Не вижу плана

15 липня 2019, 13:11
Власник сторінки
соучредитель Гуманитарной организации «Ответственные граждане»
3
Не вижу плана

В свежем номере журнала Корреспондент: Победа Владимира Зеленского на выборах президента Украины открывает окно возможностей для урегулирования конфликта на Донбассе. Но быстро и легко точно не будет


И виной тому не только позиция России, но и внутренние противоречия украинского общества


Если посмотреть на практически любую социологию с мнениями о конфликте, то можно увидеть, что граждане нашей страны редко бывают единодушны. Более того, сразу бросаются в глаза ощутимые региональные различия. Это, конечно, не просто деление на условные Запад и Восток. Наше общество более сложное и фрагментированное, чем было еще 10 лет назад. Тем не менее эти различия ощутимы и могут стать серьезным препятствием на пути к миру.

В экспертных обсуждениях часто звучит словосочетание «украинский план мира». Я тоже использую его регулярно. Основной посыл здесь в том, что за пять лет войны было множество предложений по решению конфликта от наших западных партнеров. Вот только те, что прочно вошли в обиход: «формула Штайнмайера», «план Мореля» или недавний «план Сайдика». Есть и менее известные, например, «дубайский пакет Курта Волкера». Но нет такого же устойчивого набора предложений, которые появились в результате обсуждений внутри нашей страны [на самом деле позиция Украины — выполнять Минские соглашения].

Может ли быть единый украинский план, если нет консенсуса внутри общества? Разные регионы нашей страны в разной мере страдают от войны и ее последствий. Международные гуманитарные организации используют выражение «2+3». Это Донецкая и Луганская — как непосредственно территория конфликта и прилегающие к ним Запорожская, Харьковская и Днепропетровская, которые являются второй линией. Именно эти регионы в большей степени, чем остальная страна, несут экономические и социальные издержки войны, и именно поэтому донорская помощь принимает их во внимание в первую очередь.

Это накладывает свой отпечаток и на то, как жители этих регионов видят выход из ситуации. Нужно ли заморозить конфликт, сконцентрироваться на развитии страны, а потом вернуть Донбасс по так называемому хорватскому сценарию? «Да» — считают жители запада страны, и «нет» — говорят жители востока. По мере удаления от зоны конфликта снижается готовность к компромиссам по ключевым вопросам, многие из которых составляют основу Минских соглашений. Особый статус для Донбасса, прямые переговоры с сепаратистами, амнистия для участников боевых действий, снятие торговой блокады с неподконтрольных территорий, будущее отношений с Россией — все эти вопросы дают очень ощутимую картину региональных различий. Радует лишь то, что вся страна едина в своем желании решать конфликт исключительно мирным, политико-дипломатическим путем.

Как добиться консенсуса, если традиционные политические инструменты плохо работают? Решать такие сложные вопросы и противоречия должны партии, которые представляют разны точки зрения. Но есть ли политические партии, которые в полной мере отражают чаяния жителей Восточной Украины? Не буду говорить за весь восток, но по Донбассу ответ: «нет». Недавно наша организация, Институт региональной политики, закончила исследование, которое называет Региональные элиты Донбасса. Среди прочего мы хотели узнать, есть ли политические акторы, которые представляют регион в национальной политике. Подавляющее большинство опрошенных ответили, что нет, отметив, что такая потребность есть, ведь война породила множество специфических проблем, требующих решения, а некоторые вопросы, которые были сложными и без войны из-за боевых действий, заиграли новыми красками.

Я убежден, что любой процесс нуждается в силе, которая будет его драйвером. Решение конфликта и последующая реинтеграция Донбасса — это тот процесс, за которым на данный момент не стоит никто, кто продвигал бы такую повестку. Кто поднимал бы острые вопросы, инициировал дискуссии, аргументировал и работал с возражениями, искал сторонников и предлагал варианты. Помните группу «еврооптимисты» в прошлом составе Рады? Мы для себя придумали термин «донбассооптимисты» и обнаружили, что их нет. 73% опрошенных нами в Донецкой области и 90% в Луганской сказали, что на данный момент идеи реинтеграции Донбасса и урегулирования конфликта на основе компромисса не продвигает ни одна из существующих политических сил.

Как найти выход из этой ситуации? У меня есть несколько рекомендаций.

1. Необходим общенациональный диалог и десятки площадок, на которых происходит дискуссия о будущем Донбасса. Эти разговоры должны включать разные точки зрения.

2. Нужно прилагать целенаправленные усилия для того, чтобы разъяснить людям те или иные нюансы мирного процесса.

3. В Донецкой и Луганской областях до сих пор не работают областные советы, а значит, региональная политика находится в замороженном состоянии и не выполняет свою функцию. Нужно перезапустить их и тоже превратить в инструмент для диалога.

И нам нужны «донбассооптимисты» как среди политиков, так и среди бизнеса и гражданского общества. Потому что именно мы отвечаем за формирование украинского плана по решению конфликта на Донбассе.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Россия,Украина,Донецк,Луганск,донбасс,минские договоренности
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.