Один из наиболее частых вопросов, который задают мне избиратели, - когда, наконец-то, в стране будет порядок с лекарствами?
Людей волнует, когда власть решит вопрос доступности лекарств, люди хотят знать, будут ли медикаменты в больницах, а станут ли цены в аптеках доступными?
В Коалиционном соглашении с целью борьбы с коррупцией было заявлено о необходимости выведения процедуры государственных закупок из компетенции Министерства здравоохранения Украины. И от того, насколько качественной будет реализация этого пункта соглашения, напрямую зависит обеспечение людей необходимыми лекарственными средствами.
Сегодня же, к сожалению, вопреки всем обещаниям, сами же инициаторы нововведений, вместо того, чтобы разработать единый, качественный проект Закона относительно обеспечения закупок медицинских товаров и препаратов, ведут между собой торги, возможно целенаправленно затягивая этот процесс.
Парадокс ситуации в том, что представителями коалиции зарегистрировано 8! (вместо всего 3-х необходимых) законопроектов, предусматривающих привлечение к проведению госзакупок специализированных учреждений ООН. Но отсутствие консолидации между, казалось бы, единомышленниками, не самое главное - на создание и утверждение выверенного законопроекта уже практически не осталось времени.
Чтобы Украина смогла осуществлять закупки через международные организации, кроме принятия вышеуказанных законопроектов, мы уже до конца марта должны сформировать и предоставить так называемые номенклатурные списки, то есть перечень товаров и лекарств которые нужно закупать по государственным программам.
Но, не смотря на это, заседания Комитета по вопросам здравоохранения то и дело переносятся, нет ни слушаний, ни обсуждений, а то немногое, что известно, противоречит разумному.
Так, например, по словам представителей общественности, с помощью ВООЗ и ЮНИСЕФ запланирована закупка медикаментов лишь по 4 государственным программам, напомню, что в Украине существует 17 государственных программ. Возникает вопрос - а, что, остальные 13 будут по-прежнему реализовываться по старым коррупционным схемам?
Еще вопрос: кто будет платить за регистрацию этих лекарств (даже если это будет происходить по упрощенной процедуре)? Что, может быть ВООЗ, ЮНИСЕФ? Почему одни производители получили такие преференции, а другие нет? Что в этой ситуации делать отечественному производителю?
Навряд ли, в этом случае мы можем говорить об исключении коррупции, что и было главной целью выведения закупок с Минздрава.
Непонятно также кто и по какому принципу будет составлять заявки. Неоднозначным является и сам факт поставки требуемых товаров. Окажется ли на складах поставщика необходимое количество медицинских препаратов или потребуется неопределенное время для их изготовления; получат ли, к примеру, наши дети в срок вакцины или же, как в прошлом году, график профилактических прививок будет сорван?! Ведь вакцины никогда не производятся впрок. Они не могут залёживаться на складах. У них очень короткий строк годности. Это сложный иммунобиологический препарат, на производство которого необходимо время.
Я убежден, что Минздрав не должен проводить закупки - медики должны лечить, создавать протоколы, стандарты лечения, а не торговать.
Существует множество вариантов вывода процедуры государственных закупок из МОЗ – это и электронные торги, и создание отдельного государственного органа, куда должны входить представители общественных и пациентских организаций, и передача закупок международным организациям.
Самое главное - этот процесс должен быть ПРОЗРАЧНЫМ и понятным для всех. Я уверен, что коррупция возникает там, где есть дефицит, непрозрачность, ограничение доступа к ресурсам с непонятных причин, и где есть возможность принимать решения в закрытом режиме.
Андрей Шипко
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.