Ближний Восток времен Иисуса Христа был еще тем политико-религиозным террариумом, где сталкивались интересы великих держав и религиозных течений (они же политические партии).
«Иисус
Христос, несомненно, был исторической фигурой – он был повстанцем, одним из
наших, антиимпериалистов. Он восстал против Римской империи. Ибо кто мог бы
сказать, что Иисус был капиталистом? Нет. Иуда был капиталистом, взяв свои
сребреники! Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий.
Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочел смерть для
защиты своих гуманистических идеалов, и он жаждал перемен».
Уго Чавес
Ближний
Восток времен Иисуса Христа был еще тем политико-религиозным террариумом, где
сталкивались интересы великих держав и местных религиозных течений (они же политические
партии). Иудейскую элиту тех времен представляли саддукеи и фарисеи.
Саддукеи были
олигархами и контролировали большинство мест в Раде, то есть в Синедрионе. И,
конечно же, они были ватниками. То есть на словах выступали за мир, а на самом
деле сливали страну третьеримским оккупантам.
Политика
интересовала их куда больше, чем религия, в которой они защищали в основном
обрядную сторону. Говорят, даже могли выгнать из храма женщину в брюках или
мужика в шортах. А еще отстаивали устаревший календарь, не желая отмечать свои
праздники вместе со всем цивилизованным миром.
Саддукеи не верили в загробную
жизнь, поэтому старались построить для себя рай на Земле. Неудивительно, что среди них процветала коррупция. Многие
историки изображают иерусалимскую священническую аристократию как
коррумпированную и утратившую всякое уважение в народе. Священники-саддукеи
часто ездили на шестисотых «мерседесах» и жили во дворцах вместо келий.
Историки
пишут, что во время первосвященства Янана, его слуги «насильно овладевали
предназначавшеюся для простых священнослужителей десятиною; в случае же
сопротивления они прибегали к побоям». Главный саддукей мечтал, как римские
цезари, совмещать должности царя и первосвященника. Особое негодование в народе
вызывал жестокий и несправедливый саддукейский суд.
Другие авторы (в основном зрители третьеримского телевидения) считают, что
саддукеев оболгали жители Галилеи и продажные хронисты. Говорят, что в результате последней войны
саддукеи сбежали в Рим. Некоторые из них поселились в провинции Ростов и стали предками неких «малоростов».
Фарисеи были
в основном средним классом, предпринимателями и националистами. По социальному
статусу большинство из них, как полагают исследователи, было торговцами или
агробизнесменами, а особенно прославились производством восточных сладостей.
Они умело притворялись защитниками простого народа от олигархов
и третьеримских оккупантов. Периодически фарисеи созывали народ на иерусалимский Майдан. Поэтому
Синедрион, где большинство всегда было у олигархов, часто голосовал за то, чего
хотели фарисеи. Последние постоянно обличали коррупцию, саддукейские суды, третьеримскую
оккупацию и требовали немедленно начать реформы. Правда, никаких реформ фарисеи
так и не начали, что объясняли третьеримской оккупацией.
Фарисеи очень
любили демонстрировать свою религиозность, совершать публичные молебны и
показывать свою набожность по телевизору. Кроме священных текстов Ветхого
Завета, они почитали устные предания, особенно «Декалог израильского
националиста». Стремились создать независимую от
Рима еврейскую национальную церковь и заставить всех разговаривать на
гебрейском языке. Так как родным языком Иисуса был арамейский, фарисеи объявили
его римским шпионом, а его последователей «пятой колонной».
Некоторые из них очень хотели разбить кувалдами статуи римских цезарей в Иерусалимском храме,
которые называли идолами. Саддукеи же говорили, что это наша история и ее нужно
сохранять, чтобы не злить третьеримских оккупантов. Позже, придя к власти, фарисеи таки
разбили всех идолов, объявили политику делатинизации и создали целый Институт
гебрейской памяти, который подробнейшим образом регламентировал все стороны
жизни человека: приготовление еды, супружеские отношения и т.д. и т.п.
О фарисеях
Иисус говорил: «Книжники и фарисеи заняли место Моисея и учат вас. Все, что они
вам велят соблюдать – соблюдайте, но не следуйте их примеру, потому что они
говорят, а сами не делают». Притча о мытаре и фарисее наиболее четко выразила
отношение Христа к фарисеям и сделала фарисейство синонимом лицемерия.
Несмотря на
эксплуатацию националистических лозунгов, фарисеи после начала войны с
третьеримлянами первыми поспешили заключить минские соглашения и вообще убеждали
всех, что никакой войны с Римом нет.
Саддукеи и
фарисеи постоянно враждовали, устраивали драки на заседаниях Синедриона, что не
мешало им заключать браки между детьми, вместе воровать из казны и вместе же настучать третьеримским
оккупантам на Иисуса.
Христос
постоянно упрекал саддукеев и фарисеев и говорил ученикам: «смотрите,
берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».
Были в Израиле еще ессеи,
которые посмотрев на саддукеев и фарисеев, предпочли убраться из Иерусалима в
пустыню, где организовали что-то среднее между монастырем и колхозом.
А
закончилось все плохо – Иудейской войной и падением Иерусалима. Но это уже
другая история. Хочется верить, что не наша. Так как Иисус учил совсем другому:
что для Бога «нет ни эллина, ни иудея», что «не человек для субботы, а суббота
для человека», а еще, что «трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю
вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в
Царство Божие». И главное: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, делайте добро ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Но вместе с
тем, Иисус был революционером. Именно он сказал: «Кто
не со мной – тот против Меня» и «не мир пришел Я принести, но меч». Это уже затем сущность христианства
выхолостили церковники, превратив его в обслугу любой власти. И не было для
властей более страшной книги, чем Библия, читать которую мирянам запрещали как
католики, так и протестанты.
А вот православные подменили евангельский смысл
точным соблюдением обрядов – главное, чтобы женщины не в брюках и прихожане
руки на груди не скрещивали. Поэтому часто получается так, как в притче.
Пришел человек в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки
держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!»
Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и
говорит ему:
— Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести
надо, потом бы и заходили.
Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг
слышит он голос:
— Что ты, дитя мое, плачешь?
Поднял человек свое заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
— Господи! Меня в храм не пускают!
Обнял его Иисус:
— Не плачь, они и меня давно туда не пускают.
На мой взгляд, идеи Христа лучше всех передал Вуди Гатри:
https://www.youtube.com/watch?v=EDS00Pnhkqk
В русском переводе (близком к тексту):
https://www.youtube.com/watch?v=FJxiE4Hf90s
P.S. Прошу не
воспринимать этот текст, слишком серьезно, тем более, как научный трактат.
Любые совпадения с реальными событиями современности совершенно случайны.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.