Поучительная история предателя.
Это история взлета и падения борца за народное
дело и основателя первого профсоюза (Собрание русских
фабрично-заводских рабочих). История будет интересна не только для рабочих
АрселорМиттал Кривой Рог не только из-за совпадения имен или некоторого
внешнего сходства, но и по причине совпадения рода занятий – создали профсоюзы,
обещали бороться с фабрикантами, ринулись в политику, взяли деньги не у тех,
предали рабочих. Какая забавная штука история… Прямо мистика какая-то.
Поп Гапон был убит
своими сторонниками за предательство интересов рабочих. Собственно рабочие его
и повесили. Уверен, что сия чаша минует не менее амбициозного однофамильца.
За что убили Георгия Аполлоновича Гапона (попа Гапона)?
Факт№1. Весной 1906 года в одном из домов дачного
поселка Озерки, что вблизи Петербурга, нашли повешенного священника, которого
винили в Кровавом воскресенье.
ИЗ СВЯЩЕННИКОВ В
РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ?
О Кровавом
воскресенье, которое произошло в Петербурге 9 января 1905 года,
многое известно еще из школьной программы. Георгий Гапон - очень
популярный в ту пору деятель, создатель авторитетной организации под названием
Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга - стал инициатором
трагически закончившегося шествия к царю. Священник, который был во главе одной
из рабочих колонн, получил ранение возле Нарвской заставы. Из-под огня его
вытащил Петр Рутенберг, который спустя год с небольшим, вероятно,
участвовал в его убийстве.
После 9 января в
сознании Гапона произошел перелом. Если до этого дня он верил в царя, то теперь
под влиянием случившегося в столице расстрела написал листовку с призывом к
немедленному восстанию. Он сделал это в квартире знаменитого писателя
Максима Горького, который очень тепло встретил батюшку.
Вскоре Рутенберг отправил
Гапона в имение людей, сочувствовавших революционерам. Там отец Георгий должен
был дожидаться, когда его перебросят за рубеж. Однако по дороге священник
разминулся с проводниками, и ему пришлось переходить границу самостоятельно.
Вблизи городка Таураге в него стрелял пограничник, но Гапон ушел
невредимым.
ГЕРОЙ ЗАПАДНОЙ ПРЕССЫ
Георгий Гапон был
популярен среди осевших в Западной Европе российских революционеров
всех мастей. Даже Владимир Ленин, который не испытывал почтения к религии,
перед встречей с ним сильно волновался. Выступая затем на III съезде РСДРП,
Ленин охарактеризовал Гапона как «человека, безусловно, преданного революции,
инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выдержанного революционного
миросозерцания».
Но отец Георгий имел
успех не только в революционной среде. О нем стала писать и западная пресса.
Батюшка отлично смотрелся в роли преданного народу героя: красивый, обаятельный
мужчина, да и говорит хорошо.
Известность приносила
деньги: журналисты неплохо платили за интервью. И у служителя культа, выражаясь
современным языком, поехала крыша. В Петербурге Георгий Аполлонович был скромен
в быту, но за границей почувствовал вкус красивой жизни. Священник отметился
рядом романов со светскими львицами, стал наведываться в Монте-Карло.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ НЕВЕЖДА
Гапон, пока фартило,
ринулся в политику. Но служитель культа оказался абсолютно невежественным. Он
совершенно не разбирался в сути идеологических разногласий между оппозиционными
силами.
Священник решил
объединить всех эмигрантов, причем не только революционеров, но и либералов.
Понятное дело, вокруг себя: он всегда был достаточно честолюбивым. 24 апреля
1905 года Георгий Аполлонович созвал в Женеве конференцию, на которую
съехались представители одиннадцати партий. На ней приняли решение о создании
общего комитета, в задачу которого входило «революционное воспитание масс».
Гапона включили в состав.
Однако вскоре
авторитет отца Георгия в революционной среде стал стремительно падать.
Достаточно образованных по тем временам лидеров левых партий раздражала
политическая безграмотность батюшки, его чрезмерное стремление к лидерству. Да
и общаться с простыми рабочими священнику было гораздо проще, нежели с
«высокоумными интеллигентами».
ТРОЙНАЯ ИГРА
И тогда Гапон написал
письмо председателю Совета министров Сергею Витте, параллельно вступив в
контакт с департаментом полиции. Суть его предложений заключалась в следующем:
разрешить деятельность фактически разогнанного после 9 января Собрания русских
фабрично-заводских рабочих и использовать батюшку в качестве информатора.
Властей эта инициатива заинтересовала. Во многом потому, что собрание могло
стать противовесом нарождающимся профсоюзам, где имели влияние левые партии.
После Манифеста 17
октября 1905 года отец Георгий вернулся в Россию и стал вести даже не
двойную, а тройную игру. Перед властями выступал как «умиротворитель рабочих».
Перед революционерами позиционировал себя как радикал, который вынужден
скрывать свои истинные намерения. В пролетарской среде хотел быть своим в
доску. Однако и те, и другие, и третьи чувствовали неискренность батюшки,
теряли к нему доверие.
С появлением
Манифеста пресса получила некоторую свободу, и журналисты начали выкапывать
неприятные для Георгия Аполлоновича факты. В частности выяснилось, что батюшка
запускал руку в карман Собрания.
И тут Гапон решился
на неординарный шаг. Священник заявил Департаменту полиции, что его старый
знакомый эсер Петр Рутенберг готов за «адекватную сумму» сдать полиции боевую
организацию этой партии. Отметим, что тот не мог этого сделать даже при всем
желании: он не имел никакого отношения к боевикам. Получив согласие властей,
отец Георгий сделал соответствующее предложение Рутенбергу.
ПОВЕСИЛИ СТОРОННИКИ
Обстоятельства гибели
священника до сих пор окутаны тайной. Хотя полиция и возбудило уголовное дело,
обвинение в убийстве никому не предъявили. Итак, 28 марта 1906 года Гапон
выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге и не вернулся обратно. По
сведениям рабочих, он следовал на деловую встречу с представителем партии
эсеров. В середине апреля в газетах появилась информация, что священник задушен
веревкой и его труп висит на одной из пустующих дач под Петербургом. Вскоре эти
сообщения подтвердили официально.
Некоторые подробности
стали известны из публикаций в российской и зарубежной прессе, а также из
мемуарной литературы. 28 марта 1906 года Рутенберг назначил Гапону встречу в
Озерках. Якобы для достижения окончательной договоренности.
Во время беседы в соседней комнате находись двое
приглашенных Рутенбергом рабочих. Это были сторонники Гапона, если можно так
выразиться, участники Кровавого воскресенья. Поняв, каким нечистоплотным
человеком был их кумир, пролетарии без долгих разговоров повесили батюшку.
Незадолго до гибели
Георгий Гапон обещал обнародовать документы, касающиеся его отношений с Сергеем
Витте. «Когда они станут достоянием общественности, многим не поздоровится», -
уверял священник. Он договорился с адвокатом, что в случае его смерти тот
опубликует эти материалы.
После убийства Гапона
юрист выехал в Европу, чтобы предать информацию огласке в зарубежной прессе. Но
по дороге он внезапно скончался от желудочных болей, при этом документы
бесследно исчезли.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Весной 1906 года Петр
Рутенберг тоже отправился за границу. Возможно, скрывался от следствия. Он вернулся
в Петроград после Февральской революции, стал одним из руководителей
городской Думы. 24 октября 1917 года защищал Временное правительство. Его
арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Через несколько месяцев
большевики освободили Рутенберга.
Он эмигрировал из
советской России, перебрался в Палестину, где наряду с политикой занимался
электрификацией. Был знаком с Уинстоном Черчиллем и
Бенито Муссолини. Создал Палестинскую электрическую компанию. Имя
Рутенберга носит электростанция вблизи Ашкелона.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.