Почему омбудсмен ДНР Дарья Морозова 6 сентября в Минске сорвала «большой обмен» пленными, к которому готовились почти год.
Разбитые надежды
Все сторонники мирного урегулирования, родственники и близкие пленных возлагали большие надежды на встречу Минской контактной группы 6 сентября. Но надежды разбила уполномоченный по правам человека ДНР Дарья Морозова, которая отказалась обсуждать вопросы обмена, заявив, что не получала никаких предложений и списков от официальных лиц Украины, уполномоченных на переговоры в Минске. На следующий день Морозова разместила на своем сайте более детальное заявление. «Хочу добавить, что никаких официальных предложений касательно обмена от оппонентов в цифровом формате нам так и не поступило», – официально заявила Морозова.
Но в данном случае Дарья Морозова просчиталась, поскольку обмен со стороны Украины курирует Виктор Медведчук, у которого за годы юридической практики выработалась привычка подкреплять каждое свое слово доказательствами и «записывать все ходы».
Спецпредставитель Украины по вопросам гуманитарного характера в Минске продемонстрировал принципиальную позицию, предоставив СМИ официальное письмо в адрес ДНР, датированное первым сентября 2017 года (01.09.2017). Собственно, больше ничего говорить не надо. В принципе, если внимательно изучить письмо, становится понятно, что Дарья Морозова с помощью скандала просто пытается скрыть собственную неподготовленность к переговорам в Минске.
В своем письме спецпредставитель Украины оперирует конкретными цифрами пленных с обеих сторон:
- ДНР предлагается освободить и передать 70 граждан Украины (представители самопровозглашенной республики согласовали этот список еще 19 июля);
- Украина заявляет о готовности к освобождению в общей сложности 199 человек из двух списков лиц, разыскиваемых ОРДО (говорится о списке 231 лица о 31 июля 2017 г. и списке 83 лиц от 25 августа 2017 г.)
Далее в письме Медведчук перечисляет нюансы о том, что 5 человек повторяются в обоих списках, 6 лиц отказались от того, чтобы их передали на неподконтрольные территории, 16 человек не привлекались к ответственности и находятся на свободе и т.д.
Хочется спросить – а где Ваш список, Дарья Морозова? Или Вы приехали в Минск, чтобы решать вопрос об обмене пленными, с пустыми руками, не подготовившись к встрече? Понимаете ли Вы, что за списками пленных стоят судьбы сотен живых людей, душевное здоровье их родных и близких?
По идее, если бы омбудсмены ДНР и ЛНР были готовы к переговорам, они бы предоставили свои списки. Если есть какие-либо расхождения – так на то и Минкая контактная группа, чтобы согласовать все нюансы непосредственно за столом переговоров.
А что делать человеку, который не подготовился к переговорам? Который не знает, сколько всего украинских пленных находится в ДНР, есть ли среди них люди, личности которых не удалось установить, в общем, все сопутствующие нюансы.
Самая примитивная линия поведения в таком случае – всячески отбиваться от разговора по сути, чтобы не продемонстрировать украинским переговорщикам свою некомпетентность, а взамен срывать переговоры с помощью громких заявлений и обвинений.
Это традиционный политический прием – когда человек, срывающий договоренности, старается первым обвинить другую сторону, чтобы отвести от себя подозрения. Как говорят в народе, «Вор громче всех кричит «Держи вора!»
Новая «Бесконечная история»?
Демарш Морозовой – это бумеранг, который бьет в первую очередь по политической позиции непризнанных республик. И вот почему. Пункт №6 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» – единственный пункт Минских соглашений, кроме отвода тяжелых вооружений, прекращения огня, мониторинга и верификации режима прекращения огня, который работал, свидетельством чего стали более 400 человек, возвращенных на территорию Украины Виктором Медведчуком.
В интересах «партии войны» (условное название группировок в Украине и самопровозглашенных республиках, зарабатывающих на военных действиях на Юго-Востоке) – продолжать войну до бесконечности. Для этого нужно превратить процесс мирного урегулирования в «бесконечную историю» – похоронить Минские соглашения, затем начать переговоры о Минске-3, подписать новые соглашения, чтобы на следующий же день начать срывать их выполнение.
И наоборот, любой успешный обмен пленными - это железобетонный аргумент, что Минские соглашения действуют. А вслед за пунктом об обмене пленными Украина и самопровозглашенные республики могут сдвинуть с мертвой точки выполнение и других пунктов (проведение местных выборов на Донбассе, закрепление особого статуса – и вплоть до передачи Украине контроля над границей).
Поэтому украинская «партия войны» готова, образно говоря, лечь на амбразуру, но не допустить обмена пленными – ни по формуле «всех на всех», ни по формуле «один на один», ни вообще по любой формуле. К сожалению, представитель ДНР Дарья Морозова своим непродуманным поведением и последующими заявлениями подыгрывает «партии войны» - и среди украинской власти, и в самопровозглашенных республиках.
А в глобальном смысле такое поведение бьет бумерангом по позициям самопровозглашенных ДНР и ЛНР, поскольку провал мирных переговоров – это стимул для нового обострения войны на Донбассе.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.