Заявление о масштабном обмене пленными может стать одним из самых резонансных месседжей ежегодного отчета президента Украины.
Хотя пресс-конференция президента РФ 14 декабря в основном была посвящена внутрироссийским проблемам, об Украине Путин тоже вспомнил. И если привычные для российского лидера заявления о том, что «русские и украинцы один народ», «нас сначала разъединили, потом стравили» и т. п. вряд ли будут воплощены в конкретные действия, то слова относительно обмена пленными на Донбассе могут повлиять на судьбы сотен людей.
Путин впервые поднял проблему на уровень президентов РФ и Украины, напомнив о том, как лично убеждал руководителей «ДНР» и «ЛНР» согласиться на предложенный формат обмена. И подчеркнув, что вопросом освобождения пленных Виктор Медведчук занимается по поручению Порошенко. Фактически, именно к своему киевскому коллеге обратился руководитель России со словами: «Ну, давайте сделаем это, в конце концов. Потом можно и дальше пойти. Надо хоть в преддверии Нового года и Рождества сделать добрый шаг навстречу людям».
Именно как первый шаг куда более масштабного процесса воспринимает готовящийся обмен и сам Виктор Медведчук. «Это будет масштабное освобождение с двух сторон. И это будет серьезный шаг к установлению мира на Донбассе, направленный на реализацию Минских соглашений» — заявил он 16 декабря в комментарии украинскому изданию «Страна.ua».
Ни для кого не секрет, что киевские противники мирного урегулирования конфликта на Донбассе с самого начала саботирует выполнение «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», подписанного 12 февраля 2015-го в присутствии руководителей Украины, России, Германии и Франции. К примеру, спикер одного из лидеров этой «партии», главы МВД Украины Арсена Авакова, заявил 29 ноября 2017-го: «наши дипломаты просто обманули Российскую Федерацию, и, заключая эти договоренности, понимали, что мы их не будем выполнять». Причем для срыва мирного процесса на Донбассе представители официального Киева в Трехсторонней контактной группе используют как раз текст Минских соглашений — мол, раз не выполнен первый пункт (о незамедлительном и всеобъемлющем прекращении огня), то и все остальные Украина выполнять не будет.
Собственно, больше всего в Киеве противятся воплощению в жизнь последнего пункта «Комплекса мер...» — о проведении конституционной реформы в Украине, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями Донбасса), а также принятия законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Путин на пресс-конференции отдельно подчеркнул, что с украинской стороны нет никакого желания начать политический процесс и ввести в действие закон об Особом статусе Донбасса.
Виктор Медведчук в этой ситуации применил своеобразный «принцип айкидо» (т.е. использовать энергию противников против него самого), чтобы переиграть многократно превосходящие силы «партии войны».
Оппоненты Минских соглашений настаивают, что для перехода к выполнению их политической части нужно реализовать предыдущие пункты. Поэтому замысел Медведчука заключается в том, чтобы на первом этапе сосредоточить свои усилия на выполнении той части Минских соглашений, против которых даже самые циничные разжигатели войны публично выступить не могут. Речь идет о шестом пункте «Комплекса мер...» — обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Более того, понимая желание Киева использовать отдельных лиц для давления, как на «республики», так и на Россию, спецпредставитель Украины по вопросам гуманитарного характера в Минске предложил разбить обмен «всех на всех» на несколько этапов, во время первого из которых к семьям и родным смогут вернуться 74 украинских пленных и 306 людей, освобождения которых из украинских тюрем требуют «республики».
Если этот обмен состоится, как запланировано, до конца текущего года, он станет самым многочисленным с 26 декабря 2015-го, когда под гарантии Медведчука Украина передала «республикам» 222 пленных, а «ДНР/ЛНР» освободили 146 украинских силовиков. При этом со времени последнего успешного обмена прошло более года — в сентябре 2016-го благодаря усилиям Виктора Медведчука из плена в Донбассе вернулись экс-сотрудник Службы безопасности Украины Юрий Супрун и Владимир Жемчугов. А за все время конфликта спецпредставитель Украины добился освобождения нескольких сотен пленных с обеих сторон, только в Украину вернулись более 400 человек, среди которых народный депутат Надежда Савченко.
Но главное, чего он планирует добиться — осуществления последующих этапов обмена пленными, чтобы Украина и самопровозглашенные республики, наконец, полностью реализовали пункт №6 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» хотя бы через три года после его подписания. Ведь тогда можно будет говорить о воплощении в жизнь остальных пунктов документа, причем делать это также постепенно, как предусматривает предложенный им мирный план для Донбасса (план Медведчука).
Напомню, на стартовом этапе этот план предлагает, что президент подаст в Верховную Раду, а парламент голосует за законопроекты об объявлении амнистии для осужденных и об отказе Киева от уголовного преследования для участников событий на Донбассе, о проведении выборов в местные органы власти на территории отдельных районов Донецкой и Луганской области, об особом статусе для этих районов. А главное — о внесении изменений в Конституцию, чтобы на высшем уровне закрепить передачу полномочий от Киева регионам Украины. Эти шаги способствовали бы скорейшему введению в регион миротворческой миссии ООН, которая, в свою очередь, могла бы эффективно обеспечить всеобъемлющий режим прекращения огня, отвод вооружений, проведение выборов на неподконтрольной территории, и наконец — реинтеграции Донбасса в Украину.
Однако, похоже, именно этого боятся многие украинские политики, продолжающие называть себя демократами. Ведь вместе с территориями в состав Украины вернутся несколько миллионов избирателей, мягко говоря, критически настроенных по отношению к нынешней власти. И тогда результаты президентских и парламентских выборов, намеченных на 2019-й год, в таком случае будут радикально отличаться от постмайданного 2014-го.
Поэтому, к сожалению, киевская «партия войны» рассматривает только один вариант возвращения Украины на Донбасс — вследствие массированного наступления армии, Национальной гвардии и других вооруженных формирований, в разной мере подконтрольных Киеву. А после такого наступления — введение в регионе военного положения, во время которого никакие выборы невозможны. В жертву этому кровавому плану, который вряд ли когда-либо будет осуществлен в полной мере, уже несколько лет приносятся в жертву судьбы сотен пленных и незаконно удерживаемых людей. Спикеры «партии войны», брызжа пеной изо рта, вещают с высоких трибун и из эфиров ТВ-каналов, что проведение масштабного обмена станет успехом Путина и Медведчука, а не актом милосердия — это при том, что сам Медведчук в интервью «КП в Украине» подчеркнул, что все условия обмена согласовывает исключительно с президентом Украины.
Остается надеяться лишь на то, что Порошенко, любящий эффектные публичные акции, во время своей итоговой пресс-конференции или другого выступления перед журналистами вдруг заявит: «Только что согласно моему поручению произошел обмен пленными, и несколько десятков наших героев вернулись из застенков боевиков в Украину!»
Собственно, приближаются Рождество и Новый Год — почему бы накануне этих праздников не случиться чуду, которого ждут тысячи членов семей пленных и миллионы украинцев?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.