Зачем Украина убивает журналистов?

23 жовтня 2017, 19:08
Власник сторінки
Политический аналитик
1
515
Зачем Украина убивает журналистов?

24 октября в Житомире пройдёт первое заседание по делу Василия Муравицкого, которого обвиняют в госизмене за... журналистскую деятельность, работу по легальному контракту с российскими СМИ.


Не сумев победить Россию и Донбасс, киевский режим отыгрывается на своих подданных, еще способных на инакомыслие. Арест журналиста Муравицкого и запланированное судилище над ним, а также приговор в 9 лет тюрьмы для его коллег Васильца и Тимонина, — яркое тому подтверждение.

В условиях катастрофического падения уровня жизни в стране и угрозы потери контроля над территориями не только на Востоке, но и на Западе Украины, киевскому режиму срочно нужны хоть какие-то «пэрэмоги». Поэтому бессмысленно рассматривать вынесенный в конце сентября украинским журналистам Дмитрию Васильцу и Евгению Тимонину приговор с точки зрения права или даже украинского закона (который с каждым днём имеет всё меньше отношения к праву), поскольку это всего лишь очередная попытка воодушевления немногочисленных, но активных и зачастую вооружённых сторонников постмайданных властей, а также акция устрашения основной массы населения Украины.

В чём же, по мнению прокуратуры и суда, состоит «сепаратизм» журналистов и их «содействие террористическим организациям» (так в Украине принято называть де-факто власти неподконтрольной части Донбасса, «ДНР» и «ЛНР»)? Согласно обвинительному заключению, полностью переписанному в приговор, Василец и Тимонин «доставляли оборудование, предоставляли консультации и практическую помощь представителям телеканала боевиков «Новороссия ТВ», который транслировал новости самозваной «ДНР», в частности — будто бы зарегистрировали и настроили для этого канал на видеохостинге YouTube.

При этом прокуратура даже не пыталась доказать, что контент вышеназванного канала хоть как-то нарушает законы Украины. Более того — всё обвинение построено на предположениях, ни одного материального доказательства или свидетеля по фабуле обвинения нет. Просто сам факт поездки журналистов в Донецк в июле 2014-го, когда в этот город еще ходили украинские поезда, по мнению следствия и суда является достаточным подтверждением их «преступлений», заслуживающих 9 лет тюрьмы.

Напомню, бывшие журналисты онлайнового «17 канала» Дмитрий Василец и Евгений Тимонин находятся за решёткой уже почти два года — с конца ноября 2015-го. До того Евгений был мало известен публике — ведь он специалист по IT и оператор, который «делал» картинку, а не находился на ней. А вот Дмитрий в 2014-15 годах пытался публично реализовать лозунги о «свободе слова» и «праве на альтернативное мнение», которые звучали на Майдане и продолжали лицемерно эксплуатироваться постмайданной властью. В первые месяцы конфликта на Донбассе он даже пробовал организовать «телемосты» между Донецком и Киевом, на которых местные жители и политики смогли бы в прямом эфире обсудить разные подходы к дальнейшему развитию Украины. Конечно, когда Киев развернул против Донбасса широкомасштабную войну с использованием авиации и реактивной артиллерии, этим планам не суждено было реализоваться.

Но даже после этого Дмитрий Василец и Евгений Тимонин не теряли надежды найти точки соприкосновения с новой властью. Они создали общественное движение «Медиа-люстрация» и вошли в общественный совет возглавляемого кумом Порошенко Министерства информации, где в привычной для домайданной Украины манере троллили пропагандистов режима. В марте 2015-го Василец выступил инициатором учреждения «антипремии» имени Йозефа Геббельса для самых ярких нарушителей стандартов информационной журналистики, которая вручалась бы «за разжигание ненависти и вражды среди украинского народа, межнациональной розни, за причастность к созданию и распространению пропаганды, которая четко делит людей на плохих и хороших». Как оказалось, сразу же после этого, 6 апреля, СБУ открыла против Васильца и Тимонина уголовное производство по статье «создание террористической группы», начала прослушку их телефонов и негласное снятие информации с других каналов коммуникации.

Первыми номинантами «Премии Геббельса» стали журналист президентского «5 канала» Виталий Гайдукевич, призвавший всех несогласных с политикой властей собрать чемоданы и уехать в Россию, журналист прозападного издания «Український тиждень» Богдан Буткевич — за призыв убить миллион «лишних людей» Донбасса, и министр информации Украины Юрий Стець — за «монополизацию права на правду», а позже — ведущая телеканала «1+1» Наталья Мосийчук «за искажение действительности и манипуляцию общественным мнением».

Именно после первой церемонии вручения премии в адрес Дмитрия Васильца прозвучали первые публичные угрозы, которые нарастали с каждым днём. Однако последней каплей, переполнившей чашу терпения режима, стала организованная «Медиа-люстрацией» 18 ноября 2015-го трансляция одного из видеоблогов Анатолий Шария на большом экране в центре Киева, прямо на Крещатике. Не исключено, что команду «фас!» дал тогдашний премьер Яценюк, потому что в ролике шла речь о его выполненных с точностью до наоборот обещаниям не поднимать коммунальные тарифы для населения.

Утром 24-го ноября 2015 года в квартирах Тимонина и Васильца прошло организованное спецназом СБУ «маски-шоу», журналисты были сначала задержаны, а потом и арестованы по решению служителей украинской фемиды. С тех пор суды каждых два месяца продлевали им срок пребывания под стражей в Бердичевском СИЗО, при этом никаких следственных действий по сфабрикованному против них делу не происходило. Судебные заседания (как по вопросу продления меры пресечения, так и слушание самого дела) были откровенным фарсом — как отмечалось выше, следствие не предоставило ни одного доказательства или свидетеля, подтверждающего версию СБУ. К сожалению, в отличие от случая Руслана Коцабы, дело Васильца и Тимонина не заинтересовало международные правозащитные организации, а представитель омбудсмана Украины на одном из судебных заседаний запомнился тем, что защищал право «активистов» в камуфляжах занимать весь зал суда и не допускать туда журналистов.

Собственно, и в ходе слушания дела, и во время объявления приговора их коллегам (кстати, Васильца и Тимонина в этот момент из зала суда вывели) журналистов было очень мало. Подробные репортажи о процессе с разъяснением беспрецедентности ситуации опубликовали лишь несколько «оппозиционных» сайтов, а провластные СМИ сообщили о приговоре журналистам под заголовками типа «Суд приговорил двух пособников пропаганды боевиков к 9 годам тюрьмы». При этом «майданные» комментаторы в соцсетях бурно радуются приговору и выражают надежду, что «в апелляции сепарам еще пару лет добавят».

Однако и комментарии украинских «лидеров общественного мнения», которые позиционируют себя «адекватниками» и даже «ватниками», поражают не меньше. Бизнесмен и филантроп Гарик Корогодский написал у себя в ФБ: «9 лет. Журналистам. За создание ютубе канала, пусть даже преступного...» — то есть априори поддержал версию следствия. А редактор одесского сайта «Таймер» Юрий Ткачёв, который сам неоднократно подвергался репрессиям СБУ (обыски и т. п.), дал «небольшой совет тем из нас, кто пока ещё на свободе: диверсификация опасна... Следует понять, что вопрос не стоит так, что им надо будет доказывать вашу вину, а так, что должна быть техническая возможность доказать вашу невиновность: не состоял, не был, не участвовал. Вот мои статьи, вот мои публикации, вот мои посты — они все законны, а больше ничего такого я и не делаю. А если что-то из вашей деятельности непублично, то это обязательно будет использовано против вас».

Напомню, что житомирского журналиста и блогера Василия Муравицкого в начале августа этого года обвинили в «сепаратизме», «терроризме» и «государственной измене» как раз за публичную и законную деятельность — написание журналистских материалов. Причём написание на основе официального договора с информационным агентством, более того — гонорары за материалы переводились легально, и с них уплачивались налоги в бюджет Украины. Однако поскольку информационное агентство называется «Россия сегодня», для обвинения этого вполне хватило, хотя в его основу положены заключения экспертов о «наличии в публикациях блогера приёмов психологического манипулирования сознанием читателей». СБУ «расследовала» дело в рекордные для Украины сроки, и 26 сентября отчиталась о его передаче в суд.

По информации Центра Свободы Слова, в Украине более пяти тысяч людей подвергаются преследованиям за неугодные режиму посты и комментарии в соцсетях, их обвиняют в «сепаратизме» и «терроризме». Многие из этих людей находятся за решёткой — одни по приговору суда, другие в его ожидании. А те, кто не выдержал реалий украинских СИЗО и пошёл на сделку с СБУ, признав себя виновным и получив условный срок, фактически поражены в правах — ведь на них клеймо судимости.

Фактически за последних три с половиной года в Украине построена система государственного террора, которую Женевская конференции по вопросу терроризма 1987 года определяет как практики полицейского государства, направленные против своих граждан, такие как контроль за новостями, избиения, пытки, ложные аресты, массовые аресты, фальсифицированные обвинения, показательные суды, убийства.

Напомню самые резонансные смерти журналистов в Украине последнего времени: весной 2015-го в Киеве в упор расстрелян журналист и писатель Олесь Бузина, а летом 2016-го — взорван в своем авто журналист Павел Шеремет. В обоих убийствах подозреваются бывшие (и даже действующие) военнослужащие «добробатов», которые в нынешней Украине фактически являются неприкосновенными (для «участников АТО» даже специальную амнистию на днях объявили). Нападения на Руслана Коцабу весной 2017-го в Киеве также совершили сотрудники силовых структур, действующие под видом «активистов». Ваш покорный слуга 20 марта этого года в Черновцах подвергся нападению толпы «ветеранов АТО», которое было организовано СБУ, что публично признал тогдашний начальник департамента защиты национальной государственности (а ныне заместитель председателя) Службы безопасности Украины генерал Виктор Кононенко.

Девять лет тюрьмы для Васильца и Тимонина, и десять лет, которые прокуратура требует для Муравицкого, — это фактически попытка умышленного убийства журналистов. Понятно, что на фоне десяти с лишним тысяч погибших в войне на Донбассе еще два человека могут показаться статистической погрешностью. Но стоит всегда помнить фразу из Талмуда, ставшую слоганом фильма «Список Шиндлера»: «Кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». Известные украинские юристы, в частности, Андрей Портнов, заявили о создании украинской и международной юридических групп для отмены приговора Васильцу и Тимонину, а также наказания виновных в фальсификации их дела. Скорее всего, эта же группа займётся и сфабрикованным СБУ «делом Муравицкого». Однако не стоит недооценивать и роль журналистов и общественности, которые даже в условиях нынешнего государственного террора в Украине могут помочь незаконно обвинённым и осуждённым — хотя бы тем, что не будут молчать. 
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Свобода слова,журналист,свобода прессы
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.