Когда порядка 3.5 миллионов людей выходят на улицы просто чтобы продемонстрировать свою солидарность, понимая что никаких сиюминутных результатов достичь не получится, в этом есть нечто очень особенное. И дело вовсе не в количестве людей, которые вышли на площадь Республики. Дело в том, что все эти люди оставили за скобками свои различия, противоречия, религии и флаги. И вышли на улицы, чтобы показать, что есть совершенно универсальные и бескомпромиссные ценности, которые объединяют всех нас и которые стоят того, чтобы их защищать.
На мой взгляд, мы живем в удивительно интересное время. Время, когда с одной стороны, все едва ли не каждый день ругают современное общество за гипериндивидуализм. И с этим сложно не согласиться, культура потребления и жажда получить все и немедленно находятся на своем пике. Но, в то же время, это неутолимое стремление получить “все и немедленно” больше не имеет отношения только к получению простых удовольствий от жизни. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что “все и немедленно” это не только карьера, любовь, путешествия, но и желание жить в обществе где нет людей, которые сводят концы с концами на $1 в день, где есть возможность самостоятельно искать истину и рассматривать разные “правды”, а не следовать одному непонятно кем выбранному курсу, где зона комфорта каждого человека выходит далеко за пределы собственной квартиры. Никогда еще не было у людей такого большого стремления участвовать в жизнях других, как сегодня.
Безусловно, эти ценности играли колоссальное значение и раньше. И в США, и во Франции, и в других странах пролилось не мало крови, чтобы сделать их неприкосновенными. Но, на мой взгляд с конца 20-го столетия многие стали воспринимать наличие базовых свобод и прав как данность, и не заметили то, как общество постепенно начало меняться. И угрозы начали исходить не только от власти (яркий пример США, где фактически под предлогом борьбы с терроризмом установили слежку за всеми гражданами) но и от радикальных организаций как новосозданное “Исламское государство”, члены которого пытаются “утихомирить” не только своих соотечественников, но и международную прессу.
11 января Париж показал, что те ценности которые когда-то были записаны в Конституции, не просто формальность. И у французов, и у арабов, и у евреев, и у представителей десятков других национальностей, которые живут во Франции, есть четкое осознание, во-первых, того, что несмотря на все их различия, их объединяет любовь к жизни в демократичном, свободном и полном возможностей обществе. А, во-вторых, что все в этом мире взаимосвязано и безразличие к вещам, которые для вас в целом неприемлемы, но пока лично не касаются, только оттягивает срок, когда эти самые “вещи” постучат в вашу дверь. И именно поэтому “Je suis Charlie”. Я Charlie. Каждый из нас Charlie.
Разумеется, одна манифестация не способна стереть противоречия между сотнями тысяч людей. И, уверен, никому это и не нужно. Потому что именно на пересечении различий каждого из нас создаются новые миры. Но, в то же время, такие события как 11 января в Париже доказывают, что не в зависимости от стиля жизни каждого из нас, есть универсальные ценности, которые нас объединяют в одно гармоничное общество. И защищать их, значит защищать свое будущее. Что меня особенно приятно удивило, так это тот факт, что французы умеют защищать это будущее абсолютно мирно. Несмотря на то, что в акции на площади Республики принимали участие около 1,5 миллиона людей, ни одного инцидента агрессии полицейские не зафиксировали.
Безусловно, вопрос, который после всех этих драматичных событий волнует не только всех французов, но и каждого небезразличного человека: какой будет реакция французского правительства? К примеру, я был очень разочарован, когда буквально на следующий день после миллионной манифестации, где люди едва ли не каждую секунду скандировали “свободу прессе”, французское правительство предложило закон согласно которому можно блокировать интернет-ресурсы без предварительного судебного расследования. В этом же контексте сегодня рассматривается возможность введения аналогичных мер, которые включены в американский “PATRIOT Act”. А он фактически позволяет “знакомиться” с личной перепиской, разговорами и финансовыми счетами любого “подозрительного” человека. На мой взгляд, если такие меры все-таки будут введены, то это станет еще более значительным поводом, чтобы выйти на улицы чем трагедия в редакции Charlie Hebdo. Потому что “безопасность” не может быть предлогом для того чтобы за спинами каждого из нас вдруг появился вечно бодрствующий “большой брат”.