Уголовное дело против Ширяева, как еще одно подтверждение проблем в сфере права

20 січня 2020, 12:00
Власник сторінки
журналист-правозащитник
9
Уголовное дело против Ширяева, как еще одно подтверждение проблем в сфере права

Резонансное дело против Олега Ширяева оказалось бесперспективным, а сторона обвинения использовала фальсификации, которые могут быть использованы против нее.

Вряд ли кого-то удивят слова, что правоохранительные органы зачастую «шьют» уголовные дела из ничего и не боятся идти на сомнительные шаги, которые очень похожи на банальную фальсификацию. В тандеме с ними «трудятся» и судьи, которые сходу поддерживают сторону обвинения и смело выбирают в качестве меры пресечения задержание под стражей по соответствующему запросу. А дальше обвинители лишь топчутся на месте, срок давности заканчивается, а они пытаются продлить время пребывания подозреваемого в неволе.

Подобному порой не мешает даже широкий общественный резонанс и интерес к расследованию со стороны прессы и простых украинцев. Далеко искать примеры не нужно. Подтверждением проблем правоохранительной и судебной системы является уголовное делопроизводство против активиста, основателя общественной организации «Схидный корпус», участника АТО, Олега Ширяева. Его адвокат Алексей Кучер, который осенью 2019 года был назначен губернатором Харьковской области, успел пролить свет на многие темные стороны этого дела. Разберемся во всех тонкостях и мы.


В чем обвиняют Ширяева: версия обвинения и самого активиста

Олег Ширяев оказался под стражей в начале осени 2018 года из-за подозрений в причастности к двум преступлениям. Так, якобы еще в конце 2015-го он участвовал в нападении на дом руководителей правоохранительных органов в Краснокутске. А уже в сентябре 2018 года, по версии обвинения, он был причастен к событиям с захватом элеватора в Змиевском районе (поселок Занки). Подробности по двум этим эпизодам сторона обвинения огласила в суде 14 сентября 2018 года, когда обвиняемому избиралась мера пресечения, и он был оставлен под стражей до внесения залога.


Вот прямая речь по поводу этих обвинений от самого Олега Ширяева:

«В 2015 году в Краснокутске я вместе с другими активистами участвовал в санкционированном митинге. Мы помогли разоблачить нечистоплотных полицейских, которые пытались скрыть истинные подробности убийства 15-летней девочки, выгородить преступников и обвинить невиновных.

В 2018 году я ни в каких рейдерских атаках или захватах не участвовал. Меня не было в Занках, когда случилась перестрелка и были ранены люди. Я действительно был в том месте накануне. Я общественный деятель, активист. У меня есть четкая позиция, что люди должны вникать во все проблемы своего региона. Я считаю своим долгом, реагировать на все важные события. Поэтому я была накануне в Занках на элеваторе. Тогда там была полиция и местные жители. Я посмотрел документы. Мне согласились их показать. Там имел место обычный хозяйственный спор, я не нашел там никакого захвата. Не было вообще никакой напряженной ситуации. Убедившись в этом я уехал.

Позже из СМИ, я узнал, что там случились «заварушки». Это было через 2-3 дня после моего визита. Но меня там не было. На следующий день после перестрелки я, как обычно, поехал на тренировку, и меня после нее арестовали. Я провел 2 месяца в СИЗО. Вышел под залог. Я в суде отстоял все свои права. Мне вернули загранпаспорт. У меня нет запрета на выезд из Украины. Я не ограничен ничем, кроме залога.

Сейчас дело на стадии ознакомления. Досудебное расследование окончено. Я на данный момент являюсь помощником адвоката. Попав в такую ситуацию, я сам решил разобраться по всем. В том числе на собственном деле, я оттачиваю свои юридические навыки».

Незаконное задержание, необоснованные подозрения и бесперспективные дела

Необоснованность обвинений начал доказывать и адвокат Алексей Кучер, который с 1 октября 2018 года принял защиту Ширяева. Практически тогда же, он сообщил, что в ходе первичного изучения всех материалов стало ясно: общественного активиста задержали незаконно, все подозрения не обоснованы и никаких перспектив у стороны обвинения нет. Кстати, первым подтверждением этому стал сам выход Олега Ширяева под залог 13 ноября. В украинских реалиях подобное является весомым признаком несостоятельности обвинительной позиции в деле.

Тогда же Кучер на своей странице в Facebook написал, что в делопроизводстве 2015 года предпринимается попытка поменять местами «зло» и «добро». Тогда Ширяев был чуть ли не героем, который разоблачил правоохранителей, оказавшихся причастными к изнасилованию и убийству девочки, пытавшихся скрыть это, а теперь те же полицейские вдруг стали свидетелями и потерпевшими.

По словам Олега Ширяева странно выглядит то, что обвиняемым стал лишь он сам, тогда как в митинге в Краснокутске участвовало много представителей разных общественных организаций. Защитник активиста подчеркивает, что показания свидетелей, взятые прямо в день задержания Ширяева (а такая оперативность выглядит подозрительно), очень противоречивы. Доказательств противоправных действий нет, сам митинг был санкционирован местными властями, а защита не отрицает факта участия в нем обвиняемого.

По событиям в 2018 году в Занках, следствие признает, что в день стрельбы Ширяева на месте происшествия не было. Доказательств причастности к случившемуся нет. Так, обвинение согласно, что подозреваемый никому не угрожал, не наносил телесных повреждений, не знаком с лицами, которые устроили стрельбу, и между ними не было никаких контактов. О каком руководстве и координировании тогда может идти речь, спрашивает Кучер.

Еще в ноябре 2018 года адвокат Ширяева сообщил, что его клиента уже три месяца не допрашивают и с ним никаких следственных действий не проводят. Резонанс по поводу задержания и обвинения создать удалось, но без каких-либо улик в Украине такое дело ни к чему не приведет.


Подозрения в фальсификациях

После выхода Ширяева на свободу его адвокат, фактически, перешел от защиты к нападению. Так, В январе 2019 года он сообщил в соцсетях, что якобы потерпевший в инциденте в Краснокутске экс-заместитель начальника отдела полиции Голубов либо в протоколе, либо в своей декларации сообщил недостоверные сведения, касающиеся предмета преступления — факта проживания в одном из домовладений.

На этом противоречия и недостоверные сведения от обвинения не закончились. Так, Кучеров сообщил, что следователь по делу Петров и прокурор Лазарев пропустили сроки досудебного расследования, отправив уведомления обвиняемому и его защитнику задними числами, что фактически является попыткой фальсификации.

Алексей Кучер сообщил, что эту информацию по делу Ширяева он уже передал в Государственное бюро расследований.

В таких обстоятельствах становится ясно, что дело против активиста действительно не имеет перспектив, а наказанными рискуют оказаться представители стороны обвинения, которые используют сомнительные методы работы. Вопросы тут в действительности другие: сколько подобных дел в Украине и Харькова всего и что делать, если у невиновного нет столь толкового адвоката, как у Олега Ширяева?

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.