Обман вслед за обменом

28 грудня 2017, 14:08
Власник сторінки
Политический аналитик
0
Обман вслед за обменом
Фото Patrick Lancaster (USA)

Так и не реализовав первый пункт Минских соглашений (о прекращении огня на Донбассе, Украина и республики продвинулись в выполнении шестого — обмен пленными. Дойдет ли дело до политических пунктов?


Состоявшийся 27 декабря обмен пленными и незаконно удерживаемыми лицами между Украиной и самопровозглашёнными «республиками» Донбасса по формуле «73 на 237» породил надежды на полное выполнение Минских соглашений. Действительно, это самое важное событие в гуманитарном аспекте урегулирования конфликта на Донбассе за последние 15 месяцев. А еще обмен стал самым многочисленным с 26 декабря 2015-го, когда под гарантии спецпредставителя Украины в Минске Медведчука Киев передал «республикам» 222 пленных, а «ДНР/ЛНР» освободили 146 украинских силовиков.

Нынешний прорыв в выполнении шестого пункта Минских соглашений — «обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех» — также стал возможен благодаря инициативе Медведчука. 15 ноября 2017-го он в присутствии патриарха Кирилла обратился к президенту РФ с просьбой содействовать обмену пленными между Украиной и «ДНР/ЛНР». Путин лично поговорил по телефону с главами «республик» и убедил их согласиться на то, чтобы обмен проходил в два этапа: сначала «ДНР» и «ЛНР» должны отпустить 74 украинских пленных, а Украина — 306 сторонников ДНР-ЛНР, на втором этапе Украина должна будет освободить 80 человек, а «республики» – 20.

Это был реальный компромисс: до того в Киеве заявляли о том, что из Донецка и Луганска должны отпустить более 150 людей, а ДНР и ЛНР, в свою очередь, требовали от Украины освобождения более тысячи людей, большинство из которых не принимали участия в боевых действиях на Донбассе, а были осуждены по «сепаратистским» и «террористическим» статьям в разных регионах Украины. Однако даже формула «74 на 306» вызвала фантастическое сопротивление со стороны киевской «партии войны», поэтому во время недавнего телефонного разговора с президентом Украины канцлер Германии отдельно остановилась на вопросе обмена. Как тут не вспомнить, что Медведчук был назначен посредником по урегулированию конфликта на Донбассе именно по настоянию Ангелы Меркель...

В пресс-релизе, обнародованном 22 декабря заместителем официального представителя правительства ФРГ Георгом Штрайтером, говорится, что Меркель и Порошенко подчеркнули важность заключения соглашения о скорейшем обмене пленными, удерживаемыми по обе стороны линии соприкосновения, и назвали это важным шагом в деле реализации Минских соглашений. При этом Порошенко заверил Меркель, что сделает все возможное, чтобы обмен состоялся как можно быстрее.

Однако, к сожалению, дальнейшие действия СБУ, которая с украинской стороны обеспечивает процесс обмена, оказались противоположными. Во-первых, из списков готовящихся Украиной к передаче людей исчезли граждане других стран — арестованный по «делу 2 мая» в Одессе россиянин Мефёдов, а также воевавшие на Донбассе бразилец Лусварги (снятый со специально посаженного в Киеве рейса «British Airways») и гражданин Эстонии Поляков (экстрадированный в Киев по решению официального Таллинна). Во-вторых, СБУ попытались насильно записать в списки на обмен арестованных в Украине журналистов — Василия Муравицкого, которого Amnesty International признала узником совести, а также Дмитрия Васильца и Евгения Тимонина.

Но главное — в целом украинский список сократился на 69 фамилий: двадцать девять осужденных в последний момент будто бы отказались от обмена, а сорок украинские суды оперативно признали отбывшими наказание и формально освободили — поэтому заставить их ехать в «ДНР/ЛНР» невозможно. К сожалению, практика последних лет показывает, что такие «освобождённые» (местонахождение многих из них, кстати, до сих пор неизвестно) могут быть в любой момент арестованы по новым обвинениям.

Естественно, подобный «обман вместо обмена» и односторонний отказ от согласованной на высочайшем уровне формулы вызвал резкую реакцию в «республиках». И разруливать ситуацию опять пришлось Виктору Медведчуку. 25 декабря по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла спецпредставитель Украины по вопросам гуманитарного характера в Минске встретился с главами «ДНР» и «ЛНР» для окончательного согласования даты и времени обмена. Встреча Медведчука, Захарченко и Пасечника прошла в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве, глава РПЦ также принял в ней участие.

«Я надеюсь, что обмен пленными, который произойдет, положит начало этому процессу, потому что в списки не вошли все те, кто еще некоторое время будет находиться в плену, но выражаю горячую надежду на то, что этот первый этап продолжится дальнейшими усилиями по освобождению всех находящихся в заключении», — подчеркнул после встречи Патриарх Кирилл.

Несмотря на противодействие киевской «партии войны», обмен 27 декабря был проведён, хоть и не в полном объеме (кроме описанного выше сокращения украинского списка, со стороны «ДНР» отказалась переезжать в Украину одна из запрашиваемых женщин). В целом же ситуация показала, что единственным лидером немногочисленной пока «партии мира» в Украине является Виктор Медведчук, которому удалось переломить негативный ход событий. Причём сделал он это согласно евангельскому «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» — в отличие от множества украинских политиков, чиновников и силовиков, непричастных к подготовке и проведению обмена, но продолжающих пиариться на судьбах пленных. Одним из таких «свадебных генералов» в последние дни на многих украинских телеканалах выступал экс-глава Службы внешней разведки Николай Маломуж, который вплоть до 27 декабря заявлял об обмене по формуле «74 на 306», выдавая не только свою непричастность, но даже привычную для украинских «разведчиков» неинформированность.

К сожалению, украинская пропаганда делает героев из людей, которые не просто не имели отношения к организации и проведению обмена пленными, но и до последнего пытались его сорвать — как уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию конфликта на востоке страны Ирина Геращенко, которая утром 27 декабря появилась в СИЗО, где содержались пленные боевики, и угрожала им лично разорвать документы о помиловании. Парадоксально, что именно Геращенко, Ирину Луценко и своего советника Руслана Демченко (бывшего протоколиста Ющенко и первого замглавы МИД времён Януковича) поблагодарил за состоявшийся обмен президент Порошенко, который 27 декабря пытался сыграть роль «царя-освободителя». Причем игра растянулась аж на три отделения — в Краматорске, Харькове и на военном аэродроме в Борисполе.

Такое поведение главы государства возмутило даже его бывших сторонников и коллег по Майдану. «Кто ещё не пропиарился на освобождении наших пленных?.. Президент Порошенко обладает удивительным даром — всегда быть там, где хорошие вести. Он открывает мосты, дороги, школы, детские лагеря, встречает пленных... Но его не встретите в торжественно открытом лагере после пожара, в Артёмовске до прорыва наших войск из Дебальцево, на ежегодном дне памяти погибших в Иловайске» — саркастически написал в Фейсбук известный волонтёр Юрий Касьянов.

Упомянутая Ирина Луценко, преисполненная важности на церемонии в Борисполе, заявила, что «Порошенко планирует провести серьезную работу по возвращению наших ребят, которые осуждены и в России. Для того сохранены российские пленные как дополнительная карта, как серьезный аргумент обменять российских граждан на наших граждан, которые находятся в России». Однако ни с Луценко, ни с Геращенко, ни с отставными дипломатами, подвизающимися на Банковой, в России вести переговоры не будут даже на уровне своего представителя в Трехсторонней контактной группе Грызлова, не говоря уже о главе МИД или президенте РФ. Можно сколько угодно показывать по телевизору Порошенко в камуфляже и берете, но процесс обмена сдвинулся с мертвой точки только после того, как Медведчук публично попросил об этом Путина на встрече с Патриархом Кириллом 15 ноября.

Попытки Порошенко в советском стиле «наградить непричастных» опасна ещё и потому, что Россия и «ДНР/ЛНР» могут отказаться от дальнейших обменов вообще. Переговорный процесс по этому вопросу крайне сложен — напомню, что со времени последнего организованного Медведчуком обмена, когда в сентябре 2016-го в Украину вернулись Юрий Супрун и Владимир Жемчугов, прошло более 15 месяцев. Складывается впечатление, что украинская власть решила бросить оставшихся пленных и удерживаемых на произвол судьбы, иначе бы приближённые к президенту люди не позволяли бы себе подобных действий и заявлений.

Однако после успеха 27 декабря главный вопрос не в том, произойдет ли следующий этап обмена, поскольку стороны конфликта всё же продемонстрировали, что в гуманитарном аспекте выполнения Минских соглашений они готовы к компромиссным и конструктивным шагам. Но вот распространится ли такая готовность на другие гуманитарные пункты «Минска», в первую очередь — на предусматриваемое п.8 полное восстановление социально-экономических связей, включая выплату пенсий и социальных пособий? И главное — перейдет ли Украина к обсуждению политического аспекта Минских соглашений, то есть амнистии для осужденных и отказе от уголовного преследования для участников событий на Донбассе, о проведении выборов в местные органы власти на территории отдельных районов Донецкой и Луганской области, об особом статусе для этих районов? И решатся ли, наконец, власти Украины внести изменения в Конституцию, чтобы на высшем уровне закрепить передачу полномочий от Киева регионам страны?

К сожалению, пока эти вопросы остаются без ответа, хотя все стороны конфликта, а также международные посредники по его урегулированию — Россия, Германия, Франция и даже США — публично клянутся в приверженности полному выполнению Минских соглашений. При этом 64,9% опрошенных Центром «София» граждан Украины отрицательно относятся к возможности проведения военного наступления с целью возвращения территории ОРДЛО под контроль Украины. Эти люди подтверждают слова премьер-министра Британии Невилла Чемберлена о том, что в войне не бывает выигравших — только проигравшие. Теперь важно, чтобы эту истину поняли украинские политики, находящиеся у власти.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Петр Порошенко,Виктор Медведчук,обмен пленными,минские договоренности
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.