От равноценного обмена — к обмену «всех на всех»

25 січня 2018, 14:34
Власник сторінки
Политический аналитик
0
От равноценного обмена — к обмену «всех на всех»
Обмененный 24 января Роман Савков

21-24 января состоялся очередной обмен пленными на Донбассе, на этот раз в формате «1 к 1». Разблокированный усилиями Виктора Медведчука процесс обмена, к счастью, продолжился и в 2018-м году.


Процесс передачи сторонами удерживаемых людей растянулся на четыре дня, что свидетельствует об отсутствии доверия между представителями Киева и Донецка. Сначала в минувшее воскресенье, 21 января, представителям «ДНР» на КПВВ «Майорск» передали 23-летнюю Надежду Козлову, указ о помиловании которой подписал президент Петр Порошенко с целью продолжения процесса освобождения заложников. И только в среду, 24 января, через тот же контрольный пункт в Украину вернулся старший солдат Роман Савков. 

Таким образом, на этот раз нивелирован аргумент «партии войны» о том, что обмены с «ДНР/ЛНР» являются неравноценными, ведь 27 декабря 2017-го Киеву были переданы 73 задержанных, а представителям ОРДЛО — 233 человека. Понятно, что публично требующие придерживаться принципа «око за око, зуб за зуб» не принимают во внимание гуманитарный аспект проблемы, и уж точно не думают о самих заложниках и их семьях. Именно поэтому полноценное выполнение шестого пункта Минских соглашений — «обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех» — затягивается вот уже скоро четвертый год.

Собственно, «большого» обмена пришлось ждать ровно два года, с 26 декабря 2015-го, когда Украина передала «республикам» 222 пленных, а «ДНР/ЛНР» освободили 146 украинских силовиков. После этого проводились лишь немногочисленные, в ходе которых в Украину вернулись, в частности, Надежда Савченко и Владимир Жемчугов. Они были организованы благодаря усилиям Виктора Медведчука, который все это время пытался не просто разблокировать процесс обмена, а вернуть стороны к выполнению одного из важнейших положений Минска-2.

Это удалось только 15 ноября 2017-го, когда спецпредставитель Украины по гуманитарным вопросам в присутствии патриарха Кирилла обратился к президенту РФ с просьбой содействовать обмену пленными между Украиной и «ДНР/ЛНР». После этого Путин лично поговорил по телефону с главами «республик» и убедил их согласиться на то, чтобы обмен проходил в несколько этапов. И гарантом того, что Киев и республики Донбасса не обманут друг друга, выступил именно Медведчук. 

При этом люди из окружения Порошенко, которые сначала добились сокращения списка передаваемых «республикам» людей почти на 70 фамилий, до последнего пытались сорвать проведение обмена. К примеру, представитель Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы Ирина Геращенко 27 декабря в СИЗО Артемовска оскорбляла пленных и угрожала лично разорвать их документы на помилование, а во время самого обмена в Горловке публично набросилась с претензиями на наблюдателей ОБСЕ.

К счастью, 27 декабря обмен состоялся, а 10 января 2018-го прошли первые реальные переговоры по дальнейшему освобождению задержанных. В этот день Медведчук встретился в Кремле с Путиным и обсудил второй этап обмена пленными между Киевом и ДНР-ЛНР, а также варианты освобождения на свободу граждан Украины, осужденных на территории Российской Федерации. 18 января в Минске Украина и «ДНР/ЛНР» обменялись списками лиц для дальнейшего обмена, и чуть ли не впервые это произошло без издевательских комментариев Ирины Геращенко в Facebook. Видимо, даже ей сложно было объяснить, как можно называть «террористами» людей, которые отдают захваченного в бою украинского военнослужащего за женщину с ампутированными конечностями, родившую ребенка в колонии.

Правда, в день освобождения Романа Савкова, к которому она не имела никакого отношения, госпожа Геращенко «оторвалась». Тут и без обзывания обмененной на него женщины «злодейкой» не обошлось, и без высокопарных слов типа «СБУ и мои помощники сопровождают Романа, уже завтра он сможет обнять свою маму». Примечательно: представитель Украины в гуманитарной подгруппе ТКГ описывала освобождение Козловой и Савкова как единичные случаи, что подчеркивает непричастность Геращенко к переговорам по обмену пленными. Она просто не владеет информацией относительно переговоров на высшем уровне, которые ведутся постоянно на протяжении многих месяцев. И понятное дело, что о конкретных договоренностях вроде даты обмена любительницам самопиара не сообщают. Ведь строчила вышеописанные посты в Facebook любительница дорогих сумок Ирина Геращенко (только её Bottega Venеta, заснятая в зале ВР, стоит более 4 тысяч долларов) из... Страсбурга, где прямо во время процесса обмена фотографировалась со своей коллегой Марией Ионовой, тоже известной модницей. 

Неизвестно, удалось ли Ирине Геращенко обновить свой гардероб во время поездки во Францию за деньги налогоплательщиков (формальный повод визита — участие в работе сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы), а вот поставленную перед ней и провластной частью делегации Верховной Рады задачу выполнить точно не удалось. 23 января ПАСЕ проголосовала за резолюцию о гуманитарных последствиях войны в Украине, причем с поправкой, в которой сказано, что необходимо пересмотреть так называемый «закон о реинтеграции» с тем, чтобы он базировался на Минских соглашениях и обеспечивал в полной мере социальную защиту и основные гуманитарные потребности гражданского населения на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей.

Таким образом, однозначную поддержку выполнению Минских соглашений публично высказал не только Европейский Союз, но и представительский форум Совета Европы. А 18 января специальный посланник ОБСЕ Мартин Сайдик выразил надежду, что этот год станет ключевым для реализации Минских соглашений, а Трехсторонняя контактная группа будет предпринимать усилия для урегулирования и решения неотложных проблем, в том числе обмена пленными. То есть в Европе формируется все более мощная коалиция в поддержку Минских соглашений. И хотя тезис о том, что в первую очередь необходимо обеспечить незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня не вызывает никаких сомнений, но он отнюдь не является препятствием для проведения обмена на основе принципа «всех на всех» в период перемирия. И даже если удастся освободить всего по одному человеку с каждой стороны, как во время последнего обмена, игра стоит свеч. Ведь как гласит ближневосточная мудрость, «спасая одну жизнь — спасаешь весь мир».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Ирина Геращенко,Виктор Медведчук,Перемирие на Донбассе,обмен пленными,минские договоренности
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.