую богадельню, где как раз было свободное место. Когда я приехал с практики и попробовал её забрать, главврач богадельни отказал это сделать, так как в городе не было второй машины «Скорой помощи», а единственную отправить в Чернигов не имели права. Так и умерла она там через 2 месяца. Когда вернулся в Чернигов после института, поставил, как она просила, на могилке крест и простую железную ограду, чтобы над её прахом ничего не нависало и не давило. Бывая в Чернигове, ездил к ней. Вот только бывал там редко…
Эта поездка на 55 юбилей была поездкой в прошлое. В Прошлое, которое никому, кажется, уже не нужно. Этот 55-й выпускной, наверное, уже последний. В марте скончался наш лидер выпуска, литератор Слава Хрыкин, организовывавший всегда наши юбилейные встречи. Теперь собирать нас будет некому. Нет другого такого авторитетного, которого бы слушали все…
Собрался у школы весь наш выпуск. Сравните фото 1958 и нынешнее. Было больше 190 человек, сейчас пришли каких-то 21. В школьном актовом зале мы почтили память Славы. Сказали о нём много добрых и светлых слов. Я показал свою книгу воспоминаний, которую он обещал отредактировать и согласовать с одноклассниками. А затем пошли в знаменитый ресторан «Блюз» неподалеку от реки Десны. Тут уже ничего не вспоминали, а просто пили и закусывали. Закуски были разнообразнейшие, выполненные в виде цветов. Только ягодками из тех цветов было то, что все 7 приезжих – отравились. Не по нашим желудкам оказалась та ресторанная Черниговская пища. На следующий день собрались у старосты соседнего класса Раи Рыбаченко уже не 21, а 14 человек. И опять были не воспоминания, а обычная пьянка. Прошлое, почему-то никому не захотелось вспоминать. Видимо, слишком контрастировало с нынешним…
На следующий день уже сам-один пошёл к любимой классной руководительнице Кларе Ильиничне Калите. Мне ведь родителей заменила бабушка, а она в школе была мне второй мамой. Она не пошла на юбилей, так как не хотела там быть музейным экспонатом. Какой там экспонат. Сравните её нынешнее лицо с нынешними лицами моих одноклассниц. Большинство проигрывает! Проговорили целый день. Она вспоминала своё детство, юность, замужество, наш класс. Она ведь училась в Черниговском пединституте у моего отца, так что хорошо знала и его, и мою мать, и мою мачеху, и мою бабушку-маму. Я рассказывал о своих поездках по Союзу, о своих конфликтах с Антоновым и Цвигуном( зам.Андропова).Она подробно рассказывала о том, как жили мои одноклассники, которых давно уже нет. О моей школьной Любви -Зое Ермак, с внучкой которой я сейчас пишу сказки( она замечательно рисует. Люди и звери на её рисунках, кажется, вот-вот заговорят). О моём побратиме Валере Панченко, о Славе Хрыкине. Так светло и тепло на душе стало после посещения «мамочки-дюймовочки»…
С лёгкой душой поехал в Новгород-Северский поклониться могилке бабушки. С 2005 года за нею по моей просьбе ухаживал гл.научный специалист музея «Слово о полку Игоревом» Виктор Иванович Халиман. Этой весною он умер. Мне нужно было найти такого же бескорыстного энтузиаста, чтобы он продолжал ухаживать за могилкой. Я перед отъездом со Львова обратился в Н-Северскую алминистрацию. Там обещали помочь. Но когда приехал в Н-Северский, в помещении администрации было пусто. Кто в отпуске, кто в командировке. Решил, попросить монахов монастыря возле «Слова о Полку Игореве». Ведь это они заняли богадельню, в которой умерла моя бабушка. Захожу в монастырь. Беру у монашки листочки и заношу 20 имён, начиная с бабушки « за упокой» и 20 имён близких и одноклассников « за здравие». Протягиваю монашке. Спрашиваю, что нужно от меня. Она молча протягивает прейскурант, а там за каждое имя от 50 до 200 гривен! У меня в кармане 250, при этом на обратный билет нужно 43 грн. После таких цен об уходе за могилкой не стал и заикаться. На тысячи, которые они сдерут, у меня пенсии не хватит! Пошёл на кладбище. На выходе из храма туалет, такой, как когда-то был у нашей школы. Без удобств. У дверей ящичек с надписью – туалет платный. Цена 1 грн. Это ж надо, даже на дерьме наживаются «святые» храмовники!
Могилку бабушки нашёл сразу. На ней ни одного сорняка. Чувствуется чья-то заботливая рука. Как узнал позднее, за нею ухаживает заместитель директора музея «Слово о Полку Игореве» Елена Петровна Радченко. Жаль, что я не знал этого во время пребывания в Новгород-Северском и не смог поблагодарить её за доброе дело…
По дороге на автобус в Чернигов, зашёл в гимназию им.Ушинского, где учился бабушкин дед – Пантелеймон Кулиш. Передал дежурной для школьной библиотеки два экземпляра своей последней книги «Тайны наших гимнов», посвящённой бабушке. Думаю, гимназисты, прочитавшие книгу, найдут бабушкину могилку (кладбище неподалеку от гимназии) и поклонятся ей…
По дороге в центре города обрадовал щит у милиции – «Криминал. Обязанность. Право». Не мой ли любимчик парламентарий Юрочка Мирошниченко автор этого слогана?
В Чернигове осталось незавершённым ещё одно дело. Я обещал Леночке Малышко помочь ведущей Черниовкого ТВ Свете Шеремет сделать репортаж о моём прадеде Николае Вербицком, авторе «Ще не вмерлы Украины ни слава, ни воля, ще нам браття молодии усмихнеться доля» и о доме Кулишей, который её прабабушка, жена коллежского ассесора Вера Яковлевна Березовская продала моей прабабушке Евгении Ивановне Кулишовой. В этом доме, после возвращения из ссылки, не раз бывал Николай Андреевич, а его сын- Николай Николаевич здесь просил руки моей бабушки у её родителей. От того старинного дома Березовских-Кулишей в прежнем виде осталась только бабушкина квартира, где сейчас живёт моя бывшая жена. В квартирах бабушкиной сестры Нюси и золовки Татьяны теперь живут совсем чужие люди, полностью переделавшие своё жильё. Да и мой брат Володя ухитрился поставить в своей квартире пластиковые рамы. Так что я посоветовал Свете сделать репортаж не о доме Кулишей, где только бывал Вербицкий, а о его доме. На свою голову посоветовал. Давайте пройдём тем путём, которым шёл и я, возвращаясь в прошлое. Начинал я тот путь с могилы Афанасия Марковича, старшего побратима Николая Вербицкого. У этой могилки, я когда-то в далёком 1959 приносил присягу Рода. Клялся служить Людям, а не власти, быть верным Родине, а не Государству. Донести память о предках последующему поколению. Клятву я эту сдержал. Вот только нет теперь той Родины, да и могилка другая…
Показал им овраг, образовавшийся в 1922 на месте разрытого захоронения Вербицких. Показал могилку его побратима - писателя Афанасия Марковича (Марко Вовчок) у которой в 18 лет приносил присягу Роду) Сравните старую и новую могилки Марковича. Затем пошли к монументу Славы, откуда открывается вид на Лесковицу. Если смотреть прямо - под Еецким монастырём прячется в саду дом Кулишей, а справа в конце Лесковицкой - дом Вербицких. Обратите внимание - справа от лестницы виден так и не работающий фонтан с бассейном без воды. Так помнят о погибших левые, которые у власти в Чернигове…
Пошли дорогой в выбоинах к дому Вербицких. Как видите, дороги у левых ничем уже не отличаются от львовских дорог, где при власти правая «Свобода». Раньше улица Лесковицкая упиралась прямо в усадьбу Вербицких, теперь упирается в усадьбу какого-то пана, оттяпавшего у Вербицких часть сада и поставившего там пивные павильоны. Сравните, дом Вербицких моей юности и нынешний. Телеоператор лезет на забор, чтобы снять мемориальную доску на доме, загороженном от всех коммунальными службами. Это проход к её калитке. Всё остальное место в когда-то огромном саду - местная, левая, власть продала новым панам. Что же, и при Совеской власти «уплотняли» Вербицких, но земли у них не крали. Это делает нынешняя,незалежная от нас власть…
Затем Елена Малышко, которая сейчас глава Черниговского дворянского собрания , повезла всех нас в дом дворянского собрания в старом Белоусе, который она выкупила в прошлом году. Там ещё только начат ремонт. Это мы сидим в гостиной. Я рядом с племянником Гошей - младшим сыном младшей сестры Лены Вербицкой(Орешко), рядом побратим Боря Пионтковский, рядом с ним моя бывшая жена, рядом зав. ст.Белоуской библиотеки, затем глава дворянского собрания Елена Малышко(Березовская) и зав. отделом культуры Черниговского района. Посадил на память перед домом в этом цветнике пару саженцев Гумми Галатовича, пару айвы японской и фундука. Вот только с тех пор там никого не было, а дожди не шли. Так что всё может погибнуть без полива. Правда, Галатович утверждает, что если при тёплой погоде пойдёт хоть один дождь- его саженцы обязательно оживут..,
Вообще-то я крайне враждебно отношусь к дворянам и горжусь тем, что я не дворянин. Ведь каждый мальчик - дворянин в день своего совершеннолетия давал клятву верно служить, и если нужно, жизнь отдать за «Бога, Царя и Отечество». В феврале 1917 столбовые дворяне из руководства Думы во главе с украинским дворянином Родзянко, потребовали от Николая 2 отречься от престола. То есть, предали царя. Затем предали и Отечество. Ведь 70% высшего руководства Красной армии, все эти Каменевы, Брусиловы,Бонч-Бруевичи, Тухачевские- составляли столбовые дворяне,В это же время 60% элиты Белой гвардии, начиная от генералов Юденича и Деникина, составляли потомки крепостных и разночинцы! А затем предали и Бога. Так что я отказался вступить в дворянское собрание. Но я уважаю Леночкино подвижничество – вернуть нам дворянскую культуру и возвышенность чувств. Только вот кому в нынешнем спивающемся и разваливающемся селе нужны эти возвышенные чувства. В Старо Белоуском сельсовете относятся к Леночкиным идеям враждебно. Ведь она хочет сделать статус заповедника для земель Березовских. А это сколько тысяч гривен взяток не получит председатель сельсовета!
Вернулся в чужой Львов со злыми и крикливыми пассажирами в маршрутках, с искалеченным отфарионенным украинским языком, так не похожим на наш родной язык Ивана Нечуй-Левицкого. С его мэром, получающим зарплату одна гривна в год и при этом, говорят, за время каденции, ставшим из миллионера миллиардером. Со всем тем, что характеризует сегодняшний день. День, в котором не нужно прошлое! Ведь живём мы так, как написано на щите в Новгород-Северском

К.т.н.Сиротенко(Вербицкий)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости Украины
ТЕГИ: Чернигов,школа,юность
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.