Образование — лицо разума.
Кей-Кавус, персидский писатель
Образование всегда было одним из главных столпов, гарантирующих процветание любой страны. Ведь именно от него во многом зависит, обретут ли молодые поколения соответствующие знания, которые помогут им в будущем двигать страну вперед дорогой прогресса.
История не раз показывала нам, что в странах, где по тем или иным причинам тормозились образовательные процессы, через время начиналась стагнация и деградация во всех остальных сферах жизни.
Необразованное поколение – это фактически потерянное поколение. Особенно это актуально для XXІ века, когда мир меняется так быстро, как никогда ранее. И если посмотреть на самые успешные страны, то мы увидим, что подавляющее большинство из них заняло лидирующие позиции благодаря развитию в них науки и техники. Количество выплавленной стали и вспаханной целины давно уже не являются теми показателями, которые говорят об успешности страны. Теперь успешной считается та страна, которая может дать миру технологии. А новые технологии требуют соответствующе подготовленных специалистов, что вновь подводит нас к простой мысли: качественное образование для детей и молодежи сейчас – это ключ к успешному будущему страны.
Вполне логично, что такой важный процесс для выживания государства оно же и обязано сопровождать и контролировать. То есть именно от государства, его заботы об образовательной сфере будет зависеть успешность страны в преемственности поколений.
После обретения независимости Украина получила в наследство от Советского Союза достаточно развитую в техническом плане систему образования. Разумеется, у неё были свои проблемы. Там царил дух застоя и разрухи, который в последнее десятилетие жизни СССР присутствовал практически во всем.
Но вместе с тем мощная техбаза и большое количество подготовленных кадров давали отличную позицию для изменений. Железный занавес больше не был нам преградой. Мы были вольны выбирать тот вектор развития образовательной сферы, который хотели. А выбор этого направления фактически означал бы и выбор пути для всех остальных сфер жизни нашей страны. Перед нами был открыт весь мировой опыт, мы могли изучать, оценивать и выбирать между лучшими образовательными системами стран Запада и Востока. Однако этого не произошло.
Все годы независимости государство последовательно закрывало глаза на образование и его проблемы. Никаких качественных изменений, кроме вывода из образовательного процесса принципов марксизма-ленинизма, так и не произошло. Мы не совершили рывок вперед. Более того, мы практически растеряли всю ту базу, которая у нас была. Образование и наука потеряли связь с рынком труда и экономическим звеном.
Правительства сменяли правительства, а единого понимания, куда двигаться нашей образовательной сфере, так и не появилось. Бесконечные «качели» лишенных системности «реформ» не укрепляли образование, а наоборот, вносили туда ещё большую путаницу. И вместе с потерей науки и образования Украина теряла и свои перспективы стать успешной, высокоразвитой страной.
Мы дошли до того состояния, что школьники и студенты гораздо больше полезной информации могут подчерпнуть из Интернета, чем от учителей и преподавателей. Все наши программы и дисциплины в большинстве своём нацелены на прошлое, в то время как они должны быть направлены в будущее.
Но вот, наконец, власть объявила о том, что грядёт масштабная реформа образования, которую мы так давно ждали. Однако громкие заверения власти о том, что мы наконец-то сможем создать современную, отвечающую последним запросам систему обучения банально разбились о текст закона. Ни разу за годы независимости не было выполнено прописанное в законе об образовании условие о выделении 10% национального дохода на эту сферу. Нынешняя реформа урезала эту цифру до 7%, однако будет ли она выполняться – большой вопрос.
Статьи, как это у нас очень любят, перенасыщены декларативными заявлениями. Например, статья 5 утверждает, что «образование является главным государственным приоритетом, обеспечивающим инновационное, социально-экономическое и национально-культурное развитие общества. Финансирование образования является инвестицией в устойчивое развитие общества». Однако предоставленный на днях проект бюджета на 2018 год говорит, что реальность немного не соответствует обещанному.
Реформе нужно, как заявляет правительство, порядка 90 млрд грн. Где их взять – там ответа дать не могут. Увеличение финансирования сферы образования в следующем году запланировано всего лишь на 18%, что и близко не дает суммы, необходимой для его качественной перестройки. В то же время Верховная Рада поднимает свои расходы на 37%, а Кабинет Министров – на 28%. Плодить чиновников, а не образованную молодежь – не самое дальновидное решение.
Одним из самых резонансных пунктов законопроекта стало введение 12-летней системы обучения в школах.
Декларируемое профильное образование в старшей школе – это правильный путь. Однако большие сомнения вызывает способность властей обеспечить переход к действительно профильному и узкоспециализированному образованию в старшей школе. Кто и чему будет учить там детей – не ясно. Ведь не существует ещё ни образовательных программ, ни подготовленных специалистов соответствующего уровня, ни учебных пособий и методик. Как без всего этого будет обеспечено настоящее профильное обучение, которое до этого было прерогативой ВУЗов? Не окажется ли, что справится с этой задачей большинство школ окажутся неспособны, и профильное образование будет подменяться обыкновенным общеобразовательным процессом? Вопросы и вопросы, а чётких ответов на них нет.
Ко всему этому в Украине уже не первый год происходит процесс старения нации. В этих условиях отбирание у экономически активной части населения лишних года–двух грозит впоследствии катастрофически отразиться на экономике в целом и системе социального обеспечения в частности, что также вызывает большие опасения.
Огромный резонанс уже успела вызвать статья 7 законопроекта, определяющая языковые вопросы реформы. Правительство готовит волну совсем не ласковой украинизации. Обучение на языках нацменьшинств останется только в младших классах. С 5 класса обучение будет обязано вестись только на украинском языке. То есть школы с преподаванием на языках нацменьшинств фактически упраздняются. Как это вяжется со Статьей 10 Конституции Украины, которая гласит, что «в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств» – абсолютно не ясно. Ведь мы видим начало законодательного процесса ущемления этих самых языков.
Тысячи и тысячи людей уже возмущены такими решениями. Языковой вопрос всегда был точкой противоречия в Украине. И вот теперь данная реформа обещает нам только усиление противостояния в обществе, вместо его консолидации. Кроме этого мы получаем и проблемы на международном уровне. Венгрия, Румыния, Россия уже официально высказали свой решительный протест против этой нормы и заявили, что будут бороться с ней на уровне международных организаций. Но вместе с тем у себя не спешат открывать украинских учебных заведений.
Опасения вызывает и заигрывание власти с религиозными организациями. Стремясь заработать себе поддержку у такого влиятельного общественного института, как церковь, правительство уже пошло на очередное нарушение Конституции Украины. Украина – светское государство, в статье 35 Конституции сказано, что «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви». Пункт 1 Статьи 31 нового Закона об образовании подтверждает этот принцип: «Государственные и коммунальные учебные заведения отделены от церкви (религиозных организаций), имеют светский характер».
Однако уже следующий пункт этой же статьи говорит нам следующее: «Частные учебные заведения, в том числе основанные религиозными организациями, имеют право определять религиозную направленность собственной образовательной деятельности». Это же очевидное противоречие. Почему власть так непоследовательна?
Клерикализация обучения может нести угрозу самому образовательному процессу, поскольку известно, что религиозные догматы могут входить в противоречия со светской учебной программой, её определенными научными теориями и доктринами. И предпочтут ли в случае чего такие школы научное объяснение проблемы религиозному? Вопрос очень дискуссионный.
Весьма сумбурной и непродуманной выглядит идея интеграции предметов в школах. Например, химию, физику, биологию, астрономию, экологию и географию планируют объединить в дисциплину «Человек и природа». Почему власть вместо углубления знаний предлагает нам путь обобщений и поверхностности? Для меня это загадка. И где взять преподавателей по этим дисциплинам? Как педагогу, который, к примеру, имеет только географическое образование, получить ещё 5? И если вместо 6 преподавателей нужен будет только один – что делать с оставшимися? Насколько качественно один педагог сможет преподавать такое количество разнообразных дисциплин? Специалистом-энциклопедистом, как в XVIII веке, уже быть очень проблематично. В общем, опять вопросов возникает больше, чем у правительства есть ответов.
Резюмируя всё вышесказанное, приходится констатировать: вопрос предоставления качественного и современного образования украинцам всё ещё остается нерешенным.
Утверждённый депутатами закон об образовании не является ни глубоким, ни продуманным, ни инновационным. Более того, он полон противоречий и сомнительных утверждений, а некоторые его пункты вообще обращены в прошлое, а не будущее. Он не предлагает ничего качественно нового. Это просто далеко не самая качественная надстройка на морально и физически устаревшем здании нашего образования. Увы, наша школа будет продолжать готовить наших детей к жизни в мире, которого не существует.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.