По крайней мере, минэнерго Литвы считает именно так, о чем и заявило уже во всеуслышание. К сожалению, эмоциональная часть так называемых "литовских поставок" затмила рациональную: зачем вообще Украине покупать газ через Литву?
Украина и Литва уже давно сотрудничают в энергетических вопросах. Но пока они носили более теоретический, а не практический результат. В последние годы преобладало четыре общие темы. Первая - судебный процесс с "Газпромом". У Литвы есть опыт тяжбы в Стокгольме, но условия и причины судов кардинально отличаются от украинских. Кроме того, украинский контракт и объем рынка газа в разы больше литовского. Поэтому в реальности Литва тут ничем помочь Украине не может - разве что словами поддержки.
Вторая тема - это добыча "нетрадиционного" сланцевого газа. Но здесь позиции Киева и Вильнюса были одинаковыми, и было желание заниматься разведочной деятельностью в этой сфере. Правда, пока для Украины и Литвы все закончилось одинаково плачевно - заинтересованные компании (Shell, Chevron) де-факто прекратили работу в наших странах.
Третья тема носила более глобальный и перспективный характер - это тема возможных поставок электроэнергии из Украины в Литву. Но с резким изменением структуры производства электроэнергии, дефицитом угля и практически 50%-ым снижением экспорта электроэнергии разговоры об электроэнергии ушли в небытие.
Наконец, четвертая тема касалась терминала для сжиженого газа в Литве и возможных поставок газа в Украину через Польщу. В декабре 2014 г. Литва реализовала проект плавучего LNG-терминала в Клайпеде и заранее начала поиски рынков сбыта. По крайней мере, в 2012-2013 гг. представители Литвы и Польши неоднократно обсуждали этот вопрос и рассматривали поставки газа в Украину. Наша же страна до поры до времени оставалась за бортом этих переговоров.
Но в 2014 г. Украина и Литва продвинулись в этом вопросе. И в декабре прошлого года министр энергетики Литвы Рокас Масюлис озвучил планы Литвы на украинский рынок газа: "Мы уже передали украинской стороне все переведенные правовые и технические документы, связанные со строительством терминала сжиженного газа. Мы можем помочь построить такой терминал. Мы начинаем прокладывать газопровод в Польшу. Через него мы могли бы поставлять газ в Украину, когда будет построен интерконнектор". Также Рокас Масюлис сообщил, что Литва может начать поставки газа в Украину со своего LNG-терминала в Клайпеде только в 2018 году.
Накануне заявления Литвы в Минэнерго Украины бодро поддержали газовые инициативы Вильнюса: "В ходе заседания обсуждались пути диверсификации поставок газа в Украину, среди которых интересной для Украины есть возможность в приобретении природного газа из LNG-терминала в Клайпеде, который начал работать в декабре 2014 года. Литовская сторона активно поддерживает проекты, направленные на диверсификацию маршрутов газоснабжения, в том числе, строительство интерконнектора Украина - Польша. Кроме того, стороны заинтересованы рассмотреть возможность поставок газа через интерконнектор Литва -Польша с 2019 года".
Тогда возникает вопрос: какова причина того, что не прошло и полгода, а Литва уже внезапно пересмотрела свои планы и готова поставлять газ в Украину в 2015 году и через Беларусь?
Тот же министр энергетики Литвы Рокас Масюлис подтвердил, что Вильнюс обращался к оператору белорусской газотранспортной системы, которым является "Газпром", с просьбой пропустить газ и получили ответ, что газ транспортировать невозможно: "Это политика, которая усложняет дело. Мы могли бы начать экспорт сегодня, если бы нам разрешили".
В данном случае не меньшей политикой занимаются и в Литве. Во-первых, на сегодня у Литвы есть всего 500 млн куб. м газа, который они могут получить через терминал. Из этого объема Литва может поставить в Украину не больше 200 млн куб. м в год. Это небольшой объем.
Второй момент - это нежелание "Газпрома" как собственника белорусских газовых сетей транспортировать "литовский" газ. Экономическая сторона такого нежелания состоит в том, что это - мизерный объем транзита в пару сотен миллионов кубов газа. Тогда как в ЕС через Беларусь идет более 30 млрд куб. м.
Ломать графики из-за 100 или 200 млн кубов? Можно, конечно, согласовать поставки газа из Литвы, но какая выгода от этого для "Газпрома"? И здесь есть политический фактор - нежелание "дарить" Украине еще одну возможность протрубить на весь мир, что "Нафтогаз" получил новый канал поставок реверсного газа. Так что в политику здесь "играют" все стороны и Украина - в первую очередь.
Теперь самый интересный момент - что же это за газ? Ответив на этот вопрос, можно понять, что Литва в последнюю очередь думает об Украине и банально пытается пролоббировать свои маленькие интересы, а также заработать на Украине. Ведь газ, который Литва пытается «толкнуть» Украине, поставляет в Клайпеду норвежская Statoil. И, к сожалению, для Литвы контракт с Норвегией о покупке сжиженного газа оказался очень даже невыгодным. Цена 1000 куб м получается в современных условиях космической - 390-400 долл. Доставка в Украину через Беларусь повысит цену еще на 30 долл. как минимум.
Даже европейский реверс буде дешевле - с доставкой в Украину получится 280-300 долл. А российский газ - 248 долл. Так что для Литвы Украина является рынком сбыта дорогого газа.
Можно ожидать, что в очередь за Литвой скоро станет Польша, которая также опростоволосилась со своим LNG-терминалом в Свиноуйсьце, когда законтрактовала газ у Катара по цене больше 600 долл. за 1000 куб. м.
Похоже, что актеров в газовом театре Украины с каждым годом прибывает. Непонятно только, участником какого именно представления является Украина: комедии, драмы или трагедии? Учитывая, что с каждым годом наша страна становится все более зависимой от разных поставщиков энергоресурсов, можно утверждать, что на нашей газовой сцене разворачивается "газовая трагедия".
http://korrespondent.net/url.hnd?url=http://mignews.com.ua/avtor/blogs/5821025.html