О системных изъянах украинского образования.
Сразу предупреждаю, что данная статья очень субъективна и
на полноту выборки не претендует. Это взгляд извне, и, дорогой читатель,
раз вы просматриваете её здесь, на этом сайте, значит, к вам это не
вполне относится.
А начну я с того, что уже много лет подряд
коллекционирую местные и новые слова, циркулирующие по Харькову. Где
лучше всего их собирать? На базаре и у таксистов. Так вот, в машине с
шашечками я и услышал такую фразу, когда речь зашла о языковом
законодательстве: «В нашем городе никто на мову не перейдёт ни дома, ни
на работе. Только всякая вузота у себя в национальных порно-мазохистских
академиях будет из трусов выпрыгивать перед бандеровцами. Там много
ненаших и бывших наших, потому и питомники упоротых».
Раньше люди, если хотели себя отделить от той
категории населения, которая в самом большом провинциальном городе
Европы весьма даже многочисленна, говорили «профессура», «доцентура» или
называли конкретные вузы — «универовские», «хапэёвые», «хировые».
Теперь вот — «вузота». Понятно, что слово «школота» вошло в оборот
раньше и появилось не в Харькове, и этот неологизм создан на его основе.
Но почему он появился именно сейчас и именно здесь (мои иногородние
товарищи в разных точках русскоязычного ареала услышали его впервые от
меня)?
Историки школы «Анналов» отметили, что в разные эпохи
существовали очаги коллективного помешательства — вокруг какой-либо
церкви, города или странствующего проповедника. Вдруг ещё недавно
здоровые люди начинали скакать, громить всё подряд и орать то, что ни
до, ни после этого всплеска они никогда бы не позволили себе.
В Харькове всё как всегда: агрессивных приезжих и их
коллаборантов немного, но их очень даже слышно; большинство — против, но
лениво против. А говорить в СМИ будут о тех самых лицах нетрадиционной
политической ориентации, которые маршируют по улицам, проводят форумы и
презирают местных политнатуралов. Просто потому, что другим проявлять
себя небезопасно, все под уголовными делами ходят, включая мэра Кернеса.
Например, увлечение украинством в многонациональном
русскоязычном Харькове. В советское время эти настроения были
локализованы в своеобразных «очагах украинской культуры» (профильные
вузовские кафедры, редакции газет и радио и т. п.). Там эта публика
культивировала свою исключительность и желание навязать свою субкультуру
«несознательному» населению.
Именно обитатели этих национальных заповедников —
«очагов украинской культуры», а также не вписавшиеся в городскую
культуру галицкие диаспоры и составили костяк «свидомитов», нарастивший с
провозглашением независимости «мясо» из конформистов вузовского и
чиновного происхождения.
Эта публика за два с половиной десятилетия
независимости хотя и несколько увеличилась количественно, но так и не
стала доминирующей в местных элитах. Более того, после прихода к власти
Ющенко она стала восприниматься автохтонным населением не равнодушно и с
насмешкой, как ранее, а в качестве коллаборационистов, насильственно
навязывающих чуждые ценности и угрожающих его самобытности и внутреннему
миру. А ещё через неё можно было грант урвать от Сороса или, например,
от голландского посольства.
Ни в 2004 году, ни в 2013-2014 гг. ни одна
общественная организация, существующая на иностранные гранты, не
поддерживала власть в центре и на местах. В лучшем случае,
отмалчивались. Почему так произошло? В Киеве управление этими потоками
захватили галичане, и они подобрали себе наиболее податливых харьковчан,
которые с годами стали идейными бандеровцами. Такой же процесс
происходил и во многих местных СМИ, имевших выходы на Киев.
Отсутствием брезгливости к сервильности и
национализму славятся не только местные СМИ и грантоеды, но и прошедшие
украинизацию сотрудники гуманитарного образования. Они привыкли не
только к смене языка обучения, но и к изменению школьных и вузовских
программ в известном направлении. Например, в Харькове ни одного
публичного протеста на эту тему мне неизвестно ни до, ни, тем более,
после 2014 года.
Зато известно, сколько работников и выпускников
местных «вышей» крутилось на всяких майданах и попало в нацбаты.
Основатели «Азова» Билецкий и Однороженко закончили истфак местного
университета да и экс-губернатор Светличная тоже не в Коломые или
Тернополе училась. Вот что она заявила по поводу дня флага: «Харьковская
область — тот регион, который получил право жить под сине-жёлтым
флагом. Быть частью Украины». Как это напоминает заклинания иных
переехавших в Москву хабалок, объясняющих оставшимся дома, что «Россию
нужно заслужить! А вы не так встали, котики»!
Ректор университета искусств им. Котляревского,
народная артистка Татьяна Веркина никогда не была замечена ни в
национализме, ни в русофобии. Более того, была Татьяна Борисовна в
друзьях у покойного Евгения Кушнарёва когда-то. И вдруг в 2014 году она с
надрывом стала клеймить «агрессора» и подписывать на эту тему своих
подчинённых. Ректор университета Виль Бакиров, которого в 2005 году
травили «нацики»м, теперь заделался апологетом ксенофобского (если не
сказать — этноцидного) закона об образовании.
Как и когда завонялось болото? В чём же причины,
кроме допуска к распределению грантов, участие в которых делает людей
куда более свободными материально, чем живущие на украинские вузовские
ставки преподаватели. Их несколько, и они не сводятся к обнищанию,
идущем рука об руку с неприкрытой коррупцией.
И первая — статус «ниже плинтуса» у профессуры и
доцентуры, сложившийся в 90-е. Эту публику с 1998 года перестали
избирать куда-либо, чего не было в наших краях с 1871 года. Даже ранние
большевики, считавшие «очкариков» классово чуждым элементом до такого не
доходили. Непосредственно киевское подчинение вузов обособило их
работников от жизни города и области, разве что ректоров как-то
подключали к ней. И в этом существенное отличие вузовских от тех же
учителей или коммунальщиков.
А из него следует общение по горизонтали — с
коллегами из Львова и Киева. Командировки в страны ЕС и США стали куда
более частыми, чем в Россию, но это тема отдельного разговора, и до 2014
года никаких препятствий для этого с украинской стороны не было. И тем
не менее…
В
вузах страны, даже харьковских и одесских, выросло поколение
преподавателей, не умеющих или разучившихся читать лекции по-русски.
Когда я задал вопрос одной такой даме-доценту, она сказала: «А я уже не
представляю себе своего предмета на русском языке». Замечу, что сама она
националисткой не является, бандеровщину презирает по сей день и
голосовала тогда за Партию регионов. Для таких, как она, есть один
выход, ею же самой и подсказанный: «Я бы с удовольствием прошла бы в
России курсы и почитала бы лекции по обмену в любом из ближайших
областных центров». Ни ей, ни мне, увы, не известно ни в прошлом, ни тем
более в настоящем ни одной широкой программы по обменам между вузами
сопредельных областей, и зачастую попасть по обмену в Америку или Европу
молодым учёным и преподавателям, несмотря на визовый режим и
дороговизну из-за курса гривны, гораздо проще, чем в Белгород и Воронеж.
Если не понять серьёзность проблемы и не остановить
маргинализацию русскоязычных интеллектуалов, то очень скоро получится
следующее, о чем писал почти 140 лет назад великий русский историк
Сергей Соловьев: «…священника не стали призывать в гости для беседы в
порядочные дома: с ним сидеть нельзя, от него пахнет, с ним говорить
нельзя, он говорит по-семинарски. И священник одичал: стал бояться
порядочных домов, порядочно одетых людей; прибежит с крестом и
дожидается в передней, пока доложат; потом войдёт в первую после
передней комнату, пропоёт, схватит деньги и бежит, а лакеи уже несут
курение, несут тряпки: он оставил дурной запах, он наследил, потому что
ходит без калош; лакеи смеются, барскиe дети смеются, а барин с барыней
серьёзно раcсуждают, что какие-де наши попы, как-де они унижают
религию!». Замечу, что сам Сергей Михайлович был поповским сыном, не
являлся ни либералом, ни атеистом и воспитал сына-философа и императора
Александра ІІІ.
Вот так российское духовенство превратилось в глазах
остальных сословий в «поповщину», а профессура и доцентура полтора века
спустя стала в Украине «вузотой». То есть чем-то неуважаемым и чуждым
тем, кто не работает в «вышах».
P. S. Ещё раз повторяю, что заметки эти глубоко
субъективны, не изнутри системы, и поэтому прошу не считать их
социологическим исследованием. Это просто гипотеза, которая требует
дальнейшего подтверждения или опровержения.
Таймер
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.