Власник сторінки
совладелица фейсбук-страницы, экономист-психолог-коммуникатор
В журнале Корреспондент: Формула фейсбук-выборов с коэффициентом бесполезного действия — под микроскопом
Еще не остыл последний заполненный бюллетень, до оглашения официальных результатов местных выборов в Украине еще несколько дней, а политики уже наперебой рапортуют о своих победах.
И пока избиратели разрывались между разочарованием и надеждой на лучшее, страхом заразиться вирусом и своим долгом проголосовать, наше вроде бы общественное мнение старательно формировали в социальных сетях с помощью политической рекламы и продавали диванным экспертам. Дорого. Быстро. Без гарантий.
В реальной жизни уже вторые выборы в Украине дают неожиданный результат. На этот раз, судя по происходящему в соцсетях, победила правящая партия. А если выйти на улицу, то там происходит реванш «крепких хозяйственников».
Почему это происходит?
Напомню, что количество пользователей соцсетей в Украине резко рвануло вверх с 2017 года. Как раз накануне того момента, когда рейтинги предыдущей правящей верхушки сильно пошатнулись. Показательным примером стал Фейсбук. Было 8 млн пользователей FB — и вдруг их стало больше 13 млн. И хороший кусок этого населения — боты, то есть аккаунты несуществующих персонажей. За предыдущий год в Украине обнаружено и закрыто множество ботоферм из сотен и тысяч безымянных пользователей соцсетей, которые активно влияли на ленту новостей. Но радикально это ничего не поменяло.
Как это работает? Фейсбук, как и любая другая социальная сеть, имеет свои алгоритмы работы. Из безобидной открытой площадки для общения друзей и родственников соцсеть стала машиной по зарабатыванию денег на нашем внимании. Она отслеживает, анализирует и записывает наше поведение и реакции. Чем больше информации пользователь выдает в соцсеть о своих предпочтениях, тем меньше всего остального он будет видеть у себя в информационной ленте.
По такому же принципу вокруг каждого пользователя формируется онлайн-пузырь единомышленников. В результате пользователь сети даже не подозревает, что есть люди, мыслящие иначе. Или подозревает, но никогда с инакомыслящими не пересекается. Или пересекался раньше, но быстро прекратил с ними общение, так как Фейсбук заботливо убрал их из поля зрения и из ленты новостей.
Комфортно? Да. Но это подменяет реальность декорациями.
Как это проверить?
Ярким проявлением вот этого мыльного пузыря для меня стала политическая реклама в Фейсбуке в предвыборные недели. Я давно минимизировала информацию о своих предпочтениях в соцсетях и регулярно ее удаляю, поэтому попала под перекрестный огонь абсолютно всех политсил.
Чем и воспользовалась — ныряла в информацию о каждой рекламной публикации, изучала сведения о рекламодателе и раздел «почему я это вижу».
Что я нашла?
Большинство политической рекламы было нацелено на самый широкий спектр пользователей — 18-65 лет, мужчины и женщины, проживающие в Украине, в Киеве (нужное подчеркнуть).
Там же, в настройках публикации, можно посмотреть все рекламные бюджеты и все рекламные кампании (активные и нет) нужной страницы, суммы, плательщиков и т. д.
Такая информация в Фейсбуке стала обязательной и доступной публично после скандалов и судебных разбирательств, связанных с вмешательством крупных ботоферм в выборы президента США.
Кому это надо?
Например, основными соперниками в соцсетях в борьбе за кресло столичного мэра были Виталий Кличко и Ирина Верещук. В реальной жизни ими оказались Кличко и Александр Попов. Как шутили журналисты: стеклянный мост и флагшток против шести станций метро, дорог и Дарницкого моста.
У Кличко создано больше 10 страниц, по одной для каждого района Киева и три основные, официальные, общие. Бюджет одной из них по Днепровскому району Киева за последний год составила $2.700, за последний месяц — $1.400. Эту скромную сумму смело умножаем на количество страниц и получаем приблизительные затраты только на фейсбук-рекламу. Плюс борды, газеты, волонтеры в палатках и публикации в СМИ.
У Попова создана одна страница. Ее бюджет за последний год составил $8.500, за последний месяц — $4.500. И тоже борды, газеты, волонтеры, СМИ, но на порядок меньше, чем у конкурента.
Пожалуй, больше всего меня удивила сумма рекламной кампания партии Шария, малоизвестного персонажа в реальной жизни, но популярного блогера в соцсетях. За последний год в Фейсбуке на него была потрачена колоссальная сумма — $110 тыс. (это эквивалент 3 млн грн).
Что ж, в конце первой декады ноября можно будет сравнить все эти затраты с полученным реальным результатом и вывести КПД по каждому из политических проектов. Впрочем, прямая политреклама в соцсетях — лишь верхушка айсберга. Куда большие суммы платят на круг предводителям ботоферм, инфлюэнсерам и райтерам, которые готовят контент. Тем не менее с большой долей вероятности можно предположить, что соотношения между полными объемами затрат конкретных персонажей на их кампании будут схожими с тем, что происходит в прямой политической рекламе.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.