Вчера вечером я решил организовать небольшой флешмоб возле посольства Франции, посвященный теракту в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo. Там погибло 12 человек.
Это не обычный теракт. В этот раз религиозное мракобесие
при помощи пули и террора, пытается запретить свободу слова и выражения. Погибли
мои коллеги-журналисты. Некоторых из них я знал.
Среди них экономист и журналист Бернар Мари (одн
из авторов и акционеров издания, печатался под псевдонимом Oncle Bernard (Дядя
Бернар), главный редактор журнала Стефан Шарбонье, два основателя издания –
80-летний Жорж Волынски и 76-летний Жан Кабю, а также карикатурист Бернар
Верляк (Tignous). Это были мэтры политического
юмора и сатиры мирового масштаба.
Charlie Hebdo - французская сатирическая газета,
прародителем которой был журнал Hara-Hara-Kiri (основан 1960 и запрещен через
год). Издание возродилось, но из-за
острых «наездов» на президента де Голля, снова было запрещено. С 1992г. газета
выходит еженедельно (ее поднял тот самый Бернар Мари).
Издание Charlie Hebdo считается одним из символов свободы
прессы во Франции. В 2007-м году издание, вопреки официальным запретам,
перепечатало карикатуры на пророка Мухаммеда. Против издания было возбуждено
уголовное дело. Именно тогда один из основателей Charlie Hebdo Жорж Волынски
сказал, обращаясь к возмущенной исламской общественности: «Франция
свободная страна, у нас нет шариата, не
католического, не исламского. Идите нафиг!» Следует
отметить, что в судебном процессе на стороне редакции неожиданно стал
французский президент Жак Ширак - один из самых постоянных и любимых мишеней
авторов Charlie Hebdo.
Charlie Hebdo вообще не жаловал политиков и чиновников.
По-моему нет во Франции и Европе такого более-менее крупного политика, которого
не «простебали» бы карикатуристы и авторы издания. Нет у Charlie Hebdo и
морально-этических табу.
Украинскому читателю карикатуры Charlie Hebdo могут
показаться грубыми, брутальными и даже «возмутительно нетолерантными». Наш читатель
привык, что украинские СМИ имеют некоторые этические ограничители и
табуированные темы. Если вы не отъявленный «ватник» или украинофоб, вы не
будете острить на передовице своей газеты о Небесной Сотне. Это наша национальная
специфика. Мифологизированное сознание нации, которая только начинает по-настоящему
консолидироваться, не может отказаться от табуированных тем. Пока нельзя…
Французское общество другое. Традиции политического юмора
и сатиры во Франции имеют свои корни еще в памфлетах и газетах-листовках времен
Вольтера. Свобода слова и выражения была и есть краеугольным камнем
прогрессивной французской прессы. Отсутствие «запретных тем» не было
коммерческим «уникальным предложением» Charlie Hebdo. Основной конкурент на
рынке – леворадикальный сатирический еженедельник Le Canard enchaîné
(существующий с 1915 года) также известен своей «отвязностью».
В свое время французский шансонье и известный юморист Жорж
Брассенс сказал, что «право смеяться над столпами общественной морали и веры он
заслужил благодаря штыкам санкюлотов» (бедняков, делавших Великую Французскую Революцию).
Поэтому и расстреляли
Charlie Hebdo именно за это право - смеяться над общественными, «общепризнанными»
табу.
Charlie Hebdo жестко «стебало» «чрезмерно толерантное
отношение государства к религиозной экспансии». Одним из завоеваний французских
революций является светской государство, где церковь надежно отделена от государства.
В последнее время государство делало все больше уступок религиозным общинам,
которые навязывали свои морально-этические нормы всему французскому обществу. От
усиливающегося влияния католической церкви на школу, до правил ношения хиджабов
и крестиков. Но главное против чего выступал творческий коллектив Charlie Hebdo
– это мракобесие, варварство и отсталость религиозного фундаментализма (как
исламского так и христианского). Объектами карикатур были почти все символы
веры всех религий, религиозные лидеры и святые. Это была борьба атеистов за
право жить в светском государстве.
Острие политической сатиры издания было направленно
против таких явлений как терроризм, фундаментализм любой окраски, ксенофобию,
расизм, авторитаризм, гомофобию и «перегибы толерантности к сексуальным меньшинствам»,
патриархальность, потреблятсво, сексизм и радикальный феминизм.
А еще ребята из Charlie Hebdo не боялись. Вообще. Да, они
предполагали, что карикатуры на Мухаммеда им аукнутся. Например, хулиганским
нападением, «бомбой в посылке», обрисованными угрозами стенами офиса, судебным
иском, еще одним заочным приговором шариатского суда… Но чтобы «профи» пришли расстреливать
всю редакцию - такого не мог никто предположить.
Политический юмор стал небезопасен для жизни.
Однако, если посмотреть глубже, то мы, в Украине, имеем
те же риски.
Во-первых, византийская традиция сращивания власти и церкви
после Революции Достоинства только усилилась. В Госбюджете осталась строка финансирования
Национальной комиссии по морали, которую должны были разогнать еще в 2012 году. Церковь все активнее приобретает
имущественные права, усиливает влияние на образование. Я говорю сейчас не об
конфессии, а об институте. Клерикализм начинает приобретать узнаваемые
очертания. Хотите доказательств? Попробуйте
вести беспрепятственно атеистическую агитацию на улице…
Во-вторых, это нетерпимость и снижение уровня
толерантности в обществе. Это можно списать на войну, аннексию, гражданское
противостояние… На что угодно. Но факт остается фактом, люди вооружены и порог
толерантности понижен до плинтусового уровня.
А если это наложить на отсутствие правового государства, неэффективность
правоохранительной системы и недоверие к власти вообще?
В-третьих, не смотря на то, что я не преувеличиваю влияние
ультраправых на украинское общество, меня напрягают молодчики со свастикой и с
оружием, легализированные в каком-либо качестве. История имеет много примеров
когда подобное попустительство со стороны властей заканчивается плачевно.
Почему я все это пишу? Дело в том, что в 2006 году мы
создали в Украине первое политическое сатирическое издание «Параска.info». Именно по образу
Charlie
Hebdo (в нулевом номере стиль карикатур напоминал французский
аналог). Журнал просуществовал до 2010 года. Это было веселое время. Политики с
юмором относились к сатире и это давало нам некоторую уверенность в своей безнаказанности.
При Януковиче шутить можно было только определенным товарищам и на определенные
темы, но в целом даже те, кто выходил за рамки страдал только материально.
Сегодня мы имеем 2015 год. Возможно, я снова открою политико-сатирическое
издание. Костяк команды сохранился. На Майдане мы (СпильноТВ) освоили и новые
технологии.
Вы скажите: у нас полная свобода слова – стебись на здоровье.
Вот тут то и загвоздка. Не придут ли ко мне в редакцию парни с калашами, если
какой-то карикатурист или автор текста заденет чьи-то «символы веры»? Даже в
безопасной Европе шутить стало небезопасно. Что уже говорить об Украине?
Вот такими чувствами я и руководствовался, призывая
френдов сходить на флешмоб солидарности с французским народом и журналистами Charlie Hebdo к посольству Франции.
У нас общая проблема: отстоять свое право на свободу
мысли. И отстоять это право нам нужно не перед государством (с ним мы как-то
справимся, есть опыт), а перед варварством
и мракобесием толпы. У французов – это оказались религиозные фанатики, у нас
это может быть любое «чмо» с оружием и уверенность в собственной
исключительности.
Спасибо всем тем, кто откликнулся на наш призыв и пришел
7 декабря, в рождественский вечер, к посольству Франции (Алексей Полторак, Петр
Охотин, Богдана Бабич и др), а также всем, кто расшарил наше сообщение.
Немного об акции на ГромадскомТВ - http://korrespondent.net/url.hnd?url=http://www.hromadske.tv/society/kiyani-priishli-do-frantsuzkogo-posolstva-vshanuva/
Мой комментарий СпильноТВ
- http://korrespondent.net/url.hnd?url=http://www.ustream.tv/recorded/57316356
Подборка информации о терракте http://korrespondent.net/url.hnd?url=http://gordonua.com/publications/Islamistskie-terroristi-protiv-redakcii-Charlie-Hebdo.html
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.