В Киеве акцентируют внимание на словах американского дипломата о том, что Россия не сделала абсолютно ничего для окончания конфликта на Донбассе, конкретных решений принято не было, но стороны договорились продолжить диалог. В Москве называют новый пакет американских наработок вполне реализуемым, а ключевой его момент — связь между поэтапным развертыванием в регионе сил ООН и реализацией политических пунктов Минских соглашений — позиционируется как уступка требованиям России. При этом один из соратников Суркова, директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков заявил: «То, что Волкер по-прежнему дает публично жесткие оценки российской политике объяснимо, этого требует внутриполитическая ситуация как в самих США, так и в подопечной Украине, но для переговоров с Россией это не помеха».
Однако скептически можно относиться не только к антироссийским, но и ко всем остальным заявлениям Курта Волкера. Напомню, его предшественница по переговорам с Сурковым относительно Донбасса, Виктория Нуланд, еще осенью 2016-го обещала усилить давление на Киев с целью ускорения выполнения Минских соглашений, особенно политических пунктов, и налаживания прямого диалога между Украиной и Донбассом — но ничего из вышеперечисленного не произошло. Поэтому сложно сказать, чем являются нынешние слова Волкера о том, что размещение миротворческой миссии ООН может начаться с линии разграничения, а расширение ее деятельности на всю неподконтрольную территорию и передача под контроль границы с РФ будет зависеть от выполнения политической части Минских соглашений.
Это может быть, как реальной готовностью достичь прогресса в урегулировании конфликта на Донбассе, так и попыткой понять, на какой компромисс готова пойти Россия, а то и вовсе провокацией демарша Киева с целью сорвать выполнение Минских соглашений вообще. Подтверждением последней версии может служить тот факт, что Волкер полностью поддержал украинские власти относительно принятого недавно закона «о реинтеграции Донбасса», который в Москве считают этапом подготовки к эскалации боевых действий, а также гарантировал поставки американских вооружений украинской армии.
Но в условиях, когда киевская «партия войны» поднимает голову, важным является сам факт того, что США и Россия впервые за последнее время сделали хотя бы незначительные шаги навстречу друг другу относительно урегулирования конфликта на Донбасс. Что примечательно, куда большую активность, чем ранее, проявил после встречи в Объединённых Арабских Эмиратах Курт Волкер, которому после критики со стороны Джо Байдена («Волкер – авторитетный парень, авторитетный. Но Курт, насколько мне известно, не обладает полномочиями») срочно нужно было продемонстрировать свою эффективность.
Поэтому для встречи в Дубае спецпредставитель Госдепа по Украине решил воспользоваться наработками спецпредставителя Украины по гуманитарным вопросам в Минске. Ведь что обсуждали Волкер и Сурков 26 января? Варианты миротворческой миссии на Донбассе и освобождение удерживаемых лиц. Почему именно эти темы? Потому что американская сторона была уверена в готовности Кремля решать указанные проблемы, так как 10 января Владимир Путин обсуждал эти вопросы с Виктором Медведчуком. По данным СМИ, одним из ключевых акцентов как раз и было обсуждение, какие варианты введения миротворческого контингента на Донбасс устроят США, Украину и РФ, а также следующий этап массового обмена пленными.
Фактически повестка переговоров Волкер-Сурков в Дубае повторяет ключевые вопросы, которые обсуждали Путин и Медведчук на встрече 10 января. А Курт Волкер уже после встречи в Дубае для улучшения собственного имиджа рассказал СМИ, будто обсуждал с Сурковым вопрос освобождения пленных, хотя спецпредставитель Госдепартамента никогда темой обмена не занимался (да она и не входит в его полномочия). С другой стороны, понятно желание Курта Волкера ассоциироваться с обменом пленными – единственным пунктом Минских соглашений, по которому есть очевидный прогресс.
За время военного конфликта Медведчук организовал уже два «больших» обмена:
- 26 декабря 2015-го, когда Киев передал «республикам» 222 пленных, а «ДНР/ЛНР» освободили 146 украинских силовиков;
- 27 декабря 2017-го, когда произошел обмен пленными и незаконно удерживаемыми лицами между Украиной и «республиками» Донбасса по формуле «306 на 74» (часть освобожденных отказалась от передачи на неподконтрольные территории).
Учитывая несколько других, не таких многочисленных обменов, всего благодаря Медведчуку на свободу вышли более тысячи человек, из них 478 вернулись на территорию Украины, включая народного депутата Надежду Савченко.
В завершение, встреча Волкера-Суркова в Дубае подтвердила, что США, которые ныне шантажируют Организацию Объединенных Наций сокращением своего взноса в бюджет этой всемирной организации в 2018-19 годах на 285 миллионов долларов, пытаются представить именно миротворческую миссию ООН ключом к урегулированию противостояния на Востоке Украины. И Курт Волкер в этом процессе выступает всего лишь как исполнитель воли Госдепа — отсутствие у него не просто серьезных полномочий, но даже необходимого уровня контактов ранее подчеркивал сам дипломат. При этом он на полном серьёзе пытается представить одно решение как некий альтернативный «мирный план», хотя миротворцы по определению являются лишь инструментом для реализации мирного плана по Донбассу.
Однако, как говорит пословица, даже плохой мир лучше хорошей войны. Поэтому конкуренция в миролюбивой риторике — это точно лучше, чем состязание в воинствующих лозунгах и взаимных угрозах. А вот можно ли говорить, что мы наблюдаем сближение позиций мировых держав по вопросу конфликта на Донбассе – покажет время.